Речные катастрофы

Грозное море, колючие волны, синий вал, черная глубина - именно такие понятия ассоциируются с морскими катастрофами, "Титаник", " Британик","Лузитания","Адмирал Нахимов", линкор "Новороссийск" - все это из ряда крупнейших морских катастроф с большим количеством человеческих жертв. Но мало кто знает, что близкие по последствиям трагедии произошли не в открытом океане, а на зеркальной глади рек.
15 июня 1904 года на колесном речном пароходе "Дженерал Слоукум", возник пожар, быстро охвативший все судно. Пароход совершал экскурсионный рейс по реке Ист-Ривер, близ нью-йоркского порта. На борту было полторы тысячи пассажиров. В результате пожара погибло 1020 человек, многие получили тяжелые увечья.

КАТАСТРОФА НА РЕКЕ СВ. ЛАВРЕНТИЯ.
К востоку от населенного пункта Метис-Бич, на правом берегу реки Святого Лаврентия, что в двадцати с лишним милях от канадского города Римуски, есть небольшое кладбище. На его территории стоит каменное надгробие, сложенное в память о жертвах другой речной катастрофы, случившейся вначале 20 века, которое получилось богатым на подобные вещи. Гигантомания в строительстве дирижаблей, кораблей и прочих технических новшеств, неминуемо приводила к катастрофам с большим числом жертв. Мысль опережала научные достижения, хотелось всего и сразу. А когда телега едет впереди лошади, всегда выходит конфуз.
Итак, очередной большой и комфортабельный пассажирский лайнер " Эмпресс оф Айрленд", был спущен на воду в 1906 году и совершал рейсы между Англией и Канадой. Надо отметить, что он никогда не встречался с айсбергами. Комфорт помещений, высокая скорость судна, сервис на борту, снискали ему популярность среди тех, кто желал пересечь Атлантический океан. Это была не бедная публика, разумеется.
Роковой рейс "Эмпресс оф Айрленд" начался 28 мая 1914 года. Когда лайнер отошел от причальной стенки квебекского порта, стояла прекрасная погода, видимость была отличной, широченная поверхность глубоководной реки Св.Лаврентия была совершенно спокойна. Но после обеда похолодало, река стала застилаться густеющей пеленой тумана. К одиннадцати вечера, когда многие пассажиры легли спать, на судне воцарилась тишина.
В двадцати милях от Римуски при изменении курса впередсмотрящий доложил, что видит огни встречного парохода, поднимающегося вверх по течению. И тут судно попало в полосу непроницаемого тумана. Капитан лайнера скомандовал дать задний ход и просигналил тремя гудками о том, что произвел указанный маневр. Но было уже поздно.
Нос большого парохода внезапно возник из тумана и врезался в правый борт лайнера между трубами. От этого тарана в борту "Эмпресс оф Айрленд" образовалась огромная пробоина, почти мгновенно были затоплены котельные отсеки. Пароход - им оказался норвежский углевоз "Стурстад" - дал задний ход, его носовая часть вышла из пробоины в борту, и в помещения раненого судна хлынули еще более мощные потоки воды. Через пятнадцать минут после столкновения лайнер затонул на глубине 19 морских саженей, в пяти милях от лоцманской станции Фазер-Пойнт.
К счастью, у пристани станции под парами стояли два судна. Они приняли радиограмму с гибнущего лайнера о бедствии и спасли несколько десятков пассажиров. Многие были выловлены из воды шлюпками со "Стурстада". Всего спаслось 463 человека. Количество погибших оказалось огромным - 1014.
На борту лайнера в отличие от " Титаника", было достаточно шлюпок для размещения всех пассажиров и членов экипажа, а также спасательных нагрудников. Огромное число жертв обьясняется поздним часом и неожиданностью катастрофы, слишком быстрым развитием событий.
Столкновение произошло ночью, спустя пять минут после тарана лайнер дал очень большой крен, и на воду удалось спустить всего четыре шлюпки с пассажирами.
Нужно отметить один курьезный момент. Среди спасшихся пассажиров оказался некий Френк Тауэр, впоследствии газетчики окрестили его непотопляемым человеком. Дело в том, что Тауэр уже побывал в кораблекрушении, в 1912 году ему удалось спастись с гибнущего "Титаника". Но это еще не все! В 1915 году он подтвердил свою необыкновенную везучесть, спасшись с торпедированной немцами " Лузитании". Кстати, это то и настораживает. Все корабли, на которых плыл Тауэр, потерпели катастрофу, а он остался жив во всех трех случаях. Не странно ли? Хотя, впрочем, этим должны были озадачиться криминалисты еще в те давние времена, мы же сейчас можем только удивляться этому парадоксальному совпадению и строить логические догадки на таком неверном материале, как слухи и домыслы. Но в истории сослагательных наклонений не бывает и на этом, пожалуй, поставим точку в нашем повествовании.


Рецензии
На реках случались катастрофы, которые по своим последствиям были куда более ужасными, чем трагедия "Титаника". Достаточно вспомнить историю "Султанши", деревянного колесного парохода, затонувшего 27 апреля 1865 года на реке Миссисипи, неподалеку от г. Мемфис, из-за взрыва парового котла. На "Султанше" с юга США перевозили освобождённых из плена солдат северян. В результате катастрофы погибли 1653 человека (более семидесяти скончались от ран и травм позже), спаслись 741 человек. Представляете трагедию этих людей? Некоторые из них более двух лет пробыли в плену, большинство - после ранений, и вот, казалось бы, если не сегодня, то завтра, все они будут дома, у родных очагов...
Это кораблекрушение по числу жертв является самой масштабной катастрофой XIX века и по сей день удерживает печальный рекорд по числу жертв на речном транспорте. А между тем, по своим размерам (более 79 м (260 футов) в длину и около 13 м (42 фута) в ширину) "Султанша" была в НЕСКОЛЬКО РАЗ меньше "Титаника".

Константин Кучер   11.10.2019 11:58     Заявить о нарушении
Интересная информация! Я так далеко в своих поисках не забиралась, в 19 век, но, судя по всему, там есть, что почитать. Вы заинтриговали!
Спасибо!

Ольга Азарова 3   11.10.2019 15:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.