4. 5. Французский классицизм XVII в. Ленен, Латур

4.5. Французское искусство XVII века. Классицизм
XVII век — время формирования единого французского государства, французской нации. Во второй половине столетия Франция —самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе.

Это и время сложения французской национальной школы в изобразительном искусстве, формирования классицистического направления, родиной которого по праву считается Франция.

В сфере изобразительного искусства процесс формирования классицизма был не таким единым, здесь переплелись влияния маньеризма, фламандского и итальянского барокко. На французскую живопись первой половины века имели влияние и кавараджизм, и реалистическое искусство Голландии.

Главные приметы караваджима это максимальная реалистичность, отсутствие театрального антуража (нарядных костюмов, пышных платьев, барочных завитков и так далее), максимальная передача объемности фигур, а также резкий контраст света и тени, придуманный Караваджо (градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объёмным).

Картины нарисованы на темном фоне, силуэты людей светлые. Преобладают мрачные цвета: коричневый, черный, пурпурный, иногда темно-зеленый — кажется, что действие картины происходит в плохо освещенной комнате.  Чуть позже импрессионисты говорили «надоело рисовать различными цветами кофе».
 
  На творчестве живописцев братьев Ленен особенно Луи Ленена отчетливо прослеживается влияние голландского искусства. Луи Ленен (1593—1648) изображает крестьян без пасторальной слащавости, без сельской экзотики, не впадая в умиление. В живописи Ленена нет, конечно, следов социальной критики, но его герои полны внутреннего достоинства и благородства, как персонажи жанровых картин молодого Веласкеса.

Творчество французских художников XVIII века братьев Ленен в течение двух столетий является загадкой для историков искусства. Известно, что их было трое — Антуан, Луи и Матье. Известно и то, что они работали вместе и подписывали свои картины общим именем — Ленен. 

Братья родились в Лане и работали в Париже, им принадлежат картины из жизни крестьян и мелких буржуа. Работали в близкой манере, подписывались одной фамилией, поэтому их работы с трудом поддаются различению. Более известен Луи, ему приписывают преобладающую часть картин из крестьянской жизни, например, «Счастливое семейство.(Лувр)». Преобладающую часть миниатюр приписывают Антуану, портреты — Матье, например, «Портрет юноши» или «Игроки».

Бытовая жизнь передаётся Лененом возвышенно «Крестьянская трапеза.1642». В них нет повествовательности, иллюстративности, композиция строго продумана и статична, детали тщательно выверены и отобраны ради выявления прежде всего этической, нравственной основы произведения.

К этому же направлению относится творчество художника Жоржа де Латура (1593— 1652). В своих первых работах на жанровые темы Латур выступает как художник, близкий к Караваджо «Гадалка.1633-1639». Вторая половина 30-х —40-е годы —время творческой зрелости Латура. Он меньше обращается в этот период к жанровым сюжетам, например, «Шулер с трефовым тузом», видно, что есть нечто таинственное во взаимоотношениях персонажей. Игра здесь всего лишь предлог. Мастер использует ее, чтобы вывести наружу три порочных искушения в соответствии с моралью XVII века: игра, женщины и вино.

Латур пишет в основном картины религиозные. Темы Священного Писания дают художнику возможность раскрыть языком живописи самые значительные проблемы: жизнь, рождение, смирение, сострадание, смерть. Огромное символическое значение в произведениях Латура имеет свет (обычно это свет свечи или факела), придающий его композициям оттенок таинственного, неземного, например, «Святая Ирина, врачующая Святого Себастьяна.1652».

Художественный язык Латура — предвестие классицистического стиля: строгость, конструктивная ясность, четкость композиции, пластическое равновесие обобщенных форм, безукоризненная цельность силуэта, статика. Все это сообщает образам Латура черты извечного, надмирного.


Рецензии