6. 1а. Французский классицизм XIX века. Энгр

6.1а.Французский классицизм XIX века. Энгр

В первое десятилетие XIX века связано со становлением одного из ведущих мастеров классицистического направления Жана Огюста Доменика Энгра (1780— 1867).

Именно Энгру предстало превратить давидовский классицизм в академическое искусство, с которым позже вступили в противоборство художники романтики. Энгр, вышедший из среды художественной интеллигенции, учившийся в Тулузской академии изящных искусств, в семнадцатилетнем возрасте попал в революционный Париж, в ателье Давида.

 Усвоив классицистическую систему с ее культом античности, Энгр намеренно отказался от революционности давидовского классицизма, отрицая современность, и выражал своим творчеством единственное желание уйти от реальной жизни в мир идеального.

В «Автопортрете в возрасте 24-х лет.1804» уже отчетливо прослеживаются основные принципы портретного искусства Энгра: отточенность формы, лаконизм строго продуманных и отобранных деталей. Пластический и линейный ритм в трактовке образа, чеканность формы, четкость рисунка играют для него значительнейшую роль. Ослепительно светлая холодная красочная гамма подчеркивает молодость модели, ясность, незамутненность ее внутреннего мира.
 
В женских портретах у Энгра появляется чрезмерное увлечение антуражем, аксессуарами, разнообразной фактурой предметов: шелком, бархатом, кружевами. Все это есть в картине «Портрет мадам Инес Муатессье.1856).

Развивая традиции французского карандашного портрета, Энгр создает «Портрет Паганини.1819».

Но главным трудом его в это время становится алтарный образ для собора его родного города Монтобана, получивший название «Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства.1820». Энгр нарочито решил образ мадонны близким к Сикстинской мадонне, выражая свое преклонение перед Рафаэлем и следуя заветам великого художника.  Парадокс состоит, однако, в том, что именно это творение принесло художнику, ранее официально не признававшемуся, успех в Салоне 1824 года. Отныне он становится признанным главой официальной французской школы.

В 1824 года после 18-летнего отсутствия Энгр возвращается на родину, избирается академиком, награждается орденом Почетного легиона, становится вождем официального академического направления. Но в это время он пишет замечательный портрет главы политической прессы 30-х годов «Луи Франсуа Бертена Старшего.1832», - могучего седого старика с умным, спокойным взглядом, «хозяина жизни и обстоятельств». Он пишет этот портрет с такой силой и верностью, что современники называли это изображение «Юпитера-Громовержца нового времени».

Последние годы Энра, этого общепризнанного и всеми почитаемого мастера, омрачены жесточайшими битвами с романтиками во главе с Делакруа, затем с реалистами, которых представлял Курбе. Энгр умер, когда его главными противниками были уже не романтики, а новые художники, громко заявлявшие о своем пристрастии к изображению ничем не прикрашенной действительности.


Рецензии