6. 1. Французский классицизм XIX века, Давид

6. Искусство Западной Европы в XIX веке. Классицизм. Романтизм. Реализм
Промышленным переворотом в Англии XVIII столетия и Французской революцией 1789—1794 годов была окончательно сформирована новая эпоха и в европейской художественной культуре.

Человеческая личность изображается не во всей сложной взаимосвязи с миром, а в определении места человека в общественно-социальной жизни.

Как правило, каждое новое направление искусства XIX века рождается во Франции. Классицизм — последний великий стиль, присущий и архитектуре, и живописи, и пластике, который все более приобретает черты академической схемы.

С 20-х годов XIX века рождается сильное романтическое направление. С 40-х годов усилиями барбизонцев и таких мастеров, как Курбе и Домье, развивается реализм, поддержанный настроениями, связанными с общим подъемом пролетарского движения.

С последней трети XIX века, после падения Парижской коммуны, позиции академизма вновь укрепляются, он становится официальным искусством, выражающим вкусы правительственных кругов. Однако в среде передовой интеллигенции академизм, находит резкую оппозицию.

В живописи наряду с Возникновение импрессионизма является естественной реакцией на академизм. Позже к концу XIX столетия импрессионизм сменяется неоимпрессионизмом. Но художники, условно объединенные в группу постимпрессионистов (Ван Гог, Гоген и Сезанн) не представляют единого течения в искусстве.

И вот во второй половине XIX веке на смену цельным художественным течениям приходят большие творческие индивидуальности, каждая из которых утверждает свои законы творчества, имеет свою художественную систему.

Что касается академизма, то он возник во Франции задолго до основания первой Академии — в 1648 году. Величайший французский художник XVII века Пуссен и тот был академиком.  Накануне революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусства героического, высокогражданственного, создающего образы, достойные подражания.

С приходом к власти Наполеона классицизм трансформировался в ведущее художественное направление — неоклассицизм. Неоклассицизм с начала нового столетия называют ампиром. Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познании прекрасного, вновь искусство призывается прежде всего воспитывать в человеке чувство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением.
6.1. Французский классицизм последней четверти XVIII — первой трети XIX века
В преддверии Великой французской революции, когда священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия, в театре с большим успехом разыгрываются трагедии Корнеля, драматурга предыдущего столетия, который в образах античных героев прославлял гражданские доблести и чувство патриотизма.

В живописи Франции появляется художник, в творчестве которого присутствуют античные традиции, а эстетика классицизма органически слилась для него с политической борьбой, с политикой революции и это и дало новую фазу классицизма во французской культуре, так сказать, «революционный классицизм». Сын крупного парижского торговца, окончивший Королевскую Академию, он в ранних работах близок традициям позднего барокко и даже некоторым стилистическим элементам рококо.

 Это был Жак Луи Давид (1748—1825). Так выкристаллизовывался новый стиль, и Давид свою картину «Клятва Горациев.1784—1785» посвящает братьям, которые дают клятву отцу в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Логически ясная композиция, где фигуры похожи на античные статуи.
 
Непосредственно Давидом готовилось большинство парижских праздников: и в честь взятия Бастилии, и в честь перенесения останков Вальтера и останков Руссо. Каждое такое оформление являло собой синтез изобразительного, театрального, музыкального, поэтического и ораторского искусств.

В 1793 году в Лувре был открыт Национальный музей, который стал не только центром художественной культуры, но и художественной школой. В 1790 году Давид приступает к большой картине по заказу якобинцев «Клятва в зале для игры в мяч.1790—1794», задумав создать образ народа в едином революционном порыве.

С 1792 году Давид является членом Конвента, народного собрания революционной Франции.
 
После смерти «друга народа» Марата Давид пишет одну из самых знаменитых своих картин «Смерть Марата.1793». Большие цветовые пятна серо-желтого, ярко-охристого и зеленого, — все делает картину Давида произведением сурового, чисто классицистического стиля и придает ему мемориальный характер. Давид был другом Марата, лидера якобинцев и «друга народа». Он был убит 13 июля 1793 года ярой поклонницей жирондистов, дворянкой Шарлоттой Корде, которая написала письмо Марату с просьбой назначить встречу после полудня, но забыла указать свой обратный адрес. Не дождавшись ответа, она ещё записку и вечером снова поехала на улицу Кордельеров. На этот раз она достигла своей цели. Марат принял её, сидя в ванне, где он находил облегчение от кожной болезни (экзема). Корде сообщила ему о депутатах-жирондистах, бежавших в Нормандию, и ударила его ножом (который накануне она купила в лавке кухонной утвари) после того, как тот сказал, что в скором времени отправит их всех на гильотину. Корде была схвачена на месте преступления. Присяжные единогласно признали Корде виновной и вынесли ей смертный приговор.

С 1793 года Давид входит в Комитет общественной безопасности — орган революционной диктатуры французской буржуазии и сближается с главой якобинской партии Робеспьером.

После падения якобинской диктатуры политическая карьера художника обрывается, а его самого ненадолго арестовывают. Во время Директории он пишет картину «Сабинянки.1795—1799», громоздкое архаическое произведение. На картине изображена битва между римлянами и сабинянами. Сабинянки в надежде прекратить сражение, приносят на поле битвы своих детей. Центральный женский персонаж картины — Герсилия, жена Ромула, ранее похищенная им. Она встала между отцом (слева) и мужем (справа), который уже занёс копьё, стремясь поразить отца Герсилии.
 
В период империи Давид становится первым живописцем императора. По его заказу Наполеона пишет огромные картины «Наполеон на Сен-Бернарском перевале.1801» и «Коронация Наполеона.1805-1807», холодные, напыщенные, полные ложного пафоса и театральной патетики. На картинах Наполеон бесстрастен и величествен. Блеск позумента, красного бархата, белых шелков и драгоценностей — все нацелено на передачу прославления императорской власти.

Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают бывшего члена Конвента Энгра эмигрировать из Франции в Бельгию. Там он и умирает. Помимо исторических композиций Давид оставил большое количество портретов. Среди них знаменитый портрет «Мадам Рекамье.1800». Давид строгим изяществом своего письма предопределил характерные черты того классицизма начала XIX века, который получил в искусстве наименование стиля ампир.


Рецензии