Случайность

Случайности не случайны. Часто, услышав  знакомую поговорку, мы убеждаемся в её правдивости.

Её величество случайность.  Как она порой неожиданна и вместе с тем некстати. Его величество случай часто нас наталкивает на размышления, и мы твердим себе: «Ну почему так произошло? Ну надо же!» Или восклицаем: «Ну и повезло же!» Случайности повсюду.

-Платите за проезд, - обратилась к очередному пассажиру контролёр. Контролёром была немолодая женщина маленького роста. Очередным пассажиром – старик. Он повёл себя  неадекватно.

Вместо того, чтобы незамедлительно оплатить проезд или показать проездной документ, начал препираться с контролером.

- Ты что, не видишь, какой я?! – пожилой мужчина  развёл руки в стороны. Он мог это сделать  совершенно свободно, так как в салоне автобуса было мало народа. Размашистые движения рук на языке тела обозначали широту души, отзывчивость и уязвимость, склонность к решительным действиям.

Но, к сожалению, не все знают об этом.

«Самый обыкновенный, ничего примечательного. Много вас таких ездит каждый день»- подумала она, но вслух это говорить не стала.
 
Вернув руки в исходное положение, старик похлопывающими движениями ладоней стал проверять карманы, стараясь найти проездной документ или деньги. Ни того, ни другого там не оказалось  «Точно, оставил дома, памяти совсем не стало»-  думал он, сомнений у него уже не оставалось.

 Василий, так звали старика, никак не мог понять, почему пожилые люди должны предъявлять пенсионное удостоверение, а при его отсутствии платить деньги. Ведь и так видно, что пенсионер. Проездной документ у него есть, он просто его забыл дома, случайно.

-Платите за проезд или выходите! – продолжала настаивать женщина-контролер.

«Да, существуют определённые правила и нормы проезда в общественном транспорте, но, - думал он,- должен учитываться и человеческий фактор. Почему так бесцеремонно высаживают из автобусов не только пожилых людей, но и детей, которые не могут заплатить за проезд?» -Василий вспомнил как совсем недавно его внука Лёньку, ученика третьего класса , выставили из автобуса «на мороз», и мальчик вынужден был несколько остановок пешком добираться до школы, так как забыл дома деньги. Ситуация повторялась. Теперь его ожидала участь внука. Он был вне себя от гнева. И перестал себя контролировать.

Василий злобно выкрикивал  гневные ругательства  в адрес кондуктора. Из его уст  с огромной силой бил словесный фонтан, неприятно обдавая находящихся в автобусе брызгами ненормативной лексики. Дед протестовал.

В глазах окружающих он был хамом и нарушителем общественного порядка. А он просто хотел добиться справедливости.

 У людей создавалось неприятное впечатление ещё и  от того, что  старик оскорбляет женщину.
Нервы у дедушки были совсем никудышные. Он  продолжал ругаться, беспокойно ёрзая на сиденье .

Кондуктор, несмотря на гневные его речи,  стоически перед ним увещевала: «Платите за проезд, или я остановлю сейчас автобус!»
Наконец, устав от собственных попыток  доказать свою правоту, дед поднялся и стал продвигаться к выходу, слегка подскакивая и суетливо размахивая руками. Подпрыгивание в походке говорило о неспособности к самоконтролю.
В этот момент находящимся в автобусе пассажирам и контролёру представилась возможность детальнее рассмотреть старика.

Он был одет в зёлёную  удлинённую куртку нараспашку, которая, казалось, ему велика размера на два. Из под  бесформенных брюк выглядывали чёрные стоптанные кроссовки. По одежде и обуви чувствовалось, что они «с чужого плеча». Седые волосы растрепались. Во всём его виде читалось отсутствие женской заботы и уважения к себе.

-Женщина, я куплю ему  билет - громко сказала дама средних лет, стоявшая у двери. Она открыла сумочку, достала кошелёк и  протянула кондуктору деньги, пытаясь сгладить ситуацию. Контролёр деньги взяла и вручила билет  взбунтовавшемуся  пассажиру.

Василий, ощутив в руке билет, даже не поблагодарил за оказанную услугу. Словно это было для него само собой разумеющееся. Он отшатнулся от кучки приготовившихся к выходу пассажиров и направился нерешительно к своему месту. Опустился на сиденье. Материться прекратил, но ворчать продолжил.
В автобусах часто встречаются агрессивные седоки. Кондукторов  и водителей обучают, как вести себя в таких ситуациях, развивают в них стрессоустойчивость.
Женщина-контролёр, видимо, вела себя согласно должностной инструкции , спокойно продолжала свою работу, не обращая внимания на ворчуна. 
-Забыл дома, ну и что теперь! С кем не бывает! – не мог успокоиться мужчина, глядя на свою «обидчицу».

Находящиеся в автобусе молча наблюдали за  происходящим. В основном на лицах читалось равнодушие, неудовольствие и даже раздражение .
-Каждому свой срок на этой земле! Не переживай! Я вот дожил до девяноста двух годиков. В войну-то  чего только не ели: и гнилые овощи,  и лебеду, -  продолжал обращаться к контролёру Василий.

Как только кондукторша услышала про войну и про голод, лицо  у неё побледнело. Случайно ли?

-Вы уж не переживайте так, за вас заплатили, и вы можете спокойно ехать, - стала она успокаивать старика.
Ей была неприятна эта ситуация. Самой ей тоже не так давно шестьдесят стукнуло.
 «Ах! Уж эти старики!- мысленно размышляла она, - их хлебом не корми - дай только повод пожаловаться. Ещё и начальству доложат. Премии лишат. А ещё хуже- уволят. Не прожить на пенсию в наше время. Почти все деньги уходят на квартплату да на лекарства.  Вот и вынуждена работать. Ещё и детям помочь надо, внуков вкусно накормить и игрушек с книжками купить».

Потихоньку  дед  стал успокаиваться. В голову к нему пришло  осознание того, что оскорбил женщину «в возрасте». Сразу вспомнил свою старуху.
-Вот у меня жена, не то, что ты, ей восемьдесят, сломала шейку бедра, теперь лежит, не может встать. Приходится мне везде поспевать – к горлу Василия подступил ком.

Старику перестали отвечать.
Ворчание прекратилось. Вскоре он вышел на своей остановке.
*****
Придя домой, Василий снял одежду и обувь. Первом делом заглянул к своей Клавдии - лежит, дремлет. Затем аккуратно выложил лекарства на тумбочку, стоящую сбоку от  кровати жены.

-Эх,- вздохнул он, сглатывая подступивший к горлу комок.  Не спеша пошёл на кухню. На круглом столе лежал оставленный в спешке  проездной. Стоявший в горле ком сменился сухостью во рту.  Василий разогрел в чайнике воду. Заварил новый чай, и, не дожидаясь, пока он настоится как следует, налил в стакан свежей заварки, разбавив её кипятком.  Кинул два кусочка рафинада и очень долго мешал. Чаинки никак не оседали, кружили по стакану вслед за ложкой. Потеряв терпение,  трясущимися руками он поднёс ко рту приготовленный напиток и сделал глоток. Горячее питьё смягчило горло. Но несъедобная заварка оставалась на языке от каждого хлебка. Василий  испытывал неприятные ощущения во  рту. Закашлялся. Сплюнул. На столе рядом со стаканом образовалась небольшая лужица. Свежезаваренный чай, имея прекрасный аромат и вкус, потерял  отчего - то эти качества. До конца допивать чай не стал, хотя заварка уже вся была на дне. Пить уже не хотелось.

 –Хех, надо же,- ухмыльнулся Василий, - совсем как в жизни. Вроде бы  и доехал до своей остановки ,и конфликт исчерпан, а осадок остался.
Неприятная случайность, произошедшая сегодня с Василием, расстроила его.  На душе у него «кошки скребли», отнюдь не случайно.


Рецензии
История произошла, по-видимому, в каком-то провинциальном городе. Где по улицам ходят неуютное ПАЗики, в еоторых сидят злые кондукторши. Для которых важнее 25-30 людей получить, с любого!
А случайностей нет. Случайность - непознанная закономерность...

Надя Корнева   27.06.2021 08:53     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.