Жизнь среди цветов. Ч. I. Гл. 1. Счастливый жребий

                О, мир цветов!
                Ты так красив!               
                Ты даришь счастье, вдохновенье.
                Тебе--любовь, благодаренье!               
                И в испытаниях судьбы
                В тебе одном моё спасенье!
               

        Говорят, что судьбу человека определяют два важнейших обстоятельства -- выбор спутника жизни и выбор профессии. И если это так, то в выборе профессии на мою долю выпал счастливый жребий -- всю жизнь заниматься любимым делом.


        После окончания агрономического факультета Казанского сельскохозяйственного института в течение шести лет я работала не по специальности. «Хождение по мукам», когда даже свой диплом с отличием я не могла видеть спокойно, запрятав его на самое дно чемодана, закончилось , когда по счастливой случайности мне удалось поступить на работу в Ленинабадский ботанический сад в Северном Таджикистане.


        Это было место, предназначенное для меня наверно от рождения. Недолгое время работала лаборантом в семенной лаборатории, а потом была переведена научным сотрудником в отдел цветоводства. Началась жизнь среди цветов -- напряжённый и до бесконечности интересный, захватывающий процесс познания прекраснейшего мира растений, его богатства, разнообразия, сложных закономерностей существования и развития. Сколько радости принёс мне этот увлекательнейший в мире труд…


        Ленинабадский ботанический сад, как и все ботанические сады СССР того времени, занимался интродукцией* растений. Слово «интродукция» от латинского introductio означает «введение». Мы испытывали и вводили в культуру новые виды* и сорта* декоративных растений*. Отдел дендрологии* изучал древесные растения, цветоводы -- травянистые*, в оранжерее выращивали теплолюбивые тропические виды, не зимующие в открытом грунте. Сотрудники семенной лаборатории заготавливали семена и осуществляли их обмен с другими ботаническими садами.


        Интродукция растений  один из разделов ботаники, со своими теоретическими основами и методами исследований. Мы привозили новые растения из ботанических садов, из экспедиционных поездок в места природных обитаний диких видов, получали семена по обменным спискам. Каждый поступающий образец, будь то семена или живые растения, регистрировался семенной лабораторией в интродукционном журнале с присвоением ему интродукционного номера. Интродукционный журнал считался лицом сада. По нему всегда можно было определить, чем и в каких объёмах занимается сад и каждый из его отделов. Семена и посадочный материал сотрудники получали под расписку в журнале.


        В саду была удачно подобранная научная библиотека, вести которую поручили мне вскоре после перевода в отдел цветоводства. Очередной подарок судьбы! Я получила все возможности для самообразования и исследовательской работы -- книги, уединённое тихое помещение и экспериментальный полигон в виде коллекционного участка декоративных травянистых растений.


        В библиотеке были книги ведущих специалистов в области интродукции растений, фундаментальные издания по региональным* флорам*, все 30 томов Флоры СССР, справочники по декоративным растениям, сборники трудов ботанических садов. Регулярно поступала периодическая литература: Ботанический журнал, Бюллетень Главного ботанического сада, выпуски трудов Академии наук СССР по нашей специальности, журнал «Защита растений» и, конечно же, журнал «Цветоводство».
       

        С огромным интересом я погрузилась в изучение всей этой литературы. Приходя в сад, с утра, как обычно, брала в руки журнал фенонаблюдений*, в карман белого халата (такая у нас была обязательная рабочая форма) -- записную книжку и шла на участок. Директор сада -- наш незабвенный Мансур Ашурович -- всегда говорил нам: «Вы должны, как врачи, делать ежедневный обход своих участков». «Обходы», фенонаблюдения и другие работы на участке занимали основную часть рабочего дня. А всё остальное время отдавала занятиям в библиотеке – чтению и конспектированию книг и журналов. Остались в прошлом годы неприкаянного мытарства в поисках своего места в жизни. Я была по-настоящему счастлива.


        Так за десять лет работы в Ленинабадском ботаническом саду я прошла серьезную школу самообразования и овладела основами знаний в области теории и практики интродукции растений.


        Интродукция растений* – целенаправленная деятельность человека по введению в культуру новых для данной местности видов и сортов растений.
        Вид* – основная категория в систематике растений; характеризуется целостностью и обособленностью от других видов.
        Сорт* – основная внутривидовая категория культурных растений, отличающихся от исходного дикорастущего предка признаками, приобретенными в культуре.
        Декоративный* – служащий для украшения.
        Дендрология* – раздел ботаники, изучающий деревья и кустарники.
        Травянистые растения* – растения с неодревесневающими надземными побегами.
        Региональный* – относящийся к какому – либо району, отдельной области, стране или нескольким соседним странам.
        Флора* – растительный мир, совокупность всех видов растений какой-либо местности.
        Фенология* – раздел биологии, изучающий периодические явления в развитии органической природы, обусловленные сменой времен года, например, сроки цветения растений…


        Фото Лисовского В. В. -- Тюльпан 'Ламбада'


         Продолжение: http://www.proza.ru/2018/04/27/1102       


Рецензии
Альбина, Здравствуйте! Обещала, что буду вас читать.
Слово держу. Я совершенно далека от вашей тематики,но
пишите вы так хорошо, что даже подобная документалистика
и ваше желание увлечь читателя цветоводством-двигают
на "подвиг" (Шутка).Интересно читать.

С искренней симпатией

Анна Куликова-Адонкина   19.03.2024 17:06     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Анна! Очень рада, что Вы начали читать мою повесть и у Вас положительное впечатление. Благодарю Вас от всей души!

Альбина Лисовская   19.03.2024 17:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.