Церковь Георгия Победоносца в Рамле

Ирис Леви

Церковь Георгия Победоносца в Рамле скрыта за стенами и воротами греческого православного монастыря. Тот, кто войдет в этот монастырь сегодня будет поражен тем, что за дверью красного цвета он увидит арки, коридоры, строения из камня. На пути из монастыря в церковь вы проходите по узкому тенистому коридору со сводчатой бочковой крышей и в конце вы оказываетесь еще перед одной дверью. За этой дверью находится узенький прямоугольный дворик в центре которого расположена небольшая церквушка с прочными каменными стенами. Защищенное, скрытое от посторонних глаз месторасположение этой церкви возвращает нас в те дни, когда местная христианская община сталкивалась с нападениями со стороны мусульманских жителей.

За многочисленными стенами и воротами скрывается жемчужина в области искусства и декоративного оформления, которой нет равных среди церквей Иерусалимского православного патриархата.

Происхождение названия

Церковь в Рамле освящена во имя Георгия Победоносца, который почитается у православных христиан, как один из самых важных святых. Согласно христианской традиции он один из величайших воинов- мучеников. Помимо Георгия такими являются еще св. Дмитрий Солунский, св. Прокопий Кесарийский, а так-же два Федора Тирон и Стратилат.

Сохранилось очень мало исторических сведений о св. Георгие. Традиции связанные с ним восходят к "Золотой легенде" Якова Ворагинского, где описаны жизнь, чудеса и страдания святого. Культ почитания Георгия Победоносца наиболее распространен среди почитания всех святых воинов. В Константинополе ему было посвящено 9 церквей. Первая церковь освященная на его имя была отстроена в 518 г. Но, в основном, традиции почитания этого святого восходят к эпохе крестовых походов в Сирии и Палестине. Свидетельствуют об этом иконы относящиеся к тому времени.

История

Согласно христианской традиции церковь св. Георгия Победоносца в Рамле впервые была отстроена во времена императрицы Ирины. Императрица посетила св. Землю в 784 г., для того, чтобы найти святые для христиан места. Она идентифицировала Рамле, как место рождения Иосифа Аримафейского, человека, который снял Иисуса с креста и погреб его в могиле, которую приобрел лично для себя.

У нас нет пока еще археологических находок или каких-либо документов способных пролить свет на первые столетия существования церкви. Из средневековых источников нам известно, что в городе Рамла было три православных храма. Один из них был освящен во имя Георгия Победоносца. На сегодняшний день оригинальное здание церкви не сохранилось, т.к. на протяжении ряда лет православная община Рамле страдала от нападений различных завоевателей с одной стороны, и от разрушительных землетрясений с другой стороны.

Д. Прингл исследовал архитектуру православной церкви в Рамле. Он отнес самую древнюю часть постройки к эпохе крестовых походов. Шимон Гат разделяет мнение Прингла. Он считает, что нельзя утверждать то, что церковь расположенная в греческом православном монастыре сегодня это церковь Георгия Победоносца отстроенная в 784 г., т.к. самые ранние постройки в монастыре относятся к 12 в. Вместе с тем Шимон Гат полагает, что этот монастырь был построен в память о том монастыре, который основала императрица Ирина.

На протяжении сотен лет город посещали многочисленные паломники, которые описывали свои впечатления от знакомства с местной православной общиной и от посещения церкви. Этих свидетельств не много, но из них следует, что на протяжении веков с момента строительства православной церкви в Рамле, в городе всегда проживали представители греческой православной общины. Были периоды, когда количество православных жителей в городе было невелико, но их присутствие все равно сохранялось. Это отмечали разные люди посещавшие город на протяжении веков. Из записок людей побывавших в городе следует, что в 17 в. там находилась большая и роскошная православная церковь. Она производила впечатление на посетителей. Одним из таких посетителей был Арсений Суханов. Он побывал в городе в 1649 г. и оставил следующие воспоминания о посещении церкви: "Здесь находится церковь Георгия Победоносца. В воскресение 5 числа этого месяца в ней прошла молитва. Церковь большая, высокая. Большое окно освещает ее всю. Сводчатый потолок опирается на 4 белых мраморных столба". Суханов пишет, что в церкви имеется четыре каменных столба и подчеркивает ее красоту. Это описание соответствует архитектурным элементам, которые можно увидеть в церкви и сегодня. Таким как: коринфские капители и мраморные витые колоны с каннелюрами.

В конце 18 в., после того, как Наполеон покинул город, церковь была разрушена мусульманами. Православный грек монах Вениамин, посетивший Рамле в 19 в., описывает погром, который учинили мусульмане, жители города Наблус (Шхем), по отношению к христианам Рамле. Эти беспорядки привели к тому, что православные христиане покинули город. По словам Вениамина они вернулись в Рамле только в эпоху правления Ибрагима паши, при котором были введены послабления для христианского населения, что позволило православной общине осесть в городе.

Из этого свидетельства следует, что в конце 18 в. православное население бежало из Рамле и рассеялось по другим населенным пунктам страны. Т. е. на протяжении 35 лет у нас нет сведений о существовании греческой православной общины в городе. Несмотря на это, 19 лет спустя после разрушения церкви в 1817 г. она была вновь отстроена и в ней был установлен иконостас. О том, что церковь была восстановлена именно в этом году мы узнаем из дарственной надписи на иконе Богородицы и младенца. Там проставлена дата 1817 г. Эта икона находится за завесой над царскими вратами.

Перед входом в церковь можно увидеть надпись на греческом языке, которая рассказывает о восстановлении храма и о его истории: "Когда патриарх Прокофий был заместителем патриарха, епископ Петры Мисайлос вместе с уважаемым епископом Герасимом восстановили церковь в честь св. Георгия в том виде, как она выглядит сегодня. Досифей, епископ города Лод, освятил церковь 26 мая 1817 г. В это время главой монастыря был Митрофан. Императрица Ирина отстроила церковь в 784 г. Французы ворвались в церковь и сожгли ее в 1798 г."

Восстановление храма Георгия Победоносца в Рамле было частным случаем среди огромного количества церквей на Святой Земле, которые были отстроены или отреставрированы в 19 в. Среди этих церквей были русские, армянские, францисканские, селизианские, мелькитские и.др. церкви.

Маленькая церковь в Рамле находится внутри монастыря основанного в средние века. Он служит духовным центром греческой православной общины города с тех времен и до наших дней. Этот монастырь находится под покровительством Православного Иерусалимского патриархата. Православная патриархия расположена в Иерусалиме в Старом городе. В сфере ее влияния находятся: Земля Израиля, Синайский полуостров и Заиорданье (включая монастырь св. Екатерины).

Начиная со средних веков и до нового времени монастырь служил в качестве странноприимного дома для паломников на их пути к святым местам. Согласно свидетельствам 19 в. и глава монастыря и греческая православная община города поддерживали близкие отношения и оказывали помощь греческим православным общинам в Яффо, Лоде и других местах.

Роспись и убранство церкви

На стенах церкви можно увидеть иконы, которые были написаны в первой трети 19 в. и принесены в дар церкви как людьми принадлежавшими православной общине города Рамле, так и теми, кто в ней не состоял. Стены и потолок церкви расписаны в 20-21 вв. Роспись и оформление церкви Георгия сделанные в 19 в. были впервые изучены и задокументированы Ирис Леви. Все надписи прочитаны. Было дано объяснение тому, какой смысл вкладывали иконописцы в свои изображения. Вместе с тем роспись церкви выполненная в 20-21 вв. требует дополнительного исследования.

Для того, чтобы составить план оформления церкви, надо разделить это оформление как относящееся к четырем основным периодам. К первому периоду относятся фрагменты иконостаса. Он датируется 1817 г. Второй период это середина 19 в. Тогда было написано несколько икон, которые висят на стенах церкви. Третий период датируется 1896 г. В этом году в дар церкви от православного патриарха Иерусалимского был преподнесен иконостас. Вместе с ним было подарено и кресло патриарха, которое располагается рядом с иконостасом.

К четвертому периоду относится позднее оформление церкви 20-21 вв. Это росписи стен, арок и свода.

При внимательном рассмотрении икон конца 19 в., находящихся в иконостасе, выясняется, что иконы третьего периода оформления церкви характеризует синтез византийской иконографической традиции и влияние западной итальянской живописи 15-17 вв.

Этот стиль возник в конце 19 в., когда патриархом был Георгий. При нем были отстроены и отремонтированы многие церкви. Поскольку это время характеризовалось открытостью по отношению к западу это нашло свое отражение в переменах в различных областях. Технологические перемены, а так-же перемены в образе мышления повлияли на настрой в среде руководства православной церковью в Иерусалиме и на того, кто стоял во главе ее. Так влияния на стиль иконографии, от которых, как правило, это искусство было ограждено строгими византийскими канонами, оказали свое воздействие и сформировали тот тип живописи, который можно увидеть в церкви в Рамле. Помимо иконы Георгия Победоносца, в честь которого освящена церковь, патриарх Георгий установил в иконостасе еще и икону Иосифа Аримафейского. Патриарх хотел превратить церковь в Рамле в одно из святых мест, которое посещают паломники.

Он публично заявил, что данное место является святым для христиан, т.к. церковь была отстроена там, где некогда находился дом Иосифа Аримафейского.

Рассказ о столбе вдовы

В церкви находится столб с которым связанна одна древняя традиция. Столб установлен в северной части южной колоны под иконой Георгия Победоносца, которая была написана в 1817 г. Этот столб почитается как святой среди православной общины города. Самое раннее упоминание о нем можно найти у Арсения Суханова, который посетил Святую Землю в 1649 г. Его целью было побывать в святых для христиан местах и изучить ритуалы местной православной церкви. Вот одно из немногих описаний в котором упоминается этот столб: "На одном из столбов написано, что его принесло морем , после того как одна женщина помолилась мученику Георгию. Поэтому, над этим столбом находится икона мученика Георгия".

Из оставленного описания можно сделать вывод, что церковное убранство в 17 в., точно так-же как и церковное убранство в 19 в. включало в себя икону Георгия Победоносца, которая находилась над столбом вдовы.

Описание местной традиции связанной с этим столбом дал монах Вениамин в 1877 г. "Дамаскин ;;;;;;;;;; из Сирии рассказывает о месте в Сирии, которое называется Рамаль. Местные христиане и царь хотели построить там большую и красивую церковь и посвятить ее Георгию Победоносцу. Они хотели, чтобы в той церкви были красивые колоны и мраморный пол. Поэтому был снаряжен корабль с целью собрать мрамор и столбы для новой церкви. Корабль отчалил от берега. В разных местах был собран строительный материал для храма. В одной крепости жила вдова. Она услышала, что в Рамле строят церковь посвященную великомученику Георгию. Тогда она купила высокий, красивый и большой столб. Затем она обратилась к капитану корабля со словами: "Эфенди, я попрошу доставить мой столб вместе с другими столбами, чтобы он стоял в храме в память обо мне". Но, капитан отказался ссылаясь на то, что у него больше нет места на корабле. Корабль отплыл в сторону Рамле, а женщина начала плакать и горевать. Так велика была ее печаль. Посреди ночи явился ей св. Георгий. Он спросил у нее "Почему ты плачешь, женщина"? Она ответила ему "Я горюю потому что капитан отказался доставить мой столб в святое место в храм Георгия Победоносца". Тогда святой спросил у нее: "А где бы ты хотела, чтобы столб стоял в церкви"? Вдова ответила: "В правой части церкви, господин". Тогда святой сказал ей: "Подержи этот столб за другой конец и помоги мне дотащить его до того места". Сквозь сон женщина видела, что они вместе подняли столб и бросили его в море. Когда вдова проснулась, она поспешила в порт, чтобы найти там свой столб. Но, его в порту не было. Она возблагодарила бога за то, что святой ей помог. А столб отплыл по морю в направлении Рамле и оказался у берега раньше, чем там успел причалить корабль. Люди, сошедшие на берег в порту, увидели столб и на нем была надпись, что столб вдовы нужно установить с правой стороны церкви. Строители так и поступили. Они разместили столб в правой части храма".

Как видно традиция связанная с историей о столбе была известна еще в 17 в. О ней упоминает монах Арсений Суханов. Из описания данного Вениамином можно узнать, что в конце 19 в.город Рамла воспринимался как часть Сирии и легенда, связанная со столбом, сохранилась, по большей части, с 17 в. История столба является частью традиции местного православного населения. Она подчеркивает и подтверждает чудеса связанные с существованием этой общины, ее святость и говорит о ее древности.

То, что икона установлена над столбом начиная с 17 в. свидетельствует о древности традиции связанной с убранством церкви св. Георгия в Рамле и связывает местный эпос с иконографией начиная с 17 в. и по сегодняшний день.

Заключение

Православная церковь в Рамле с ее типом убранства и архитектурой является частью многогранного культурного наследия Земли Израиля. Иконы и различные архитектурные памятники отображают древнюю культурную традицию, которая зародилась еще в 4 в. С одной стороны это достаточно консервативная традиция, с другой стороны она динамична, подвержена изменениям. Эта традиция оказала и оказывает влияние на культурную, религиозную и социальную жизнь местной общины. С опорой на нее можно изучать искусство, надежды, ожидания, стремления к консерватизму и модернизации местных христиан.

Церковь св. Георгия представляет древнюю общину обладающую традицией, которая возникла в 8 в. Общину, которая сохранила свою индивидуальность, свои архитектурные памятники, создала особое пространство в котором старое и новое служит культурной и религиозной жизни как в прошлом, так и в наши дни.


Рецензии