Зоренька

         
Через лес течёт река:
Ни мала, ни велика.
У реки стоит избушка,
В ней живёт себе старушка,
А у бабушки есть внучка -
Золотые её ручки:
Ко всему сноровка есть,
Некогда весь день присесть.
Лишь проснётся на заре,
Когда солнце на дворе,
Улыбнётся и … к реке,
Что течёт невдалеке,
Скажет реченьке: «Привет».
Ну а та журчит в ответ:
«Здравствуй, Зоренька-краса,
Что до пояса коса,
Что додельна, и умна,
Как берёзонька, стройна
Та, что трудится весь день
И не знает слово «лень».
Это слышать ей отрадно:
«Быть мне Зоренькой приятно -
Именем своим горжусь,
В удовольствие тружусь».
Лик умоет, постоит
Да на солнце поглядит
И под щебет ранней птицы
Наберёт воды в кринице
И с водицей ключевой
Возвращается домой -
Там её работа ждёт:
Дом, хозяйство, огород.
Ну а в праздники подружек
Всех зовут к себе на ужин:
Угощает пирогом,
Свежим липовым чайком.
В доме их и лад, и склад –
Каждый жизни такой рад!
Только вдруг беда пришла:
Бабушка занемогла -
Не встаёт, а всё лежит…
Внучка к лекарю бежит -
Вся в слезах твердит она:
«Бабушка моя больна!
Что мне делать и как быть,
Как её мне излечить?!»
Дал тот от температуры
Пить целебную микстуру.
Но пропив её, опять
Бабушка не может встать…
Раз заходит к ним соседка:
«Сказывали наши предки,
Будто в чаще есть лесной,
Чудо-цветик непростой -
Светится он, словно жар,
У него волшебный дар:
Кто цветочек тот найдёт,
Волшебство приобретёт -
Дать здоровье цветик может.
Только кто найти вот сможет
Этот дивный-то цветок,
Чтоб он бабушке помог?
Он тому лишь помогает,
Кто природу уважает,
С ней приветливый всегда,
Не приносит ей вреда».
«В лес сейчас же поспешу,
Цветик этот отыщу! –
Зоренька сказала ей. -
Вы за бабушкой моей
Присмотрите, прошу вас,
Я ж отправлюсь в сей же час!»
Так сказала и бегом
В лес помчалась за цветком...
Долго ль, коротко идёт,
Ведь не знает, где растёт
Тот волшебный горицвет,
Что чудесней в свете нет.
Вот присела на пенёк,
Молвила: «Где же цветок,
Что как жар горит в ночи
И людей может лечить?»
Ей кукушка на суку
Крикнула: «Ку-ку, ку-ку!
У колдуньи он растёт,
Та цветочек стережёт.
А живёт в глуши лесной…
Я могу пойти с тобой,
Ведь не раз ты на заре
У реки встречалась мне
Да порою угощала –
Хлебных крошек насыпала.
Знаю я, как ты добра,
Не злоблива, не хитра,
Потому тебя все чтут,
Зоренькой всегда зовут».
Девушка с поклоном ей:
«Так веди же скорей!»
А кукушка: «Хорошо.
Но скажу тебе ещё -
Полечу я впереди,
Ты за мною вслед иди.
Стану я «ку-ку» кричать
И тебя сопровождать.
Если спит та ведьма злая,
Тут я сразу замолкаю,
Ты цветочек рви скорей
И беги домой живей.
А коль буду я кричать,
Очень громко куковать,
Знать колдунья та не спит
И свой цветик сторожит -
Надо будет подождать,
Пока та не ляжет спать».
Вот летит она вперёд,
Зоренька за ней идёт…
Наконец из-за ветвей
Домик ведьмы перед ней,
А кукушка на суку,
Громкое кричит: «Ку-ку».
Знать, хозяйке не до сна –
Зорко бдит вокруг она.
Как кукушка замолчала,
Сразу Зоренька узнала:
Ведьма спит - пора бежать,
Горицвет скорей сорвать -
Рос он прямо у окна.
Подбежала тут она,
Сорвала чудо-цветок
И быстрее наутёк!
Ей кукушка: «Поспеши,
Пока ведьма спит в тиши.
Коль проснётся, колдовать
Будет злыдня, чтоб догнать
Тебя в чаще средь ветвей,
Но не попадись ты ей
И проси чудо-цветок,
Чтобы спрятаться помог.
А слова простые те:
«Помоги, цветочек, мне
И от ведьмы выручай,
В гриб скорее превращай».
Горицвет прижми к груди
Да сиди тихонько, жди,
Пока злыдня пролетит».
Та, внимая, вдаль бежит…
Только слышит шум и гам -
Ведьма мчится по пятам -
Аж земля дрожит вокруг!
Зоренька цветку: «Мой друг,
Умоляю, чтоб помог –
Превратил меня в грибок».
Всё исполнил он тотчас:
Груздем стала она враз.
Ведьма мимо пронеслась -
Так девица и спаслась.
Цветику она опять:
«Дальше путь позволь держать».
Стала человеком снова –
Дальше следовать готова…
Долго ль коротко бежит,
Только ведьма вновь летит:
Цветик вновь ей помогает
И беглянку превращает
В куст зелёный небольшой.
Ведьма пронеслась стрелой -
Девицу не распознала.
Та немного постояла,
Стала девицей опять
И скорей домой бежать -
Вон уж дом, где её ждут…
Только ведьма тут как тут:
Вот-вот Зореньку поймает!
Цветик деву превращает
В берёзоньку у реки:
Ветви, ствол белы, тонки.
У реки она стоит -
Ведьма прямо к ней летит.
Но беглянки нет нигде…
«Облетела я везде,
Только девы не нашла,
Хитрой, знать, она была,
Да и цветик помогал -
Ловко прятал, превращал.
А раз так - их накажу,
И заклятие скажу,
Страшным будет приказ мой:
Будь же век теперь такой -
Во что цветик превратил,
Раз тебе тот образ мил,
И тебе уже в девицу
Никогда не обратиться,
Стой теперь на месте том,
Где и спряталась с цветком».
Так сказала и, смеясь,
Восвояси подалась.
Ну а Зоренька молчит,
Деревом теперь стоит…
Тут на бережок речной
Девушки пришли гурьбой.
«Что за странные дела?
Здесь берёзка не росла…», -
Диву дивятся они:
"Выросла за эти дни.
Так пригожа да стройна –
Необычная она:
Вся сияет светом -
Очень странно это!»
Глядь, а по стволу березы -
Капельки текут, как слезы:
Что ей девицей не стать,
Век березонькой стоять…
Хоть подружкам невдомек,
Стали мигом все в кружок,
Чтоб её развеселить,
Все печали утолить.
Хоровод вокруг ведут
Да при том ещё поют -
Те напевы хороши,
Проникают вглубь души:
Нет их звонче, краше,
Ведь родные -  наши!
Вдруг листочки зашумели
И подруженькам запели:
«В хоровод и я бы стала,
С вами вместе поплясала,
Только жаль тому не быть,
Хоровод мне не водить,
Потому что ведьма злая,
Надо мною пролетая,
Заговор свой изрекла,
Чтоб берёзой век была…».
И сообразили те,
Что несчастная в беде!
Быстро к реченьке бегут,
Воду из неё берут
И берёзку обливают,
Да при этом повторяют:
«Ты, водица, да Татьяна,
Ты, землица, да Ульяна,
Вы несчастной помогите,
От злых чар освободите!»
Вдруг берёзка задрожала
И… опять девицей стала!
Ну её все обнимать,
Ну её все целовать!
«Это ж Зоренька-подружка!» -
Веселятся хохотушки.
И поведала та им -
Всем подруженькам своим
В лес зачем она пошла
Да как цветик там нашла…
И с подругами скорей
К бабушке бежит своей,
Чтоб отдать чудо-цветок,
Чтоб здоровой стать помог...
Вышло так, как и хотела
Бабушке помочь успела:
Та с постели поднялась,
Где и силушка взялась!
Внучка ей: «Это цветок
Тебе в трудный час помог».
«Не цветок помог, а ты -
В тебе столько доброты,
Да и все твои подружки -
Тоже помогли старушке.
А коль так, то ставим чай!
Да соседку приглашай,
Ведь без помощи подруг,
Нам бы не прогнать недуг!»
       ***
И как прежде стали жить,
Стали жить да не тужить.
А цветочек вдруг исчез:
Воротился снова в лес.
Там себе он и растёт…
А когда пора придёт,
Его надобно найти,
Чтобы хвори извести.
После в лес он вновь вернётся:
Так уж исстари ведётся…


Рецензии