Шедевр Палладио в Виченце- Театр Олимпико

       Олимпийский театр, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, является одним из художественных чудес  Виченцы (Vicenza). Этот театр представляет собой абсолютную вершину творчества одного из величайших итальянских архитекторов, Андреа Палладио (Andrea Palladio), вдохновлявшегося описаниями римских театров, оставленными Витрувием.

      Театр стал последним проектом великого Палладио, который вернулся в родной город в 1579-м году и привез с собой бесценный опыт – на протяжении всей своей жизни он изучал архитектуру Древнего Рима.
 
      К тому времени архитектор, бывший основателем Олимпийской Академии, уже построил ряд временных театров в Виченце. А в 1579-м году Академия получила разрешение на возведение постоянного театра на месте старинной крепости Кастелло дель Территорио, которая использовалась как тюрьма и пороховой склад, прежде чем прийти в упадок.

         Палладио с энтузиазмом взялся за создание проекта – он собирался возвести точную копию древнеримского театра, но всего через полгода после начала строительства он умер. Работу над театром сначала продолжил его сын Силла, а затем к ней приступил другой выдающийся архитектор - Винченцо Скамоцци. Открытие состоялось 3 марта 1585 года памятной постановкой «Царя Эдипа» Софокла, это старейший крытый театр в мире.

       Скамоцци опирался на чертежи Палладио, но внес и некоторые свои элементы – например, залы Одео и Антиодео, а также арочный проход, ведущий сквозь старинную средневековую стену во двор крепости. И, конечно, не стоит забывать, что именно Скамоцци был автором знаменитых декораций сцены.
    
 Прежде чем войти в театр, гость попадает в залы Одео  и Антиодео , возведенные другим великим архитектором Виченцы Винченцо Скамоцци ; первый зал украшен фресками Франческо Маффеи , изображающими богов и аллегорические фигуры (1637), а второй декорирован монохромным фризом (1595).

 Необыкновенный декор сцены выполнен в технике тромплея по задумке архитектора Винченцо Скамоцци, который достраивал театр после смерти Палладио. На сегодняшний день, это старейшие в мире театральные декорации, все еще использующиеся в постановках. В 1994-м году Олимпийский театр был внесен в список объектов Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО.

        Зрительный зал представляет собой полуовальный амфитеатр в тринадцать ступеней, завершенным полукругом величественной колоннады.
Грандиозный портал делится на три яруса: как в античном театре, в центре нижнего прорезаны триумфальная арка, называемая «царскими вратами»  и два меньших прохода для гостей ; в нишах второго яруса размещены статуи академиков, на  третьем ярусе  изображения подвигов Геракла.

    Слава о новом театре, расположенном внутри комплекса Дворца Территории (Palazzo del Territorio), быстро разнеслась по всей Италии, вызывая восхищение тех, кто видел в нем воплощение гуманистической мечты о возрождении классического искусства.
               
         Олимпийский театр был торжественно открыт в 1585-м году, однако уже после нескольких постановок он был заброшен. При этом декорации, созданные для первой пьесы – «Царя Эдипа» Софокла, так никогда и не покидали стен театра – чудесным образом они не пострадали во время бомбардировок города в годы Второй Мировой войны и от других превратностей истории.

   Однако к середине девятнадцатого века постановки классических спектаклей время от времени стали возобновляться.Лишь после окончания Второй мировой войны театр вернул себе прежний блеск, благодаря постановкам, не имеющим себе равных в мире. В течение ХХ века были проведены работы по сохранению театра и по модернизации его инженерных систем.

             Созданная Скамоцци система освещения также использовалась всего несколько раз из-за своей дороговизны. Сегодня на сцене Олимпийского театра ставят пьесы и музыкальные представления, однако вместимость самого театра ограничена всего 400 зрителями – в целях сохранения памятника архитектуры. При этом театральных сезонов только два – весна и осень. Зимой и летом театр закрыт, так как в нем нет системы отопления и кондиционирования воздуха, чтобы не повредить деликатные деревянные конструкции.

ПАВЕЛ МУРАТОВ О ТЕАТРЕ.(Образы Италии)

          "Есть нечто почти детское в изобретательности Палладио, соорудившего из досок и штукатурки этот овал скамей и эту замыкающую его колоннаду, эти торжественные фасады сцены и эти улицы, видимые сквозь арки, где «волшебства перспективы» заставляют нас видеть на протяжении реальных десяти шагов иллюзорные бесконечности дворцов и портиков.

       Целое племя статуй, — герои, ораторы, поэты, изгибают колена на каждом выступе сцены и жестикулируют в каждой нише театра. В прохладной полутьме пустого зрительного зала являют они напрасно своё безмолвное красноречие, в то время как пыль веков тихо ложится на их белые головы и скопляется в складках их гипсовых тог."


Рецензии