Про ругачкую икоту
Родился в 1962 году д. Окулова, что на Вые-реке, Верхнетоемского района Архангельской области. Автор книг: «Самородное слово» ( 2011 г.), "Там, где Выя-речка" ( 2015 г.) «Невыдуманные истории с Выи-реки» (2016 г.); «Выйские бывальщины» (2016 г.); «Самородное слово с Выи реки» (2017 г.). Мои рассказы печатали в газетах «Заря», «Графоман», « Правда Севера», в вельском журнале «Многогранник» ( 2007- 2008 гг.). В книгах – «Кабы не Арза – не река» (2005 г.), «Нерассказанные сказки Сени Малины» (2007 г.),
« Бродяжьей следью» (2012 г.)
От автора.
Дорогие друзья! Перед вами небольшой сборник бывальщин про икоту, моих сказок. Есть и другие интересные, суеверные, истории из прошлой жизни выйской деревни.
(Есть в Архангельской области река Выя, протяженностью километров двести. В народе говорят, что выпала она из круглого болота и сразу потекла рекой, а не ручейком; протекала сначала из-под севера на юг, прошла половину пути и начала кружиться на месте, накрутила таких витков, что всем на удивление: такие крутые повороты , такие крутые мысы! А потом повернула под восток и пошла прямо, до реки Пинеги, влилась в неё и стала левым притоком.
Малая моя родина – это река Выя и небольшая деревня Окулова на левом берегу, от устья Выи – 5 км. ( до войны проживало 109 едоков в 21 дому, а в настоящее время в 2 домах, 3 жителей.) Всего по реке Вые, до войны, насчитывалось 30 деревень, с населением около 3000 тысяч жителей. В настоящее время: больше половины деревень, и лесные посёлки: Осяткино и Северный, полупустые, жителей – около 500 человек. Доживаем последние десятилетия, а потом лес покроет весь труд прапрадедов и всё, но надеюсь, до этого не доживём: верю, что распашутся поля, заколосятся хлеба, зазвучат детские голоса – возродится деревня!
Моя родина не малая – она для меня великая, от того, что одна. За что люблю я отчий край? За то, что родился на нашей старинной, выйской, земле с добрым, трудолюбивым народом, который, чтобы жить достойно, знал в жизни всего три истины: Богу помолиться, на земле потрудиться и детьми расплодиться. А после исполнения всех истин, душа хотела праздника, и неслась, старинная да протяжная, песня в небо синее. Преклоняюсь перед подвигом простой, женщины-северянки, наших с вами бабок, родителей. Тяжело жили, особенно в военную годину, откуда силы брались на каторжную, полуголодную работу, и с какой любовью, заботой и вниманием, относились к детьми. Ни одного ребёнка не сдали в детдом. Погибал отец на фронте, иногда умирала мать, и детей воспитывала бабка!!! Какие условия жизни были, но доброта и забота душевная о близких тебе детях, считалась самым главным богатством в жизни. Сами недоедали, но делились с ребёнком последней крошечкой хлеба. Поколению 21-го века никогда не понять доброты и человеческого тепла простой женщины-северянки. Живём вроде с людьми, а законы-то нынче волчьи!!!
А какая у нас природа красивая, особенно весной и летом, когда всё утопает в зелени, с чистым воздухом и ключевой водой. Кто-то скажет что, далеко живём, и нет дорог хороших, да разве в этом проблема? В нашем 21-ом веке имеем связь со всем миром, через интернет, телевизионные программы – это не самое главное. А чтобы душа всегда была в полёте, а тело в работе. Самое страшное в том, что деревня, в 21-ом веке, потеряла работу. Молодое поколение оторвали от работы на земле, прервалась связь древних родов. И живут в городах Иваны, непомнящие родства.
Не важно, где живёшь, а как жизнь свою ведёшь. Приятного прочтения.
С уважением Сергей Засухин.
Содержание.
ВЫЙСКАЯ ИКОТА.
Как икотники умирают.
Про ругачкую икоту.
Как жонка Федина боялась от икотника изурочиться.
Икота, я, говорунья, …
Про то, как не надо быть скупым.
Как избавиться от посаженной икоты.
Про выйского батамушка (домового).
Про выйские суеверия: обереги, ураз, ополохи и другие «знаткие» слова.
Оберег, обереженье и обережь.
Заговор на больной зуб.
Заговоры против детской порчи.
Заговор на закрытие скота.
Обереги против лесных и других духов.
Про тушение пожара.
Про «знатких» на слово пастухов.
Великодённый четверг.
Языческий заговор "на богатство, пять рублей!»
У Даля – обет,а на Вые – овет ?!
Про худое выйское слово.
Сказ: « Дело было в старину».
Рождество нашего детства.
Бабкины притетеньки.
Сказка ложь, да в ней намёк.
Щучий переход.
Деньга мала, да сила в ней больша.
Нашли золота горшок, да не пошёл им в толк.
Думы про запас.
Сказка про солнышко.
Торокона.
Торокона и медведь.
Мордобитное письмо по факсу.
Кар-кар-кар-тошка.
Выйские байки.
Как Олёнушка по ягоды ходила.
Бабки, выеськой, пужалки.
Как бабка внука прокляла.
Не в свои сани не садись.
Медведь на запольках.
Как жонка к водяному в гости пошла.
Поздно в баню не ходи, наживёшь себе беды.
Про сбывачкие сны.
Чай пить ходи, да хозяйке впокать говори.
Новогодний суприз.
*****
На фотографии обложка книги "Про ругачкую икоту". Книга вышла из печати в 2018 году.
Свидетельство о публикации №218042300673