Мимоходом

Современные квазиисторические фильмы и сериалы смахивают на фэнтэзи в том смысле, что исторический антураж там весьма условен и напоминает мартиновское средневековье. Это серьезный недостаток. Я очень люблю и высоко ценю хорошо прописанную "матчасть", и это не вопрос вкуса: мир вещей, мир материальной культуры влияет на человека, формирует определенные качества характера. Дворянин 18 в., затянутый в корсет, обремененный париком и кружевами, благоухающий духами и пудрой и при этом фехтующий как бог, - совсем не то, что его прапрадед в кольчуге, играючи управляющийся с тяжелым мечом и длинным копьем-лэнсом. Каблуки, парики, корсеты - это философия, так же как дамские эньены, мужские трико в обтяжку и прочие гримасы "бургундских мод". Мы на ... процентов сделаны из вещей, которые нас окружают, мушкетер похож на свою шпагу, как Роланд - на свой Дюрандаль. Поэтому реконструкция сознания человека другой эпохи невозможна без реконструкции материальной культуры, от пуговиц до столовой посуды (пировать "в блюде", т.е. есть из одной тарелки с соседом, и сидеть за столом, накрытым на 12 кувертов, - отнюдь не одно и то же). Средневековый человек был привычен делить с товарищем и тарелку, и постель, - у него были другие границы собственного "я", он иначе очерчивал свое личное пространство. Да даже тесемки на рукавах, которые сложно было завязать без посторонней помощи, уж не говоря о невозможности самостоятельного облачения в доспехи, - уже характеристика. Как жаль, что всё это опускают


Рецензии