Чистое сияние другого света
Чувствуете, куда склонение тянет. Не к браку по любви, но к месту, где различима вещь.
Числа возникли, как осознанные символы, все и сразу, буквы тоже. Смысл единицы заключен в ее отличности от всех иных, а не в целостности или рациональности. Последнее - лишь свойство в числе прочих. Фонемы существуют в отличности друг от друга, ибо это главное условие их пребывания в языке. И реальность - это от нас, а не от вещи. Мы определяем мир реальным тем, что созерцая, помещая его в сознание, делаем это из абсолютно достоверного есть. Я -есть, я вижу мир, значит, мир есть.
Трехмерность пространства - мы, одномерное, строго направленное время - тоже мы. Вне сознания никаких вещей нет. Что помещается в сознание, осознается и называется, то и есть вещь сама по себе.
В данном контексте, пространство - сознательная форма, но не вещь, а место различения, дислокации. И время сознательная форма в смысле непространственных изменений вещи. Мир, как сознательное его представление, располагается именно там - в этих формах.
Но для того, чтобы такие формы возникли, необходима предпосылка, наличие особой формы ,того самого отличия, без которой пространство и время сами не определяются, не осознаются таковыми.
И вот когда с помощью отличия пространство и время уместились в сознание и вобрали в себя мир, можно говорить об их свойствах - метрике, направленности, изотропии или анизотропии.
И да, изменение определяется отличием. Сегодняшнее А не равно вчерашнему, Московское Б не тожественно Челябинскому. В этом смысле, бытие, сознательная жизнь, вводится как нечто, что всегда изменяется. Как то, что в каждый следующий момент отлично от предыдущего. Соответственно, смерть - то, что в каждый следующий момент тождественно предыдущему. И речь идет о времени, в котором существует мысль.
Существование в мысли - бытие. Безмыслие, соответственно, существование в небытии. При этом небытие не есть смерть лица, а безмыслие не означает отсутствие ментального усилия или психологической реакции.
В результате, отличие - априорная к мысли форма. Такая, в отсутствии которой невозможна и сама мысль.
Фраза "Мы определяем мир реальным тем, что созерцая, помещая его в сознание, делаем это из абсолютно достоверного есть" раскрывается из Декартовского эргосума.
И правда, реальность - не характеристика, признак или свойство вещи. Реальность исходит от нас, в том смысле, что мы так поделили сознательную жизнь - на тождественность мысли предмету созерцания, и ложь, фантазию, бред, галлюцинацию - нетождественность, отличность.
Причем отличие проходит именно через наши умственные усилия, волевым образом направленные на искажение или подмену или психическую (умственную) деятельность, не подконтрольную себе.
Значит, реальность - это то, что мы в здравом уме, свободном состоянии и твердой памяти, без принуждения или манипуляции извне, посчитали таким же достоверно существующим, таким же реальным, как я-сам-мыслю-есть.
В конце концов Канта удивляло даже не то, что он есть, а то, что он подчинен императиву и то, что может созерцать мир, расположенный в пространстве и во времени. Последние два пункта, Кант зашифровал в звездное небо над головой, где пространство и время введены хитро. Так как свет от звезд доходит не сразу, а через время, мы видим не то, что существует непосредственно в момент созерцания, а то, что существовало когда-то, то есть, о наличии пространства свидетельствует время.
Свидетельство о публикации №218042400457