Взгляд католика на творчество Достоевского

У теолога Романо Гуардини есть замечательная книга - "Человек и его вера". Замечательна она тем, что это взгляд богослова на литературоведческую проблему: Гуардини определяет принадлежность персонажей Достоевского к тому или иному религиозному типу (всего этих типов, по мнению автора, семь). Особенно заинтересовал меня тип, к которому Гуардини относит Сонечку Мармеладову ("Преступление и наказание"), другую Соню - любовницу Версилова, мать Аркадия, и её законного мужа - "странника" Макара Долгорукого ("Подросток). По мнению автора, этих людей объединяет то, что все они находятся в бедственном, позорном и неприемлемом для них положении, в котором оказались не по своей воле. Барышня Соня Мармеладова занимается проституцией, чтобы содержать отца-пьяницу, сумасшедшую мачеху и её детей. Крестьянка Софья, будучи замужем за Макаром, много лет состоит в блудном сожительстве с барином Версиловым, рожает ему бастардов. Макар Долгорукий - рогоносец, уступивший свою жену барину за вольную и три тысячи рублей. Все трое - набожные, глубоко религиозные люди, оценивающие свое поведение с христианских позиций, т.е. как грех. Грех - быть блудницей, грех - нарушить святость брака, грех - уступить венчанную жену другому, как вещь. При этом они не предпринимают ничего, что могло бы изменить ситуацию: Соня могла бы жить честным трудом, предоставив отца и мачеху судьбе; Софья Долгорукая могла бы оставить любовника; Макар мог бы увезти жену силой или, наконец, убить её (с точки зрения патриархальной крестьянской морали, так и следовало поступить - лучше ей умереть, чем жить в блуде). Но они ничего не делают, они терпят. Более того: они, не переставая осуждать себя как грешников, прощают тех, по чьей вине их жизнь разрушена, а сами они опозорены. Соня Мармеладова жалеет безумную истеричку-мачеху, толкнувшую её на панель, Софья Долгорукая по-своему любит Версилова, странник Макар не винит ни барина, ни жену. Причем себя они не оправдывают, не изобретают никаких "теорий" (наподобие раскольниковской). Почему???
Гуардини делает вывод - потому, что все трое считают мир принципиально непостижимым, как и Божью волю, и мирятся с этой непостижимостью. Их судьбы, их страдания, их позор - частный случай таинственного Божьего Промысла. Поэтому другие не виноваты, никто не виноват, некому мстить, некого проклинать и ненавидеть. Но - вот парадокс! - с них самих этот Божий Промысл не снимает ни греха, ни вины. Однако дает им силы жить, пусть и опозоренными - "Люби, покуда любится, терпи, покуда терпится, прощай, пока прощается - и Бог тебе судья..."(с) Они как бы поднимаются над своим несчастьем, смотрят на свою жизнь как бы со стороны, сверху - как отлетевшая душа на мертвое тело.


Рецензии
Спасибо, Елена, за «наводку» - ещё один взгляд на творчество Фёдора Михайловича.
Уже скачал, распечатаю, прочитаю.
С уважением,

Санджак Марат Анатольевич   25.07.2018 17:47     Заявить о нарушении
У Гвардини интересная оптика.

Елена Цыганова   26.07.2018 09:58   Заявить о нарушении
Алаверды - рекомендую статью Ивана Александровича Ильина "Образ Идиота у Достоевского".

Санджак Марат Анатольевич   26.07.2018 10:48   Заявить о нарушении