Софья Залмановна Агранович

Моя любимая университетская преподавательница, с которой мы продолжали дружить до самой ее смерти. Легенда филфака СамГУ.
***
Из наших разговоров.
С.З. папа в детстве заставлял целовать лошадей. Увидев на улице лошадь, подводил к ней дочку и говорил: "Целуй!" В результате она настолько прониклась к ним благоговением, что говорила: "У лошади даже пот и моча пахнут пивом!" С.З. много курила, иногда пепел падал прямо на разложенные листы новой рукописи, и я подарила ей пепельницу с фигуркой лошадки. Так она отказывалась использовать подарок по назначению: "Я не могу стряхивать туда пепел! Это же ЛОШАДЬ!"
У неё была способность к предвидению, она порой смотрела на человека и знала, что с ним произойдет. Этот дар прозорливости внушал ей страх, в первую очередь потому, что она не находила ему рационального объяснения. Хотя искала.
- Видимо, это как-то связано с аномальным функционированием мозга. Знаешь, у меня есть дипломница, а у неё был младший брат, у которого в три года развилась опухоль мозга. Год спустя он умер. Так вот, этот трехлетний ребенок рассуждал как взрослый, зрелый человек, говорил сложноподчиненными предложениями, наказывал взрослой (!) сестре-студентке беречь и не огорчать родителей и т.д.! вот и у меня в голове что-то происходит, и там вдруг возникает четкое знание чужого будущего.
С.З. ужасно раздражал этот феномен: у неё, приличного человека, советского ученого, атеистки, коммунистки - видения! Как у духоносного оптинского старца! Очень сердилась, когда веселые студентки приставали к ней с просьбами "что-нибудь предсказать". Одной девушке она сказала: "Не выходи замуж (в ближайшие несколько лет), тебя зарежет муж". Девушка вышла замуж, и муж её зарезал.
Бывали у неё и видения, довольно странные, похожие на перемещения во времени. Однажды она вдруг ощутила себя сидящей в степи ночью, возле костра, в окружении сарматских воительниц и их пасущихся коней, в другой раз - увидела Жанну д,Арк и услышала её мысли (мысли были незатейливые - о том, как болит запястье, слишком узкое для фехтования тяжелым мечом, и о том, что вот опять ворюги-интенданты продали на сторону весь овес, и кони - в том числе любимый боевой конь Жанны - будут есть ячмень).
- Слушай, а что не так с ячменем? Почему Жанна так расстраивалась?
- Ну, зерна ячменя твердые, их лучше размалывать и запаривать кашу. А в походных условиях это невозможно, а если кормить цельным зерном, то у лошади образуются такие ранки во рту... как язвочки, а потом - гнойные пузырьки, гной придется выдавливать, и все это время лошади будет больно есть. Да и вообще - овес дает энергию, а боевому рыцарскому коню энергии нужно много.
- Понятно... Слушай, от неё пахло странно, но не противно, знакомый такой запах. Я удивилась - откуда я его знаю? Потом вспомнила - а это же ты так пахнешь! лошадью! (и вовсе не всегда!)
***
У нас с Софьей Залмановной были такие разговоры:
- Слушай, а у собаки есть самосознание? Твоя собака сидит и думает: "Вот, я собака"?
- Конечно. Я - собака, это - люди, а эти, мелкие, все время бегают и орут - человеческие щенки, называются "дети". Еще есть "свои", "чужие", "враги", "добыча" и "несъедобное", и каждая категория объектов подразделяется еще на несколько. Скажем, "свои" - это, во-первых, "наша стая", во-вторых, "друзья хозяев", в-третьих, "знакомые" - соседи и т.д.
- А сдерживать инстинкты она умеет?
- А как же! Все воспитание в человеческой семье, вся дрессировка направлена на сдерживание и даже полное подавление инстинктов. Скажем, инстинкт самосохранения у служебной собаки подавлен частично, а такие инстинктивные действия, как кража пищи или валяние в отбросах, - полностью.
- Ты понимаешь, я хочу выяснить, где проходит черта, отделяющая самого глупого и неразвитого человека от самого умного и очеловеченного животного. Это чувство юмора? Или подавление инстинктов? Или самосознание?
- Ну точно не второе и не третье. Собака срисовывает себя с хозяина-вожака, как с образца, она гораздо более очеловечена, чем, скажем, лошадь, поскольку лошадь не является членом семьи хозяина, не общается с ним 24 часа в сутки, не вникает во все тонкости человеческих взаимоотношений. Собака перенимает ценности хозяина, традиции "нашей стаи".
- Видимо, эта черта проходит там, где понимание двусмысленности. Почему мы смеемся, когда в комедии кого-то бьют по лицу тортом? - Потому что это двусмысленность, торт - не дубина, он не предназначен для битья. Собака же не засмеется, если её стукнуть тортом?
- Гм... Я тоже не стану смеяться, если тортом стукнуть меня!
Софья Залмановна продолжала:
- Человека и животное можно представить так. Животное - это огромный, благородный породистый пес, величественно возлежащий в позе сфинкса и грызущий сахарную кость. Грызет и думает:"Вот, я собака. Грызу кость. Кость мне дал хозяин. Хозяин - хороший. Я - дома, здесь все свои. Свои - хорошие. За дверью квартиры - чужие, среди них много плохих. Своих нужно защищать от плохих чужих..." и так далее.
А человека С.З. почему-то рисовала нелицеприятно: в виде тотема индейцев и палеоазиатов русского Севера, ворона Кутха, сочетающего в себе черты птицы и человека, демиурга и трикстера. Причем именно в тот момент, когда Кутх слепил себе жену "из того, что было" (нувыпоняли), и в тепле она стала плохо пахнуть. И резюмировала:
- Сознание высокоразвитого животного - это такая мозговая кость, которую зверь крепко держит лапами и использует по прямому назначению, то есть грызет. Зверь абсолютно адекватен действительности, и в этом смысле он разумнее человека. Человеческое же сознание - это "Галатея" из какашек, которую бедняге Пигмалиону и держать противно, и бросить жалко.
Нелестный образ, что и говорить!
***
История про то, как первокурсница, желавшая подмести пол в аудитории, возопила: "Софья Залмановна, у вас МЕТЛЫ НЕТ?" и услышала в ответ "Погода нелетная, Машенька, я сегодня на общественном транспорте", была нашим мемом.


Рецензии