5. 3а. английское искусство xviiiв. гейнсборо, ром

5.3а.Английское искусство XVIIIв. Гейнсборо, Ромни

Художник Томас Гейнсборо (1727—1788) —второй великий портретист XVIII столетия.

В английской живописи эпохи Просвещения. Гейнсборо выражают как бы две стороны просветительской эстетики: рационалистическую и эмоциональную. Гейнсборо провёл свою юность и молодость в провинции, поэтому на его картинах прослеживается глубокая любовь к природе своего края. Тонкое чувство природы, музыкальность и внимание к душевному миру характеризуют его живопись. Он создает в своих портретах ярко выраженный англосаксонский тип, в котором подчеркивает одухотворенность, мечтательность и тихую задумчивость.

Светлая колористическая гамма серо-голубых, зеленоватых оттенков становится отличительной для его живописи.

В портретах Гейнсборо отсутствуют аллегории, он не подчеркивает той роли, которую модель играет в обществе. Например, портрет известной актрисы лондонского театра Друри-лейн «Портрет Сары Сиддонс, 1785», которая будучи одной из двенадцати детей владельца бродячего театра, сумела стать ведущей актрисой своего времени.

Творческая жизнь Гейнсборо совпала с формированием на английской почве сентиментализма, нашедшего свое наиболее полное выражение в его искусстве. Пейзаж в портретах Гейнсборо имеет огромное значение.

В ранних портретах он конкретно узнаваем. Это холмы и долины, мощные дубы его родного края «Мистер Эндрюс с женой.1749». Его модели поэтичны, мечтательно-задумчивы, душевно-тонки, в них подчеркнут высокий интеллект.

Гейнсборо умеет схватить мимолетное, ускользающее, неуловимое для простого глаза, он придает особую хрупкость и изящество всегда несколько удлиненным женским фигурам. Это прозрачная, чистая, свежая живопись.

Поздние полотна Гейнсборо сотканы из мазков разной плотности и формы сине-голубоватых, зеленоватых, серебристых тонов, то сгущенных, то оставляющих видным грунт и всегда образующих сложный пластический ритм. Живописная техника Гейнсборо как будто специально создана для передачи сырого воздуха, в котором растворяются густые кроны деревьев, очертания холмов и коттеджей. 

Наиболее близок к Рейнолдсу Джордж Ромни (1734—1802), писавший в широкой живописной манере в основном портреты молодых англичанок.

Светские женские портреты, естественно, трактованы художником в более интимном, камерном ключе. В молодом Ромни много живости, непринужденности, но иногда он впадает и в слащавость, поверхностность и излишнюю эффектность, как в картине «Леди Гамильтон в образе вакханки.1785». 
 
На рубеже веков портретную традицию XVIII столетия завершает творчество Томаса Лоуренса (1769—1830), первого английского портретиста, восторженно принятого на континенте. Но, начав с портретов, близких к Рейнолдсу, Лоуренс завершает творческий путь произведениями более холодными, поверхностно-эффектными, хотя и несомненно виртуозными по технике.

Творчество  Лоуренса в основной своей части принадлежит уже следующему столетию «Маргарет-графиня Блессингтонская.1822».

Господство живописи над всеми другими видами искусства—характерная особенность Англии XVIII века. Скульптура почти не имеет самостоятельного значения, только в связи с архитектурой и особенно с прикладным искусством.


Рецензии