4. 4в Голландский реализм XVIIвека. Рембрандт

4.4в Голландский реализм XVIIвека. Рембрандт

Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—1669) родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы, и после латинской школы недолгое время учился в Лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью.

В 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии, который, естественно, привлекал молодого художника.
30-е годы — время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописца большая заказная картина—групповой портрет, известный еще как «Анатомия доктора Тулпа», или «Урок анатомии.1632».

На рембрандтовском полотне люди объединены между собой действием, все представлены в естественных позах, их внимание обращено на главное действующее лицо —доктора Тулпа, демонстрирующего у «разъятого» трупа строение мышц.

 В 1634 Рембрандт женится на девушке из богатой семьи — Саскии ван Эйленборх — и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самый счастливый период его жизни. Он становится знаменитым и модным художником. Немалое наследство Саскии и его собственные работы дают материальную свободу. Весь этот период овеян романтикой.  Но, пожалуй, ярче всего мироощущение Рембрандта этих лет передает известный «Автопортрет с Саскией на коленях.1636». Откровенной радостью жизни, ликованием пронизано все полотно. Феерический, сказочный мир. Язык барокко наиболее близок выражению приподнятого настроения.

В сложных ракурсах предстают перед нами персонажи картины «Жертвоприношение Авраама.1635». От тела Исаака, распростертого на переднем плане и выражающего полную беспомощность жертвы, взгляд зрителя обращается в глубину к фигуре старца Авраама и вырывающемуся из облаков посланцу Бога ангелу.


Со смертью Саскии в этом же 1642 году происходит естественный разрыв Рембрандта с чуждыми ему барокко.

В картине «Даная.1636» уже и тогда было высказано в этом образе чувственное начало, языческое, в какой-то степени «тициановское» было в ней лишь частью общего в выражении сложных душевных переживаний, единого душевного порыва, вся картина лучится светом. Это некрасивое тело было передано предельно реалистично. Но Рембрандта не устраивала внешняя правда. Обратившись к картине в 40-е годы, художник усилил эмоциональное состояние. Он переписал заново центральную часть с героиней и служанкой. Изменилась и манера письма. Огромную роль играет свет. Световой поток как бы окутывает фигуру Данаи, она вся светится любовью и счастьем, этот свет воспринимается как выражение человеческого чувства.

В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтичные стороны человеческого бытия материнскую любовь и сострадание. Наибольший материал ему дает Священное Писание.

Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство.1645». Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья. Жест руки матери, откидывающей полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа — все глубоко продуманно. Простота быта и облика людей не заземляет тему. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.

Большое место в творчестве Рембрандта занимает пейзаж, как живописный, так и графический (офорт и рисунок). В изображении реальных уголков страны он умеет так же, как и в тематической картине, подняться над обыденным, например, «Пейзаж с мельницей.1641».

Последние 16 лет—наиболее трагические годы жизни Рембрандта. Он разорен, не имеет никаких заказов, у него нет собственного дома, он потерял всех близких, любимых людей, и даже ученики предают его.

В картинах Рембрандта того времени всё очищено от случайного, детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклоны голов. Фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста. Главными выразительными средствами являются не линии и массы, а свет и цвет. Цвет приобретает звучность и интенсивность.

 Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30-х и даже 40-х годов. Рембрандт в то время умел создавать портрет-биографию, выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни («Портрет старика в красном», около 1654).

Но наибольшей тонкости характеристик Рембрандт достиг в автопортретах, которых дошло до нас около ста и на которых прекрасно прослеживается бесконечное многообразие психологических аспектов, разнообразие рембрандтовских характеристик. Но во всех них образы имеют глубокий философский смысл, они повествуют о тайнах бытия, о трагизме человеческой жизни, в них выражено неистребимое чувство самого художника к справедливости и добру.

Единственное известное высказывание Рембрандта — это: «Я писал только портреты». Матисс в своих записках [15] говорит, что: «Единственное известное высказывание Рембрандта — это: - Я писал только портреты».
Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668—1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. Сюжет библейской притчи о беспутном сыне, после многих скитаний возвратившемся в отчий дом. В этой картине царит предельная напряженность чувств, душевное потрясение, счастье возвращения и обретения, бездонная родительская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния. Эта картина делает сцену понятной разным людям всех времен и сообщает ей бессмертие. Колористическое единство здесь особенно поражает. От оранжево-красных тонов фона — это все единый живописный поток, воспринимающийся как выражение единого чувства.

Рембрандт имел огромное влияние на искусство. У него было много учеников. Они усваивали систему рембрандтовской светотени, но рембрандтовского постижения человеческой личности, естественно, усвоить не могли. Поэтому некоторые из них не пошли дальше внешнего подражания учителю, а большинство изменило ему, перейдя на позиции академизма и подражания модным тогда фламандцам, а затем французам.

В последней четверти XVII века начинается упадок голландской живописной школы, потеря ее национальной самобытности, а с начала XVIII столетия наступает конец великой эпохи голландского реализма.


Рецензии