Малоизвестные татарские разности - 223

Малоизвестные татарские разности – 223






Тенников Иван Иванович

***

Данные об этом человеке разнятся… он назван и майором и капитаном, ФИО и даты не совпадают… информация о награждении и судьбе отсутствует.

Но из раза в раз перепечатывается и тиражируется то что Теников – Темников – Тенников И.(Иван, Илья) И.(Иванович, Ильич) был Героем Советского Союза и служил в РОА.

Приведены компиляции материалов на эту тему.

***

‘’ А был ли мальчик?’’
           М. Горький
Малоизвестные татарские разности - 209

***

Например, майор Тенников, который в сентябре 1942 года сбил тараном немецкий самолет во время Сталинградской битвы. Он остался в живых, летал еще целый год. Осенью 1943 года был сбит, попал в плен и уже в плену вступил в армию Власова…
https://www.svoboda.org/a/27589967.html

Было два доказанных – это Бронеслав Романович Антилевский и Семён Трофимович Бычков. Лётчики. Антилевский получил Золотую звезду и Орден Ленина за Финскую войну, Бычков в сентябре 1943 года уже за Великую Отечественную.
Возможно был третий – Иван Иванович Тенников, судьба которого неизвестна, он таранил немецкий «Мессершмитт» над Сталинградом в сентябре 1942 г. и остался в живых. А в плен попал только через год и уже из лагеря военнопленных присоединился к власовцам. Судьба этого человека неизвестна, и наградных карточек на него нет, несмотря на успешный таран.\"
https://www.politforums.net/historypages/1290899963.html


***

– Есть два человека, судьба которых меня очень занимает. Один из них – майор Иван Теников, татарин по национальности, родом из Бийска. В 1942 году он служил в 337-м истребительном авиационном полку, в 287-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии. 15 сентября 1942 года Теников таранил над Сталинградом немецкий "мессершмитт 110". Он его сбил и выбросился с парашютом, то есть совершил настоящий подвиг. Через год он был сбит в воздушном бою, попал в плен, а в 1944 году под влиянием власовской пропаганды подал рапорт в РОА, потом служил во власовской армии в чине майора. Правда, по состоянию здоровья после ранения летать он уже не мог.

И потом он исчез. Его считали погибшим, он упоминается в советских книжках 70-х годов – воздушный таран, Сталинградская битва. За свой таран он должен был получить как минимум орден, а то и героя Советского Союза, но его наградной карточки нет. И куда его перевели, тоже непонятно, где он провел целый год. Сведений о том, что он был заочно приговорен к какому-то наказанию, нет, как и отметок о возвращении в Советский Союз и судимости. Я предполагаю, что ему удалось остаться на Западе, по неким косвенным данным, он мог оказаться в Канаде, где после войны было много власовцев. Но это только предположение…

https://www.svoboda.org/a/28830800.html

***

…Уже в ноябре 1942 года немецкая авиация резко активизировала боевую работу. В связи с этим командующий 8-й ВА ввел в бой 2-й смешанный авиакорпус, куда входила и 201-я авиадивизия. Однажды, прикрывая переправу через Волгу, две пары Ла-5, ведомые капитаном И.И. Тенниковым, встретили 12 бомбардировщиков Ju 88, прикрываемых шестеркой Bf 109. Разбившись на пары, советские летчики расстроили боевой порядок немцев, сбив три и повредив две машины. Казалось, бой окончен, но в это время к переправе подоспела еще девятка двухмоторных Bf 110 и четверка Bf 109. В этих боях противник недосчитался шести самолетов, и три из них пришлись на долю Тенникова, причем один Bf 110 отважный летчик уничтожил таранным ударом, при этом сам остался жив…

https://coollib.com/b/269528/read

***

Тенников И.И.

Таран совершил 15 сентября 1942 года над островом Зайковский под Сталинградом.
Лётчик 437-го истребительного авиационного полка (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Юго-Восточный фронт) капитан Тенников И.И. 15 сентября 1942 года в воздушном бою над островом Зайковский под Сталинградом на самолёте Ла-5 таранил самолёт противника.

Список использованных источников

ЦАМО, ф. 437 иап, оп. 383418, д. 2, л. 8.
Бойков П.М. На главных направлениях. - М.: Воениздат, 1984. - С. 34-36.
В небе Сталинграда. - Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд., 1983. - С. 172.
Губин Б.А., Киселёв В.А. Восьмая воздушная. - М.: Воениздат, 1986. - С. 74.
Рихтерман С.Г. Небо наших побед. - Ужгород: "Карпати", 1977. - С. 22.
Авиация и космонавтика. - 1976. - №7. - С. 27.

http://aeroram.narod.ru/win/t/tennikov_ii.htm

***

…Наглядным примером применения истребителя Ла-5 может служить боевой опыт 13-го и 437-го истребительных авиаполков 201-й ад, действовавшей под Сталинградом. Этот опыт обобщил П.М. Бойков в книге «На главных направлениях».
 
Уже в ноябре 1942 года немецкая авиация резко активизировала боевую работу. В связи с этим командующий 8-й ВА ввел в бой 2-й смешанный авиакорпус, куда входила и 201-я ад. Однажды, прикрывая переправу через Волгу, две пары Ла-5, ведомые капитаном И.И. Тенниковым, встретили 12 бомбардировщиков Ju 88, прикрываемых шестеркой Bf 109. Разбившись на пары, советские летчики расстроили боевой порядок немцев, сбив три и повредив две машины. Казалось, бой окончен, но в это время к переправе подоспела еще девятка двухмоторных Bf 110 и четверка Bf 109. В этих боях противник не досчитался шести самолетов, и три из них пришлись на долю Тенникова, один Bf 110 отважный летчик уничтожил таранным ударом, при этом сам остался жив.

http://aeronavtika.com/article/V-vozduhe-La-5-2

***

Капитан Тенников

Кто все-таки внесет ясность: был ли ГСС капитан И. И. Тенников в авиации РОА или нет? И что с ним произошло, какова его судьба в официальном и "власовском" вариантах?

…Да во писали про трех героев-летчиков и называли И. И. Тенникова. Откуда информация - неведомо. Вообще вокруг этого человека какой-то заговор молчания получается. Для начала, нет расшифровки инициалов. Игнатий Илларионович? Иван Иосифович? Иллиодор Исидорович? Неведомо. Однако был такой ГСС точно, в нескольких мемуарах описывались его подвиги, в т. ч. воздушный таран в 1942 году. И дальнейшая боевая работа, а потом - все. Как отрезало. Судьба непонятна. На ОБД есть Илья Ильич Тенников 1917 года рождения (подходит), уроженец Красноярского края. Так про него вообще блестящая информация: мало того, что нет ни части, ни звания, написано, что в апреле 1944 года он умер от ран, а может быть, пропал без вести. Разница есть?! Вот я и думаю, что такое нагнетание непоняток может как раз и свидетельствовать о том, что он ушел к Власову. Когда, при каких обстоятельствах, почему не остался обычным военнопленным? Мало ли таких было! Все повито мраком. Более того, имеются некоторые материалы, в которых сообщается, что он в плену был завербован СД. Что на самом деле произошло - я установит пока не могу, как и то, "был ли мальчик" (с).

…Та книженция (подобрана была случайно в приёме макулатуры!! как она ваще попала в Союз?!!)была издана в 1968 году в США или Канаде. Материал в ней - заснуть можно, но осилил и дочитал до конца. В середине книги были названы фамилии трёх ГСС, уже писал кого. Про вашего Темникова по идее в 1968 году на Западе не знали, иначе бы упомянули.

…Тенников проходил в 1944 году в показаниях Таврина. Так что дело не только в книжонке.
Кстати, с учетом повторяющихся высказываний такого рода, не стоило ли властям, если все это клевета, официально выступить и опровергнуть измышления? Если бы они сделали одно из трех: (1) сообщили бы место, дату и обстоятельства гибели героя, (2) хотя бы заявили о его пропаже без вести или (3) предъявили бы живого героя - все сразу же стало бы на свои места. А так - ГСС такой был, но материалов о нем нет никаких, в Книге Памяти - то ли он, то ли не он, то ли умер от ран, то ли пропал без вести. Что-то тут очень сильно не так.
Кстати, насчет самого содержания его героической деятельности:
"В числе крылатых воинов, которые применили таран для уничтожения самолетов врага, были Герои Советского Союза В. Ф. Скобарихин, И. М. Холодов, Л. В. Дема, а также И. П. Немятый, А. Л. Тарасов, И. И. Тенников, Н. М. Заикин, В. Д. Прохоров, И. М. Пискунов, В. Прасолов...
События торопили. В ноябре вражеская авиация резко активизировала свои действия. Она предпринимала попытки вести воздушную разведку, пыталась наносить удары по переправам, пристаням, судам на Волге, железнодорожным станциям и районам сосредоточения наших войск. В связи с этим командующий 8-й воздушной армией в дни подготовительного периода по сколачиванию частей корпуса был вынужден ввести его в бой для прикрытия важных объектов и коммуникаций фронта…

http://91.205.84.46/nvk/forum/0/arhprint/1629229

***

Герои Советского Союза на службе в Люфтваффе

…Ещё вот не вспомнили тут Ивана Ивановича Тенникова (по некоторым дк-ам, с ОБД в частности, числится как Теников) из 437 ИАП.
Но история тут какая-то весьма мутная. Якобы утверждал в плену, что ГСС, однако не обнаружили его ни в списках награждённых, ни в списках лишенных, впрочем, вообще с учетными документами о награждении проблема. Кол-во сбитых также не известно.
Забавно что его подвиги как ни в чём не бывало расписываются в мемуарах Бойкова П.М. Там же он упоминается вроде как ГСС (?). Так же и в исследовании боевого пути 8-й воздушной армии советских времён.

3+2 сбитых. ГСС не был. Непонятно как попал в плен... Что говорит ОБД?


ОБД говорит нам только вот:
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=74720124
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=75944612
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=75944673
И всё-таки - возможно ли вообще какие-либо его награждения всё-таки вычислить?
Можно со сбитыми поподробней?  3 109-х, 110-й (тараном) в общей сложности? Кстати по документам-то как раз я так понял таран не очень-то...

10.09.1942
16.30
к-н
Тенников И.И.
группой 3 1 Ме-109
Песчанка
437 иап
Ла-5

10.09.1942
16.30
к-н Тенников И.И.
лично 1 Ме-109
Песчанка
437 иап
Ла-5

15.09.1942
14.45
к-н Тенников И.И.
лично 1 Ме-109
Сталинград
437 иап
Ла-5

15.09.1942
15.05
к-н
Тенников И.И.
лично 1 Ме-110
о. Зайковский
437 иап
Ла-5 сбит таранным ударом

27.09.1942
к-н
Тенников И.И.
парой (с-т Литвяк) 1 Ме-109
Сталинград /СТЗ/
437 иап


***

Отважно сражались летчики-истребители при выполнении этих заданий.
Однажды, прикрывая нейтральную переправу через Волгу, четверка Ла-5, возглавляемая капитаном И. И. Тенниковым, встретила 12 бомбардировщиков Ю-88,в сопровождении 6 истребителей Ме-109. Дерзкими атаками и четким взаимодействием четверка Ла-5 мгновенно расстроила боевой порядок «юнкерсов» и обратила врага в бегство, не дав ему возможности сбросить прицельно свой груз. В этом бою было сбито три и подбито два самолета противника. Еще не развеялся дым от упавших стервятников, как появилось еще девять пикирующих бомбардировщиков Ме-110 под прикрытием четырех Ме-109. Разгорелся второй жестокий бой. «Лавочкины» удачным маневром уклонились от атаки противника и, внезапно развернувшись, нанесли удар по двухкилевым «стодесятым». Капитан Тенников с 70 м открыл огонь по намеченному самолету врага. Пушки, дав короткую очередь, захлебнулись. Кончились снаряды... Ведомым летчикам удалось сбить еще два Ме-110 и частично расстроить их боевой порядок. Несмотря на это, фашистские пилоты не сворачивали с курса.
Коммунист Тенников мгновенно принял решение — таран. И. боевым разворотом повел звено в лобовую атаку, выбрав для себя головной «Мессершмитт-110». Расстояние между машинами стремительно сокращалось. В последний момент гитлеровец резко отвернул вниз, пытаясь избежать удара, но было поздно... На высоте 2 тыс. м над Волгой раздался оглушительный взрыв, полыхнуло оранжевое пламя, и к воде, обгоняя друг друга, начали падать горящие обломки обоих самолетов. Остальные «стодесятые» буквально шарахнулись в разные стороны от летящих на них советских истребителей. В этом бою капитан И. И. Тенников сбил лично 3 самолета противника, один из них — лобовым тараном. Лейтенанты Е. Е. Грицута, А. И. Филиппов и сержант С. И. Камсюк уничтожили по одному самолету.
Через несколько дней командование частей наземных войск прислало в полк подтверждение на 6 уничтоженных самолетов противника.
А что случилось с командиром звена?
В момент тарана огромная сила удара, словно катапульта, выбросила Тенникова из кабины. Летчик был без сознания и камнем падал к земле, но упругий напор воздуха привел его в чувство. Рука инстинктивно нащупала на груди вытяжное кольцо парашюта и дернула его. Парашют сразу же раскрылся. Но во время рывка при раскрытии купола Тенников вновь потерял сознание.
Приземлился он на Банковский остров в центре Волги.
К острову быстро подошел катер. Моряки и военфельдшер перенесли Тенникова на борт и доставили в медсанбат. Летчик был сильно контужен, и только через трое суток ему стало лучше... Спустя двадцать дней капитан Тенников добился выписки из госпиталя и вернулся в родной полк.

http://militera.lib.ru/memo/russian/boykov_pm/02.html

***

СУДЬБЫ КОЛЛАБОРАЦИОНИСТОВ — ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Как ни горько это признавать, но коллаборационисты были и среди Героев Советского Союза…

…Считается, что третьим Героем Советского Союза в РОА, возможно, был Иван Иванович Тенников, кадровый летчик, татарин по национальности. Выполняя боевое задание по прикрытию Сталинграда 15 сентября 1942 г. над островом Зайковский, он вел бой с истребителями противника, таранил немецкий «Мессершмитг-110», сбил его и остался в живых. Есть версия, что ему за этот подвиг было присвоено звание Героя Советского Союза, но его фамилии нет в перечне лиц, которые были лишены этого звания. В советской авиации Тенников служил до осени 1943 г., когда был сбит и считался пропавшим без вести.
Будучи в лагере военнопленных, он поступил на службу в органы немецкой разведки и затем был переведен во власовскую армию. По состоянию здоровья он не мог летать и служил как офицер-пропагандист. О дальнейшей судьбе этого человека после апреля 1945-го ничего не известно. По документам Главного управления кадров Министерства обороны он числится до сих пор пропавшим без вести (104)…


***

Цена победы. Офицеры власовской армии

…Несколько слов скажем про авиацию власовский армии. Известно, что среди «соколов» генерала было три Героя Советского Союза: Бронислав Романович Антилевский, Семен Трофимович Бычков и Иван Иванович Тенников, биография которого наименее изучена.

Кадровый летчик, татарин по национальности, Тенников, выполняя боевое задание по прикрытию Сталинграда 15 сентября 1942 года над островом Зайковский, вел бой с истребителями противника, таранил немецкий «Мессершмитг-110», сбил его и остался в живых. Есть версия, что ему за этот подвиг было присвоено звание Героя Советского Союза, но его фамилии нет в перечне лиц, которые были лишены этого звания. В советской авиации Тенников служил до осени 1943 года, когда был сбит и считался пропавшим без вести. Будучи в лагере военнопленных, он поступил на службу в органы немецкой разведки и затем был переведен во власовскую армию. По состоянию здоровья он не мог летать и служил как офицер-пропагандист. О дальнейшей судьбе Тенникова после апреля 1945 года ничего не известно. По документам Главного управления кадров Министерства обороны он до сих пор числится пропавшим без вести.

http://diletant.media/the_price_of_victory/32310682/




 



Расулев Ахнами Валентинович

***

Печорский десант

Печорский десант — немецкая десантная операция по забросу диверсантов в район современного города Печора, осуществлённая в 1943 году.

Строительство железной дороги, которая должна была связать Воркуту с остальными частями страны началось ещё в 1937 году. Ей предназначалась важная роль по снабжению страны углём и другими природными ресурсами, которыми была богата Коми АССР.

На своём протяжении она должны была пересекать несколько рек, в том числе и реку Печору. Трасса будущего моста была размечена ещё в 1938 году. Тогда же были начаты кессонные работы. В апреле 1942 года все работы по строительству моста по его временному варианту были закончены, и после длительных испытаний по нему пошли поезда[1].

Немецкое командование прекрасно понимало роль, которую железная дорога стала играть в обеспечении советской промышленности и фронта углём, нефтью и лесом. В связи с этим перед германской разведывательной организацией «Цеппелин» была поставлена задача разработать план операции по выведению её из строя.

Подготовка
Немцами были отобраны из концентрационных лагерей советские военнопленные, давшие согласие на сотрудничество с ними. Будущих диверсантов готовили в одной из диверсионных школ абвера близ Риги. Среди них были рядовые, сержанты и офицеры. Большинство были русскими, но имелись также коми, украинец, белорус и татарин. Командиром десантников был назначен бывший колчаковский офицер Лев Николаевич Николаев.

Находясь в школе, один из военнопленных, Александр Гаевич Доронин, который до пленения был командиром взвода 641-го полка 165-й стрелковой дивизии, начал осторожно заводить разговоры с некоторыми десантниками о том, чтобы оказавшись на советской территории, сдаться властям. Вскоре ему удалось получить согласие от ряда десантников. До вылета на Печору Доронин сумел убедить всех членов десанта, кроме Ахнами Расулева, назначенного денщиком Николаева. С ним разговор не состоялся из-за опасения, что он выдаст командиру замыслы Доронина.

Всем диверсантам в школе были даны вымышленные имена и фамилии. После прохождения подготовки их перебросили в норвежский город Нарвик.

Задачи десанта
Местом высадки была выбрана территория Кожвинского района. Прежде всего, диверсанты должны были вывести из строя Северную железнодорожную магистраль, подорвав мост через реку Печору в районе посёлка Кожва, и тем самым прервав снабжение печорским углём нужд фронта и Северного морского флота.

Кроме того, немцам было известно, что на севере СССР было сконцентрировано большое количество лагерей, где содержалось, согласно их представлениям, наиболее враждебное советской власти население. Перешедший на сторону немцев командир 102-й стрелковой дивизии Иван Бессонов предложил поднять восстание среди заключённых данного района, что могло серьёзно дезорганизовать работу советского тыла[2].

Десант
В ночь с 5 на 6 июня 1943 года два немецких самолёта «Кондор» со стороны Карского моря проникли в воздушное пространство над территорией Коми. На их борту находилось двенадцать десантников, переодетых в форму войск НКВД.

Диверсанты и предназначенное для них оснащение были сброшены на 34 парашютах над территорией Кожвинского района, вблизи посёлка Кедровый Шор. При себе у них имелось 12 автоматов, столько же «парабеллумов», 48 «наганов», 5 пистолетов, ручной пулемёт, лёгкий миномёт, 10 тысяч патронов, около 300 кг взрывчатки в шашках, подрывные батареи, бикфордов шнур, запалы, капсюли, гранаты разных систем, противопехотные и магнитные мины. Кроме того, в их снаряжение входила радиостанция с динамо-машиной, ракетницы, бинокли, сапёрные лопаты, фонари, топоры, пилы, валенки, унты, полушубки, плащпалатки, аптечка с хирургическими инструментами и накомарники. Запасы продовольствия были рассчитаны на месяц.

Для обеспечения успеха операции у них имелись карты с подробными данными о железнодорожных мостах, лагпунктах, чистые бланки различных удостоверений, гербовые печати органов НКВД и армейских частей.

Пролёт самолётов, однако, не остался незамеченным, и 6 июня в Наркомат внутренних дел Коми АССР из посёлка Канин (позднее вошёл в состав г. Печоры) поступила срочная телеграмма, сообщавшая о том, что в 3 часа ночи недалеко от Кожвы на высоте 150—200 м с юга на север пролетели два самолёта без опознавательных знаков. Из Сыктывкара в Кожвинский район были даны указания быть готовыми к возможным неожиданностям.

Группа, в которой были Л. Николаев, А. Одинцов и А. Доронин, приземлилась первой. Собраться вместе они смогли лишь к вечеру. Вторая группа, возглавляемая М. Годовым, соединилась с первой только на следующий день.

После сбора группы Доронин и Одинцов решили осуществить задуманное и убить командира десанта. Когда Николаев сидел у костра, Одинцов выстрелил в него, но лишь ранил в плечо. Автоматной очередью в спину его добил его же денщик Расулев.

После этого Доронин и Одинцов направились на поиски населённого пункта, чтобы сообщить о десанте. Они вышли на совхозную ферму «Развилки», где сообщили о своей высадке. На захват группы был направлен отряд стрелков военизированной охраны во главе с политруком В. П. Лазаревым. Одинцова в качестве заложника оставили в сельхозе. Доронин же сопровождал отряд, чтобы показать местонахождение группы.

При приближении отряда Лазарева к стоянке десанта А. Куликов, стоявший постовым у палаток, дал в воздух очередь как сигнал для сбора всех десантников. Один из бойцов военизированной охраны, приняв эту очередь за стрельбу по вохровцам, выстрелом из винтовки убил Куликова. После этой случайной перестрелки все десантники сложили оружие.

Сразу же после сдачи диверсантов руководство НКВД республики приняло меры по встрече и ликвидации возможного второго вражеского десанта. Кожвинский район был объявлен на положении повышенной военной готовности, военизированная охрана лагерей НКВД была переведена на военное положение.

Советское командование начало радиоигру с немецким разведывательным центром. Немцам было сообщено, что требуется подкрепление, на что те запросили координаты высадки по 5-километровой карте, имевшейся у диверсионной группы. Однако оказалось, что после сдачи в плен членов группы обыскали работники НКВД и карту у них изъяли, равно как и 21 тысячу рублей, личные вещи, фотоаппарат, карманные часы, авторучки, шоколад и сигареты. Из Сыктывкара потребовали оставшееся имущество, на что туда были высланы 3 банки из-под лимонной кислоты и 2 носовых платка, отобранные у бойцов ВОХР. Карта так и не была найдена, в результате чего радиоигра была сорвана.

Дальнейшая судьба диверсантов

После добровольной сдачи десантников никто из них не был подвергнут каким-либо карам. А. Доронин после проверки в фильтрационном лагере продолжил службу в армии, а после того, как заболел туберкулёзом, в 1944 году вернулся в г. Ухту.

Радист А. Одинцов до 1946 года находился в армии. После демобилизации возвратился на родину в посёлок Оргтруд Ивановской области.

Было прекращено уголовное дело против М. Годова, отбывавшего ранее срок за хозяйственное преступление в Печоржелдорлаге.
Освобождены из-под стражи и другие участники десанта.
Им был зачтен в наказание срок нахождения на проверке в фильтрационном лагере и предварительное заключение.

Состав десанта

Гламалькин Николай Степанович (р. 1919)
Годов Михаил Константинович (р. 1914)
Денисенко Алексей Карпович (р. 1917)
Доронин Александр Гаевич (1907—1947).
Куликов А. (? — 1943)
Лукович Василий Николаевич (р. 1919)
Макаров Алексей Иванович (р. 1912)
Мурин Николай Алексеевич (р. 1917)
Николаев Лев Николаевич (? — 1943)
Одинцов Андрей Аверьянович (1918—1977).
Расулев Ахнами Валентинович (р. 1913)
Реферовский Алексей Павлович (р. 1910)[3].

http://wiki-org.ru/wiki/


Рецензии