Почему праздновали день смерти
загадочную деталь - вместо празднования дней рождения выдающихся людей отмечали
день их смерти как будто дня памяти. Так, ежегодно после смерти Ленина в Москве
в Большом театре проходило торжественное заседание партийного и государственного
руководства страны. В декабре не менее торжественно отмечали очередную годовщину
"злодейского убийства" Кирова. В 1937 году с помпой отмечали столетие со дня
гибели Пушкина, а еще через 10 лет, в сто десятую годовщину было выпущено
академическое полное собрание его произведений в одном, солидного размера, томе.
Загадка! А, может быть, все объяснимо?
Свидетельство о публикации №218042300177
После выстрела террориста, от которого Ленин должен был умереть, он выжил, хотя наверняка многие его уже мысленно похоронили, пока не пришла информация, что он жив. И не удивительно, что когда 21 января 1924 года пришла весть, что Ленин умер, многие отказывались в это верить.
«Чёрной вести из Горок отказывались верить.
Рабочие одного из московских заводов, идя на работу, увидели колонну студентов, несших траурный транспарант: «Умер Ильич, но Ленин жив». Рабочие возмутились: «Это провокация! Ильич жив!» — и решительно потребовали разойтись. Вдруг сквозь толпу протиснулась работница. Глаза заплаканы…
— Стойте, товарищи… Это правда… Ильич…
Она не договорила и зарыдала. Нахмурились рабочие, толпа окаменела. Даже ребятишки затихли… А затем огромной, тяжелой колонной все двинулись вперед, запев разрывающие душу слова: «Вы жертвою пали в борьбе роковой…».
Алексей Абрамов. Правда и вымыслы о кремлёвском некрополе и Мавзолее. Litmir.me
И идея сохранить мумию Ленина, его, так сказать, нетленные мощи возникла в руководстве страны, с одной стороны, под давлением обстоятельств (люди не хотели расставаться с Лениным, пусть и мёртвым), а с другой – под влиянием пробудившегося архетипа. И ежегодные торжественные заседания в Большом театре в годовщину смерти (не важно, осознавали это большевики или нет) были большевистским вариантом христианской Пасхи. Ежегодная мистерия Пасхи есть ритуал, или, если угодно, театральное действо, изображающее смерть – воскрешение. Пасхальное богослужение начинается ночью, которая символизирует ночь Страстной пятницы, когда Христос был распят и умер на кресте. Во время службы, согласно «сценария», во время «кульминации», уже утром священник возглашает: «Христос воскресе!». Пасхальное яйцо обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи и выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него. Красный цвет яйца символизирует кровь распятого Христа – и тело Ленина лежало в дни прощания в красном гробу.
Вовек
такого
бесценного груза
ещё
не несли
океаны наши,
как гроб этот
КРАСНЫЙ,
к Дому союзов
плывущий
на спинах рыданий и маршей.
В. Маяковский. Владимир Ильич Ленин
Конечно, сами устроители торжественных заседаний, отмечая день смерти Ленина, вспоминая в докладах то, что он сделал при жизни, не думали о том, что тем самым они символически «воскрешают» его, но реально это было так.
Удивительное совпадение: Пасхальное богослужение начинается ночью и заканчивается утром. Ленин умер 21 января в 18 часов 50 минут. В январе дни очень короткие, и в момент смерти Ленина было темно, как ночью, а уже утром 22 января 1924 года, уже через несколько часов после смерти, студенты несли по улицам Москвы траурный транспарант, на котором были написаны слова: «Умер Ильич, но Ленин жив». Ильич – это смертный человек из плоти и крови, и он умер, а Ленин – это бессмертный полубог, который умереть не может, и он «воскресе». Обратите внимание, читатель, на мантры советской идеологии: «Ленин и теперь живее всех живых!», «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!». Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин» отразил как бы процесс «воскресения» вождя: после описания всенародной скорби Ленина и прощания с его бренным телом –
…красным знаменем
Красная площадь
вверх
вздымается
страшным рывком.
С этого знамени,
с каждой складки
снова
ЖИВОЙ
взывает Ленин…
В известном стихотворении поэт, глядя на портрет Ленина, разговаривает с ним как с живым: «Товарищ Ленин, я вам докладываю…».
Алексей Абрамов в уже цитировавшейся выше книге «Правда и вымыслы о кремлёвском некрополе и Мавзолее» привёл любопытный факт: когда возводили третий, гранитный Мавзолей Ленина, «Начиная кладку, белорусский каменщик Н.К. Фоьенков написал на кирпиче, покрытом воском: «Товарищ Ленин, ты всегда живёшь».
После войны возникло поверье, что Ленин каким-то мистическим образом способствовал Победе. Ходили легенды, будто бы Сталин в самые темные ночи приходил в Мавзолей и общался там с духом вождя, получая от него советы. А анекдоты, в которых вставший из гроба Ленин идёт в Кремль разбираться с его недостойными потомками в правительстве! (После смерти Сталина, уже в правление Хрущёва, воскресший Сталин будет приходить в анекдотах в Кремль к лысому «кукурузнику» как Каменный Гость к Дон Гуану). В основе этих анекдотов древний архетип о «втором пришествии», на котором построен и христианский миф о втором пришествии Христа, когда Спаситель придет, чтобы воздать праведникам и наказать грешников. Проявление этого архетипа можно встретить во многих культурах. Например, британцы верили, что легендарный король Артур вернется в самый тёмный для мира час. Увидев Землю, охваченную неуемной жадностью, жестокостью, злобой, король света вступит в последнюю битву за очищение людского рода и спасёт его.
По этой же причине отмечали годовщину убийства советского героя-мученика Кирова. У поэта Николая Тихонова есть поэма 1941 года, посвящённая блокадному Ленинграду. Называется она «Киров С НАМИ». Его нет, он умер, но всё равно он с нами, воскрес, и вот он идёт по городу:
Домов затемненных громады
В зловещем подобии сна,
В железных ночах Ленинграда
Осадной поры тишина.
Но тишь разрывается воем —
Сирены зовут на посты,
И бомбы свистят над Невою,
Огнем обжигая мосты.
Под грохот полночных снарядов
В полночный воздушный налет,
В железных ночах Ленинграда
По городу Киров идет.
В шинели армейской походной,
Как будто полков впереди,
Идет он тем шагом свободным,
Каким он в сраженья ходил.
Звезда на фуражке алеет,
Горит его взор огневой,
Идет, ленинградцев жалея,
Гордясь их красой боевой.
В те же военные годы Демьян Бедный напишет стихотворение с подобным названием: «Ленин С НАМИ»:
Трудясь, мы знаем: Ленин – с нами!
И мы отважно под огнём
Несём в боях сквозь дым и пламя
Венчанное победой знамя
С портретом Ленина на нём!
Если Киров у Тихонова идёт по ночному Ленинграду во плоти, «смертью смерть поправ» (вот так же в поэме Блока «Двенадцать» Христос с красным флагом идёт впереди двенадцати красногвардейцев «И за вьюгой невидИм, / И от пули невредим»), у Демьяна Бедного Ленин «с нами» потому что «мы знаем» это, то есть, он в нашем сознании, в нашей вере, что он «с нами» и потому, что его портрет вроде чудотворного лика умершего на кресте Христа на том самом знамени из поэмы Блока. На Руси боевые знамёна тоже были красными, и их называли стягами, поскольку к ним стягивалось войско. Знамя же происходит от слова «знамение», т.е. знак, и знаками, стягивающими войско во время битвы, были изображения, наряду с Георгием Победоносцем и Богородицей, лика умершего на кресте и воскресшего Спасителя Иисуса Христа. И боевое, как в древности красное, знамя Красной армии, «с портретом Ленина на нём», тоже было стягом, стягивающим советский народ в страшные годы войны для борьбы с фашизмом, и в послевоенные годы.
И в сказе Аркадия Гайдара о Мальчише-Кибальчише тот же мотив смерти-воскрешения, когда живые, те, за кого герой-мученик Мальчиш отдал свою жизнь, обращаются к нему как к живому:
А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей Реки. И поставили над могилой большой красный флаг.
Плывут пароходы — привет Мальчишу!
Пролетают летчики — привет Мальчишу!
Пробегут паровозы — привет Мальчишу!
А пройдут пионеры — салют Мальчишу!»
Владимир Грустина 09.08.2019 11:01 Заявить о нарушении
Полный текст моего ответа на ваш вопрос вы можете прочитать в моей статье "Праздник смерти-воскрешения Пушкина и Ленина" на моей странице на Проза.ру, Владимир Грустина.
Владимир Грустина 09.08.2019 11:25 Заявить о нарушении
ясно.
Аркадий Белкин 09.08.2019 22:05 Заявить о нарушении