6. 4а. Немецкий романтический пейзаж XIXв. Фридрих

6.4а.Немецкий романтический пейзаж XIXв.  Фридрих

Художник Каспар Давид Фридрих (1774—1840) передает поэзию национального немецкого пейзажа.

До романтиков пейзаж в картине играл роль фона, на котором происходят действия героев, даже если это был портрет. Вспомним пейзажи Леонардо да Винчи, Николы Пуссена или Клода Лоррена, - всюду пейзаж это заставка, фон для основного действия, а не основа для выражения идеи всей картины.

И только в первой половине XIX века в Германии появились картины, в которых пейзаж играет самостоятельную, не последнюю роль. Если раньше художник в своих картинах воспевал идеал для человека «служить государству, обществу», и те чувства, которые способствовали этому, то теперь некоторые художники непосредственно обращаются к эмоциям человека, таким как: восхищение природой, преклонение перед величием природы, неограниченности возможностей её Творца.

Пейзаж изображается таким образом, чтобы заставить человека размышлять о красоте природы, навести человека на размышления: о бесконечности Бытия, о непознаваемости тайн природы, о присутствии Бога, как Творца этой природы.   

Пейзажи Фридриха всегда созерцательны, высоко одухотворены, в них присутствует ощущение вечности и бесконечности бытия и неизменной грусти от сознания непознаваемости его тайн. Некоторые его картины навевают болезненно-угнетённое состояние, тоску, хандру, как в картине «Заброшенное кладбище».

Фридрих избирает те состояния природы, которые наиболее соответствуют романтическому ее восприятию: раннее утро «Утро.1808», вечерний закат, восход луны. Здесь его картины созвучны с фонами Леонардо да Винчи (вспомните его «сфумато»).

Линейный рисунок очень тонок, красочные соотношения представлены крупными пятнами чистых тонов в картине «Двое, созерцающие луну.1819—1820». Такие полотна Фридриха создают настроение одиночества и грусти, растерянности и безысходности. Многие картины Фридриха были приобретены Россией благодаря усилиям любившего этого художника и близкого ему по духу В. А. Жуковского (русского поэта-основоположника романтизма).

Заслуги романтиков несомненны в деле собирания и изучения национальных памятников средневековья, отечественного фольклора (преданий, легенд, сказаний), а также в обращении к традициям великого немецкого Возрождения во главе с Дюрером.


Рецензии