Особенности мышления собак

"Не очеловечивай его!" - таков совет, который бывалые собаководы дают своим начинающим коллегам. Это ошибочно трактуется как рекомендация не приписывать собаке разум, но разум-то у псовых как раз есть. Смысл этого совета - не приписывать животному человеческий способ мышления.
Что это значит на практике?
Мышление собак, как и многих других высокоорганизованных животных и птиц (дельфинов, приматов, слонов, лошадей, врановых), представляет собой системную функцию мозга. Собакам присуще конкретно-образное мышление ("Где мячик?" - приносит мячик), однако они способны к простейшей абстракции ("Мясо, сыр, печенье" - "Еда вообще"). Определенный уровень дискретности в сознании псовых также имеет место быть, что доказывается знакомством даже очень глупой собаки с такими понятиями, как "позже" и "завтра": "Завтра едем на дачу" - собака суетится в радостном предвкушении, прекрасно понимая, что сию минуту никто никуда не едет; "Я занята, позже пойдем гулять" - и заглянувший в комнату пес со вздохом ложится на свое место. Присуща мышлению псовых и категорийность - "Мы, собаки", "люди", "еда", "враги", "добыча", "несъедобное". Подрастая, молодая собака строит некую элементарную модель или картину мира ("свои - чужие", наша территория - чужая территория), формировать которую ей помогает хозяин: для городской собаки понятие "свои" расширяется, в эту категорию оказываются включены соседи и многочисленные знакомые хозяев (цепная дворовая собака просто не видит такого количества посторонних). Моделирование действительности отражается и в таком действии собаки, как выражение благодарности за еду (мои алабаи, поев, приходили  "кланяться").
Однако, перефразируя высказывание крупного русского ученого-этолога Н.Н. Ладыгиной-Котс о шимпанзе, - "Собака - не "почти человек", а совсем не человек". Собаке чужды сомнения, рефлексия, угрызения совести, она всегда равна себе, всегда довольна собой, её страдания вызываются внешними причинами (физический дискомфорт, разлука с любимым хозяином, скука, одиночество), и в этом её качественное отличие от человека. Мышление собаки континуально, она познает окружающий мир, а не себя.
Столь совершенный мыслительный аппарат дан псовым словно на вырост. Собаки осознают свою смертность (и отлично понимают, лечить их пришел доктор или усыплять), но в течение жизни этот вопрос их совершенно не волнует. Дискретность, потенциально присутствующая в сознании животного, актуализируется только в общении с человеком, для волка в природе, видимо, не существует "завтра" или "позже", он живет в вечном "сегодня". У псовых прекрасная память, они никогда ничего не забывают - ни плохого, ни хорошего, - но не уносятся мыслями в прошлое, они вписаны в континуум "здесь и сейчас", их эмоции и поступки адекватны ситуации: "на злобу я двойной и на любовь - двойною отвечаю"(с) Перед нами враг - сражаемся или бежим, добыча - преследуем и хватаем, еда - "какой такой павлин-мавлин? Мы ку-ушаем!"(с) Какой контраст с человеком, который никогда не равен себе и в церкви мечтает о любовном свидании, а танцуя с девушкой мысленно подбирает аргументы для ученой дискуссии!
Собаки не занимаются смыслом жизни, он у них просто есть. И, как ни странно, этим смыслом жизни являемся мы, люди. В самом деле, волкодавы Средней Азии или ездовые лайки Крайнего Севера могут отлично обойтись без человека, но вот не обходятся же. Выполняют для него тяжелую и опасную работу, оставаясь полуголодными (чабанских волкодавов кормят так скудно, что они с голодухи ловят ящериц и сусликов).
То, что собака не рефлексирует, подтверждается её реакцией на свою тень. Собака не ассоциирует тень с собой и изучает её, как незнакомое явление: "Ой! Что это??"
Итак, собаке присущи высшие умственные способности - абстрагирование, дискретность, категориальность, моделирование, - но они относительно слабо развиты, на уровне 5-6-летнего ребенка. В целом же она мыслит образами-гештальтами. Так, в сознании собак охранных пород присутствует гештальт под названием "Угроза" - это любой человек, животное, предмет или явление, угрожающее хозяину. Неважно, кто или что это - преступник, дикий зверь на охоте, лев в цирке, готовый напасть на хозяина-дрессировщика, вылетевший на обочину автомобиль - все это угроза, подлежащая отражению, даже ценой жизни (поскольку смыслом жизни собаки, как я уже говорила, является человек). Мой Яр 9-месячным щенком атаковал джип, ослепивший меня фарами ("если я заплакала, он проучит всякого!"), а еще раньше - выпрыгнул вперед и загородил собой, когда ураган сорвал и обрушил перед нами на тротуар лист кровельного железа. Все эти предметы угрожают хозяйке, следовательно, опознаются собакой как знакомый гештальт под названием "Угроза".
В результате неправильного воспитания и дрессировки (неполной социализации, жизни в обедненной среде, "злобежки" на дрессировочной площадке на "ватного человека") формируется неверный гештальт: животное видит угрозу в человеке, который необычно выглядит и/или странно себя ведет. Так воспитываются собаки, атакующие пьяных, размахивающих руками и ногами любителей спорта, тренирующихся на пленэре, дорожных рабочих в спецодежде и т.д.
Интеллект собаки, потенциально очень мощный, полностью развивается только в общении с человеком, человек и собака буквально созданы друг для друга. И человек, и собака - исследователи, активно познающие окружающий мир, получение новой информации для них обоих является витальной потребностью. Приведу такой пример.
Иду я по улице со своим САО Барсом, слева от нас - сугробы по пояс, дует ветер, и край застрявшей в снегу большой картонной коробки гулко хлопает на ветру. Барсик просительно смотрит на меня:
- Дай-ка я схожу, разъясню эту сову.
- Мне и отсюда видно, что там ничего интересного. Смотри, какие сугробы, тебе будет тяжело (Барсик был уже стар).
- Ну, непорядок же: сова - и вдруг не разъяснена!
- Ну, сходи.
Я отстегиваю поводок, и старый пес, кряхтя, лезет в рыхлый сугроб. Долез, обнюхал, возвращается сконфуженный:
- Ты права, это просто картонная коробка.
Если бы собака умела говорить, она обратилась бы к хозяину со словами песни: "Я так похожа на тебя! Мы так с тобою непохожи!" Именно благодаря этому сходству/несходству (мы оба - биосоциальные существа, носители высокоразвитого интеллекта, но - см. выше) мы с нашими собаками заключаем лояльные союзы, основанные на взаимной верности и любви.


Рецензии
*прелестная статья.
примеры, шутки, ассоциативные фразы, всё - в таком полном порядке, что читать подобное произведение - полное удовольствие.
я бы не посоветовала рецензентам вступать в спорную дискуссию с автором,
просто потому, что при таком малом объёме написанного, невозможно точно и предельно верно описать какие-нибудь теоретические вопросы, нужность и важность которых, варьируется, в зависимости от конкретных задач и потребностей хозяев четвероногих друзей, соратников, коллег, просто, произведений искусства живой природы, которых невозможно не любить, а надо замечать, изучать и, конечно, уважать, как личности и живые существа, которые, тоже, устают, болеют, подвержены смене настроения, могут иметь некоторые цели, в достижении которых,
так называемый хозяин, должен соучаствовать, а не препятствовать, если они не вредят любимому существу.
природа бывает несколько несправедлива не только к собратьям нашим меньшим, но и к людям, когда физиологические сдвиги, ценностные проблемы, делают людей гораздо более далёкими друг от друга, чем хозяина и животное.
особенности психологии собак, описанные в статье, написаны очень мило, просто,
понятно, так, чтобы не обидеть питомцев...
эту статью не просто стоит рекомендовать к прочтению, она - один из приятных образцов того, как надо писать статьи по воспитанию четвероногого друга.
любое издательство, должно быть счастливо, если такой Автор согласился бы с ним сотрудничать.

всегда с уважением.

Ирина Агриппина Талева   24.04.2018 20:14     Заявить о нарушении
Большое спасибо! Издательство "Аквариум" издало мою книжечку "Волкодав в городе: как стать счастливым хозяином счастливой собаки", правда, с сокращениями и малым тиражом.

Елена Цыганова   24.04.2018 23:58   Заявить о нарушении
*прошу простить, но меня гложет один вопрос.
почему, именно, волкодав?..
это - ироническая фраза, или психологически обоснованный ход Ваших мыслей,
который привлекает внимание читателей?

у нас, волкодавами, называлась не порода собак, просто те собаки, которые требовали постоянного сидения на цепи, были крайне свирепы и не особенно дружелюбны не только к чужим, но и к хозяевам.
ныне, я не встречалась с этим, уже архаичным, для меня, словом.

всегда с уважением.

Ирина Агриппина Талева   26.04.2018 20:46   Заявить о нарушении
Волкодав - это строгий кинологический термин, означающий буквально - собака, которая берет волка (чабанская, охраняющая отару). Это такие породы, как САО (алабай), КО, гампр, бурят-монгольский волкодав (хотошо) и некоторые другие - их также называют "истинными волкодавами", в отличие от крупных борзых, способных брать волка (ирландского вольфхаунда, например). Я 25 лет держала алабаев, которые как раз и являются истинными волкодавами по своему происхождению, и книжку писала с позиции владельца алабая, прежде всего.

Елена Цыганова   29.04.2018 20:26   Заявить о нарушении
*большое спасибо за объяснение.
у нас есть так называемые муниципальные собаки, которые, после соответствующей операции, получают пластмасску на ухо и могут гулять по улицам.
мне это - понравилось, такая позиция воспитывает не только терпимость у взрослых, но и у детей, которые стараются подражать достаточно разумному поведению родителей.
во время одной, неприятной, бури, в явной связи с закрытыми на домофоны подъездами, погибло очень много моих любимых существ - кошек.
причём, пропадали, в основном, домашние питомцы.
старики, которые редко выходят из дома, не смогли выйти и найти своих животных в глубоком и талом снегу.
помня о странностях домофонов, я взяла на работе большой ломик - гвоздодёр,
вместо резиновых сапог, которые отсутствуют в продаже.
такое парадоксальное поведение могло быть единственной надеждой попасть домой, поскольку интернет у меня дома работал, а в антивандально - домофонных фирмах и поликлиниках для людей - нет...
один из достаточно известных писателей двадцатого века, в своём произведении сетовал, что в будущем, нам будет не хватать кошачьего запаха, напоминающего об эпохе жэков и жактов...
видимо, люди очень стремятся достичь консенсуса между собой, что выливается в большие проблемы для их собственной жизни.
кстати, после бури, когда расчищали улицы, школьные дворы и так далее, в результате несчастного случая погиб всего один человек - учитель труда в школе...
ирония судьбы, что погиб именно тот человек, который, единственный, должен был разбираться в том, как работать с деревом...

большое спасибо за комментарий.

всегда с уважением.

Ирина Агриппина Талева   02.05.2018 23:18   Заявить о нарушении