Шедевр Палладио в Виченце- Театр Олимпико
Театр стал последним проектом великого Палладио, который вернулся в родной город в 1579-м году и привез с собой бесценный опыт – на протяжении всей своей жизни он изучал архитектуру Древнего Рима.
К тому времени архитектор, бывший основателем Олимпийской Академии, уже построил ряд временных театров в Виченце. А в 1579-м году Академия получила разрешение на возведение постоянного театра на месте старинной крепости Кастелло дель Территорио, которая использовалась как тюрьма и пороховой склад, прежде чем прийти в упадок.
Палладио с энтузиазмом взялся за создание проекта – он собирался возвести точную копию древнеримского театра, но всего через полгода после начала строительства он умер. Работу над театром сначала продолжил его сын Силла, а затем к ней приступил другой выдающийся архитектор - Винченцо Скамоцци. Открытие состоялось 3 марта 1585 года памятной постановкой «Царя Эдипа» Софокла, это старейший крытый театр в мире.
Скамоцци опирался на чертежи Палладио, но внес и некоторые свои элементы – например, залы Одео и Антиодео, а также арочный проход, ведущий сквозь старинную средневековую стену во двор крепости. И, конечно, не стоит забывать, что именно Скамоцци был автором знаменитых декораций сцены.
Прежде чем войти в театр, гость попадает в залы Одео и Антиодео , возведенные другим великим архитектором Виченцы Винченцо Скамоцци ; первый зал украшен фресками Франческо Маффеи , изображающими богов и аллегорические фигуры (1637), а второй декорирован монохромным фризом (1595).
Необыкновенный декор сцены выполнен в технике тромплея по задумке архитектора Винченцо Скамоцци, который достраивал театр после смерти Палладио. На сегодняшний день, это старейшие в мире театральные декорации, все еще использующиеся в постановках. В 1994-м году Олимпийский театр был внесен в список объектов Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО.
Зрительный зал представляет собой полуовальный амфитеатр в тринадцать ступеней, завершенным полукругом величественной колоннады.
Грандиозный портал делится на три яруса: как в античном театре, в центре нижнего прорезаны триумфальная арка, называемая «царскими вратами» и два меньших прохода для гостей ; в нишах второго яруса размещены статуи академиков, на третьем ярусе изображения подвигов Геракла.
Слава о новом театре, расположенном внутри комплекса Дворца Территории (Palazzo del Territorio), быстро разнеслась по всей Италии, вызывая восхищение тех, кто видел в нем воплощение гуманистической мечты о возрождении классического искусства.
Олимпийский театр был торжественно открыт в 1585-м году, однако уже после нескольких постановок он был заброшен. При этом декорации, созданные для первой пьесы – «Царя Эдипа» Софокла, так никогда и не покидали стен театра – чудесным образом они не пострадали во время бомбардировок города в годы Второй Мировой войны и от других превратностей истории.
Однако к середине девятнадцатого века постановки классических спектаклей время от времени стали возобновляться.Лишь после окончания Второй мировой войны театр вернул себе прежний блеск, благодаря постановкам, не имеющим себе равных в мире. В течение ХХ века были проведены работы по сохранению театра и по модернизации его инженерных систем.
Созданная Скамоцци система освещения также использовалась всего несколько раз из-за своей дороговизны. Сегодня на сцене Олимпийского театра ставят пьесы и музыкальные представления, однако вместимость самого театра ограничена всего 400 зрителями – в целях сохранения памятника архитектуры. При этом театральных сезонов только два – весна и осень. Зимой и летом театр закрыт, так как в нем нет системы отопления и кондиционирования воздуха, чтобы не повредить деликатные деревянные конструкции.
ПАВЕЛ МУРАТОВ О ТЕАТРЕ.(Образы Италии)
"Есть нечто почти детское в изобретательности Палладио, соорудившего из досок и штукатурки этот овал скамей и эту замыкающую его колоннаду, эти торжественные фасады сцены и эти улицы, видимые сквозь арки, где «волшебства перспективы» заставляют нас видеть на протяжении реальных десяти шагов иллюзорные бесконечности дворцов и портиков.
Целое племя статуй, — герои, ораторы, поэты, изгибают колена на каждом выступе сцены и жестикулируют в каждой нише театра. В прохладной полутьме пустого зрительного зала являют они напрасно своё безмолвное красноречие, в то время как пыль веков тихо ложится на их белые головы и скопляется в складках их гипсовых тог."
Свидетельство о публикации №218042400619