Дурак! Неудачник! Не надо мне его стихов!

В брежневские времена, месяца за три до ввода наших войск в Афганистан мы подрядились с товарищем облицовывать на винзаводе цех розлива готового вина. Собственно, подрядился мой товарищ Николай Рыжий, а меня просто взял помогать ему.

 Есть у него и фамилия, но он был настолько рыжий, что его по фамилии никто не звал. Он последние несколько лет приспособился выполнять всякие заказы по строительству в разных организациях, хотя по образованию был не строитель. Оформлялся только по паспорту, трудовую никто не спрашивал, главное результат и качество работы.

 Труд был не нормирован, оплата производилась по сделанной работе, подоходный налог с нас вычитали автоматически, поэтому никаких проблем с налоговой быть не могло. Трудность была только в том, что мы производили работы параллельно с работающим цехом, нужно было соблюдать осторожность, предельно не мусорить и ни в коем случае не повредить проходящие рядом трубы и кабели. Поэтому, мы работали не только днем, но и вечером до 21-22 часов.

 Именно по вечерам мы делали самые трудные участки работ, а днем трудились там, где никому не мешали и нам никто не мешал. Все неудобства компенсировались повышенной зарплатой и обе стороны были довольны. Первое время с нами оставалась в вечернее время зам. начальника смены Надежда Ивановна, потом убедившись, что нам можно доверять, контроль отменили. До поры до времени.

 Подружившись, она стала по окончанию работы выделять нам по две бутылки вина. Трудность было в том, что на проходной проверяли сумки и обыскивали по пояс, но когда мы уходили с Надеждой Ивановной, никакого контроля не было. Потом мы были предоставлены сами себе.

 На заводе работали, в основном, женщины, они умудрялись выносить в рейтузах по 4 бутылки вина, потому что была поздняя осень и они носили верхнюю одежду, на проходной стояли мужчины, просили расстегнуть пальто и куртки и проверяли визуально, ниже пояса никто не заглядывал.

 Несомненно, вахтеры знали женские секреты, но если несуны не наглели, не наглели и контролеры. Мы же не могли действовать, как они, в брюках не было резинок, как в женских рейтузах и бутылка могла провалиться в калошу, но по одной-две бутылки ухитрялись проносить и мы.

 Каких сортов вин мы там только не пробовали, в магазине кроме плодово-выгодных, портвейнов и вермутов никто практически ничего не покупал. Были, конечно, витрины с дорогими и вкусными винами, но работяги, сложившиеся по рублю, их игнорировали из-за кусающихся цен. Ставрополье славилось своими виноградниками и марочными винами, которые шли в основном на экспорт. Вкусовые качества были отменными.

 Так продолжалось до времен Горбачева. Во время анти-алкогольной компании все виноградники, много лет выводившиеся селекционерами, были бездарно и безвозвратно вырублены. За время работы на винзаводе я научился разбираться во вкусе вин и мог бы при нужде работать дегустатором.

Но со временем все поломалось и вина в этом была Рыжего. У него был друг Володя Степанов с высшим инженерным образованием, хороший парень, хороший специалист, но долго не державшийся ни на одной работе из-за пристрастия к выпивке. Николай взял его в подсобники, а это все равно, что пустить козла в огород. Некоторое время он держался, а потом перед уходом домой он стал выпивать бутылку из горлышка, благо конвейеры стояли открыто, и на проходной его развозило.

 Потом еще хуже - с работающего конвейера  пытался схватить бутылку, когда ему отказали - это уже ни в какие ворота не лезло и Николая попросили больше его не приводить. Это бросило и на нас тень, прежней вольницы уже не было, и когда мы закончили договоренный  объем, продлевать контракт с нами не стали.

Но и в моей жизни Степанов сыграл некую роль. Он хорошо писал стихи и я старался у него чему-то научиться. Он служил в армии после окончания института и у него было много стихов с армейской тематикой. Вот пример:

"Нам рассказывал о ядерном оружии,
Молодой, но уже старший лейтенант.
Разбирался в нем не лучше и не хуже он,
Чем в китайском языке степной баран.

И смешав протоны с полиномами,
Матеря за что-то водород,
Говорил - вон тот солдат с дипломом-
Он меня наверняка поймет.

Головой кивал, скрипя зубами я,
Боль держа зажатым кулаком...
Бомбу ядерную бы за все мои страдания
Да взорвать над этим дураком!

Разнесло б его на полиномы,
Да на злополучный водород...
Тот, кто в армии служил с дипломом,
Тот меня, наверняка поймет.

"Офицерским женам". Владимир Степанов.

Полдня вывозит ребенка в коляске,
Полдня на сплетни, полночи на ласки.
Любит готовить острые блюда -
Перца не надо, хватает блуда.

Похоже, что у него был зуб на Армию за то, что его призвали после окончания института.

Перед работой с Рыжим я ездил летом  отдыхать на море, у меня в Туапсе живет родная сестра, даже две, но младшая много лет жила в семье старшей, пока сама не заработала квартиру. В вагоне, в одном купе со мной ехала молодая женщина с ребенком семи лет. Разговорились, и я спросил сколько ей лет и она ответила, что 38.

 Я выразил сомнение, она выглядела не старше меня, а мне было только 34 года. Она ответила, что Олег поздний ребенок, потому что она была замужем за военным и они постоянно кочевали по гарнизонам и было не до детей. Сейчас  она с ним в разводе, потому что он пьет.

 Но он продолжает ее жестко контролировать и если заметит с мужчиной, то всегда нарывается на скандал. На вопрос, куда они едут, ответила, что в поселок Лазаревское. Я спросил, есть ли там у них родственники или знакомые, она ответила, что нет, но подруга ездила туда и говорит, что там легко можно найти квартиру.

 Я ей предложил отдыхать в Туапсе, а насчет  квартиры сказал, что не успеет выйти из вагона, как ее окружит с десяток женщин с предложением пожить у них. Она подумала и согласилась. При выходе из вагона отбились от предложений, потому что у нее был багаж, а с ним таскаться по квартирам не стоило.

 Моя сестра жила в трехстах метрах от железнодорожного вокзала, можно было оставить вещи у нее, а потом возвратиться на вокзал и искать квартиру. Так и сделали. Через два часа она вернулась, сестра сразу стала расспрашивать. Лиля ответила, что нашла квартиру, но далеко от моря, к тому же пристройка, в которую ее предлагали поселить, больше похожа на балаган.

 За ребенка платить, как за взрослого. Сестра Нина ответила, что на таких условиях она может оставить ее и у себя в доме, на пляж можно пешком ходить, он в километре и все рядом, и вокзалы, и почта, кинотеатры и другие учреждения. Лиля с радостью согласилась, я был тоже рад, не придется скучать на море.

 Сестру я понимал, муж у нее умер полтора года назад, старшая дочь Наташа поступила в Москве в институт и денег отчаянно не хватало. Брать с меня за квартиру сестра отказалась наотрез, взяла только деньги на питание. Младшая дочь Рита была ровесницей Олега.

Уже под вечер мы успели часа на два сходить на пляж. Я, когда отдыхал у сестры, никогда не ночевал в доме, только в беседке, сплетенной из винограда. В ней находились топчан, обеденный стол, скамейки и мы все вечером до отбоя коротали время в беседке.

 А потом две недели днем пляж, вечером прогулки по набережной, причем часто без Олега, у него с Ритой находились общие забавы. Я читал Лиле стихи, в том числе и посвященные ей, она просила записать их, я сказал, что стихи, записанные на шпаргалках легко теряются, а вот по возвращении в Ставрополь пусть она даст мне свой альбом и я все запишу - альбомы не теряются.

 Пару раз ходили на главпочтамт, где она пыталась дозвониться любовнику. На вопрос, что за любовник, она ответила, что год назад она ездила не курсы повышения квалификации, он преподавал у них один из предметов. Возраст - 51 год.

 Я ответил, то с ее внешностью она могла бы найти себе и помоложе. Она рассказала, что у него от двадцатилетних нет отбоя, он работает доцентом в институте. Ну, еще бы, кто откажется от возможности не иметь головной боли с зачетами? Так и проводили время.

 Я о своих похождениях не рассказывал за неимением таковых, разве что вспомнить холостые годы. Однажды обе сестры и племянница уехали с ночевкой на экскурсию на озеро Рица в Абхазию, мы остались дома втроем. Среди ночи начался сильный дождь, пришлось свертывать постель и проситься в дом. Разместился на веранде, хотя место было и самом доме.

 Потом, уже в Ставрополе я вроде в шутку спросил, что если бы во время дождя я бы ее "изнасиловал", донесла бы она на меня? Нет, удивленно ответила она. И я подумал, а может, она и ждала от меня мужского поступка, но поезд уже ушел.
После в Ставрополе она дала мне альбом и я записал в него все, что имел на данный момент.

 Когда я познакомился со Степановым, я взял у него блокнот  с записями его стихов и привез ей почитать. Она с интересом читала его, пока не дошла до стиха "Офицерским женам". И вдруг она с гневом произнесла: "Дурак! Неудачник! Не надо мне его стихов!  Что вы знаете об офицерских женах?", и бросила на диван его стихи.

 Так он навредил мне еще раз. Но я и сам виноват, разве можно было забывать, что она бывшая жена военного? А Олега, я как обещал еще на море, свозил на следующее лето на рыбалку на "Запорожце". Он был очень доволен. Можно было бы поехать и втроем, но я не догадался предложить, а она не стала напрашиваться.   


 


Рецензии
Здравствуйте, Иван!

Офицерские жены, как и любые другие, бывают разные.
Вспомнила, как банку краски вывозила с завода, чтобы покрасить полы в комнате заводского же общежития. И не столько потому, что денег на покупку не было (а их и правда не было), а потому что она сохла практически за кистью.
Девчата в автобусе даже отсели в сторону, типа поймают - мы тебя не знаем! :)
Не поймали. Я тогда очень скромной была. На меня, видимо, даже подумать не могли... Или сделали вид, что не заметили. Пахла краска...

Ольга Егорова 3   17.06.2019 06:58     Заявить о нарушении
Ольга, с краской все ясно, в те годы многого не было. А вот с офицерскими женами высказаться трудней. Разное бывало в те годы. Девчата бросались на погоны, как мухи на мед, лишь бы оторвать себе офицера, а потом оказывается, что все их избранники разные. Ну, и начинались трения до развода. У моей знакомой такая реакция получилась потому, что стих попал ей не в бровь, а в глаз. Она была разведена мужем, но он ее по-прежнему контролировал, и она должна была докладывать с какими мужчинами она знается. Конечно, она имела мужчин и ему привирала, вместо того, чтобы послать его, куда надо, ведь в разводе! Ну, а раз сейчас привирает, что ей мешало привирать ему, пока жили?
Конечно, на ответе ее это сказалось.

Иван Наумов   17.06.2019 08:20   Заявить о нарушении
Я поняла, Иван.
Я и сама жена офицера :)

Ольга Егорова 3   17.06.2019 15:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.