6. 3а. Английская романтическая графика XIXв. Блей

6.3а. Английская романтическая графика XIXв. Блейк

Романтическое направление в английской графике нашло выражение в творчестве Уильяма Блейка (1757—1827), не только крупнейшего поэта, но и оригинального художника, в основном гравера и рисовальщика.

Почти непризнанный при жизни, Блейк в настоящее время считается важной фигурой в истории поэзии и изобразительного искусства романтической эпохи.

Биография Блейка легендарна: он закричал, ребенком увидев Бога в окне. В восемь лет узрел дерево с ангелами. В школе пробыл недолго. Семь лет учился на гравера. Жена считала его ангелом, некоторые – сумасшедшим.
 
Иллюстрации к Данте, Мильтону, к Библии, к собственным поэтическим произведениям. Сюжеты Блейка отличались новизной и смелым переложением Ветхого и Нового Заветов, Данте, Мильтона и Шекспира одновременно. Библейские персонажи «Каин» в его гравюрах соседствуют с персонажами «Божественной комедии» и героями собственных произведений или его фантазий.

В своих книгах он воспевает то, что он считает главным для человека: воображение, вдохновение, поэтический дар, веру и осуждает то, что ограничивает личную свободу: материализм, экономический прогресс, научное мышление.

В своём творчестве Блейк тяготел к аллегориям, символизму и мистицизму. Он был убеждён, что искусство должно основываться на вере в Христа и остерегаться художественных традиций, по его мнению, навязанных Академией художеств.

Его произведения и стихи были охарактеризованы как романтические, или как пре-романтические.  Ещё в детстве Блейк увлёкся копированием греческих сюжетов с рисунков, которые приобретал для него отец. Работы Рафаэля, Микеланджело и Альбрехта Дюрера привили ему любовь к классическим формам. Блейк находился под влиянием идеалов Французской и Американской революций. Блейк прославился именно благодаря своей технологии рельефного офорта, в собственной работе ему чаще приходилось придерживаться метода инталия (рельефный оттиск). После получения офорта, он раскрашивал его вручную.

Поэтические и художественные труды Блейка стали неисчерпаемым источником вдохновения для представителей различных стилистических течений: прерафаэлитов, символистов, романтиков и сюрреалистов.

В 2011 году состоялась выставка к 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина. «Уильям Блейк и британские визионеры (люди, испытывающие галлюцинации и видения)».
Были представлены иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, созданные в 1824–1827 годах «Беатриче, восседающая на влекомой грифом колеснице», «Симония Папы» (продажа благодати Святого Духа), «Ньютон» и другие.
На гравюре из «Песни Лоса» изображен демиург Уризен (символ божества от англ. «your reason» - «твой разум»), который молится перед созданным им миром.

В своих строгих и изысканных контурных рисунках к Гомеру и Данте он исходил из традиций греческой вазовой живописи.


Рецензии