Сверхинтеллект и искусственный мир будущего

Кэмерон наговорил на видео несколько серий из истории научной фантастики. За последние полвека-век был создан удивительный мир научной фантастики, в котором живет обычный человек будущего. Многое из ранней научной фантастики стало реальностью. Были времена, когда сама научная фантастика была нереальна. Так, в вавилонские времена никто не мог предположить, что появятся телефоны, телевидение, воздухоплавание и т.д. Для людей древности все эти  изобретения могли быть не научной фантастикой, а делом божественного творения, позднее получившим название «проделки дьявола» из богословия и дьявологии. Невозможно было даже представить, что человека можно так изменить, научить тем знаниям, что мы имеем сейчас.

Природные стихии не поддавались глобальной переделке ни тогда, ни сейчас. Земная стихия была освоена первой разумным человеком, воздушная использовалась, если только для эстетического наслаждения, а покорение огня было поздним достижением человечества. Морской водой пользовались поверхностно, пресную употребляли внутрь и для орошения домашних сельскохозяйственных культур. Ещё труднее было представить в воображении такое явление как искусственный разум, называемый сейчас сверхразумным интеллектом.

Это сейчас много говорят и пишут о появлении искусственного интеллекта. Может он даже уже с нами? Может он всегда был рядом с человеком, если думать миллионами лет и макро-микроскопическим пространственно-временным  континуумом.

Если рассматривать мир в самом широком диапазоне, то открываются удивительные возможности. Если бы мир разума существовал многие миллионы лет, то он мог достичь гигантских возможностей уже в древние-древние времена. Возможно, что на Земле уже были созданы искусственные условия для существования сверхинтеллекта, а может он существует уже рядом с нами или внутри самой природы с тех древнейших времен. Мы привыкли к тому, что всё происходит из природы, из ее стихий, но как - то эти стихии структурировались таким образом, что возникла разумная жизнь. Может быть, она уже была где-то глубоко в микрокосмосе, а потом вышла в наш знакомый всем макромир.

Может быть, именно разум является искусственным образованием для земной природы. Возможно, что он не возник естественным образом путем эволюции и не был привнесен на Землю божественным способом, как привыкли думать об этом богословы средних веков и ученые-эволюционисты новейшего времени. Люди стали тем инструментом, который должен был создать искусственные условия для проявления сверхразумного интеллекта в видимом для нас образе.

Появление искусственного интеллекта обычно связывают с развитием электронных технологий. Возникает в связи с этим вопрос: в каких условиях будет существовать  искусственный интеллект, когда его способности будут превышать интеллектуальные способности и возможности так называемого естественного интеллекта, заложенного в давние времена в человека?

Это не праздный вопрос любопытного человека. Мир изменится для обычного естественного существа и его существования. Существование и так становится всё более и более искусственным, приспособленным для земного существования искусственного интеллекта. Всё к этому идет. И идет уже давно, не одно-два десятилетия,  даже не одно столетие, а возможно даже процесс идет тысячелетия человеческой истории.

Не может быть вечным всё то, что создано невечным человеком, так и искусственный интеллект вечен по меркам человеческого существования. И искусственный мир для человека существует всё время его существования. Разум порождает и изменяет создаваемый им искусственный мир.

Первые примеры и артефакты искусственного мира можно обнаружить в глубокой древности, в той же наскальной живописи первобытного человека, в тех же орудиях и оружии, в первых же поселениях и городах. Чтобы противостоять естественным земным стихиям человек начал создавать искусственную защиту, стал строить искусственные преграды, защиту для своего тела и тел близких ему людей. Искусственная архитектура, прямые линии древних городов, язык, художественная культура, философия, религия и наука являются примерами подтверждающими, что искусственный мир существовал для человека всегда. Само разделение на свое и чужое является выдуманным, искусственным.

Не только наскальное первобытное искусство, но и одежда, жилище и технические приспособления для труда, быта , охоты и войны можно отнести к элементарным артефактам искусственного мира, что начали создавать первые люди для отдельного искусственного и часто совершенно автономного существования в земных условиях.

Люди стали теми существами, которые с первых дней своего существования начали ограничивать природу искусственными приспособлениями и придуманными ими же искусными способами. Не так важно, что возникло в начале орудие или оружие, приспособления для труда и войны или слова для их обозначения, важно то, что первые  вспомогательные слова и вещи стали для человека началом искусственного мира, который в конце-концов привел человеческую цивилизацию к созданию в этом новом и дивном искусственном мире двойника человека - искусственного  робота, искусственную машину для интеллектуальной , военной и тяжелой для человека работы.

Конечно, человек как создание природы, если забыть о его возможном божественном происхождении, может взбунтоваться и разрушить стройную систему искусственных приспособлений, что ведут к созданию совершенного и возможно господствующего над ним вечного для человека искусственного интеллекта и мира. Естественный человек может вернуться к состоянию, что было в 20 столетии и даже ранее, когда люди массами убивали друг друга, был стихийный беспорядок и лучшие умы думали больше не о том, как создать идеальный искусственный мир, сколько о том, как больше уничтожить себе подобных существ. Есть такая тенденция к разрушению, особенно среди среднего по интеллекту воинского сословия. Есть такие задатки и у садистски настроенных ученых людей, которые в свое время создали искусственные средства для массового уничтожения жизни на Земле. При помощи такого сверхмощного оружия можно вернуться к началу строительства искусственного мира. Но пойдет ли по этому пути уже созданный искусственный мир, даст ли он возможности для своего обращения и уничтожения, есть ли у него такие сверхвозможности уже сейчас?

Все эти важные вопросы необходимо исследовать подробно естественным образом, чтобы взвесить все за и против создания нового дивного идеального искусственного мира во главе с блистательным искусственным интеллектом. Необходимо также определиться  в том, какое место будет занимать  в этой новой реальности естественный интеллект. Чтобы понять, где проходит та грань разделения  искусственного и естественного в жизни человека, необходимо проследить развитие искусственного в естественном окружении.

Уже в настоящее время трудно найти область естественного существования человека.

Человек со всех сторон окружен искусственными приспособлениями и ими созданными условиями. Все они постепенно, можно сказать , что даже сверхъестественно входили в жизнь человека. Человек и человечество не сразу стали окружены искусственными вещами и явлениями. С чего же началось это движение к искусству, техническому миру, цивилизации и потом к искусственному интеллекту и миру?

Если вспомнить библейский миф, то первым обратил внимание на особенность человека в божественном мире райский змий. Он соблазнил, созданную божеством Еву и дал ей яблоко с древа познания. Божество выступает в этом мифе как активное  существо, которое создает особый для себя мир, в который помещает человеков. После так называемого грехопадения создатель иного для себя мира отправляет людей из райского сада в естественные условия. В этих условиях живут все животные, птицы и рыбы. Человек становится такой же естественной частью божественного творения, как и его окружение. Чтобы выжить, ему нужно приспособиться к естественным условиям и для этого первые люди создают одежды для обогрева своих тел, а так же чтобы скрыть естественный срам искусным способом. В сущности миф рассказывает  о том,  как первые люди приспосабливают естественные вещи  для своего выживания. Искусственные приспособления появляются тогда, когда человек решает улучшить свое положение  в естественных условиях. И искусственное создается из естественного, постепенно замещая последнее. С появлением человека на Земле естественные стихии и естественные условия существования замещаются искусственными условиями и техническими стихиями, которые постепенно выходят из под разумного контроля и изменяют вначале земной, а потом возможно изменят космический порядок.

Семья и первые поселения существовали вначале как естественное продолжение человека, но они же были и искусственными образованиями, которые в ходе социальной эволюции стали обрастать громоздкими юридическими, бюрократическими, архитектурными, техническими и искусственными наслоениями. Само по себе искусство появилось гораздо позже так называемых естественных наслоений в виде различных природных преград, естественного ландшафта, что окружал человека с первых дней автономной жизни на Земле.

Если вспомнить историю, которая сама по себе искусственна по сути и своему содержанию, то уже в Вавилоне – огромном древнем мегаполисе – власть, законы и городское устройство были построены по искусственному образцу, взятому из чертежей представителей предшествующих цивилизаций. Новыми для вавилонян искусственными изобретениями были так называемые технические чудеса света, такие как подвесные сады и т.д.

Греки, что начали первыми философствовать о сущем и природе всего сущего четко уловили тесную связь технических приспособлений и искусства. Для греков всё, что выходило за рамки окружающей их природы было делом техники, что создана была руками человека. Рисунки, скульптура, архитектура, поэзия, музыка, инструменты, оружие, орудия и т.п. – все это объединялось в одну область технэ. Сама по себе философия, ее суть и даже содержание искусственны и не так необходимы для естественного существования человека в земных условия.

Но философия высоко вначале встала над искусством и техникой как их начальница. Можно поэтому считать, что философия как интеллектуальное явление стала тем самым существенным толчком, что породил искусственный мир в самом широком смысле и масштабе. Об искусственном мире говорили так или иначе все греческие мудрецы и философы. Они говорили об ином интеллектуальном мире и своими рассуждениями создавали фундамент для искусственного мира. Если искусство делало видимым и слышимым искусственные идеи, а техника делала вещи ощущаемыми, то философия готовила интеллектуальную почву для того, чтобы новые идеи стали частью воображения.

Самые первые философы искали основу искусственного, отделенного от природы, чисто человеческого мира в стихийных первоэлементах. Фалес, Анаксимен и Гераклит находили в воде, воздухе и огне разумное начало и основу, на которых стал строиться понятный для разумного человека мир. Эмпидокл считал все четыре земные стихии разумными основаниями существующего  мира, прибавляя к ним чисто человеческие этические категории добра и зла.  Человек , по мысли греческих философов, начал выстраивать стихийный порядок на Земле, подобный тому, что существовал изначально в космосе.

Мысль о логосе как особом законе, что существует в космосе и который есть у человека в его разумной душе, в виде языка логоса впервые высказал Гераклит. Этот логос везде один и тот же и именно человеку дана миссия воплотить логос в земных условиях, ибо только разумный человек обладает с рождения логосным мышлением. Этот логос дан человеку с основания мира и содержится в человеке с рождения. Предназначение человека заключается в познании космического логоса и воплощении его в земных условиях его существования. Этот логос можно считать прообразом искусственного интеллекта, что существовал в человеке в виде мысли и условия для существования которого стали создаваться с помощью разума.

Этому логосу противостояли стихийные явления в космосе и на Земле. Прообразом противостояния разумному логосу в мире для Гераклита стала война. Война для Гераклита стала управительницей  на Земле, одних она делал рабами, других господами. Войны для человека как естественного существа невозможно избежать до тех пор, пока не будут созданы особые искусственные условия для вечного мира. Чтобы существовал вечный мир на Земле необходимо создать искусственный мир во главе с искусственным интеллектом, если возможно продолжить гераклитовскую мысль таким образом. В искусственных условиях война излишний элемент, она не требуется для идеального вечного мира. Разумные люди это понимали уже в древности, поэтому они начали строить разумный искусственный мир и создавать искусственные условия для благоприятного мирного человеческого сосуществования.

Одним из величайших философов, который начал говорить о прообразе идеального искусственного мира  на Земле был Платон. Он многое в свое учение об идеях, всеобщем благе, государстве и ином идеальном мире взял у своих предшественников, о чем написал в своих диалогах.  У Парменида Платон взял его рассуждения об идеальном шаре, что заключает в себе все явления и вещи, которые разъединены лишь в мнении разных людей. В истинном положении всё едино и неделимо. Все платоновские идеи объединены в одно целое и единый идеальный мир. Этот мир можно увидеть внутренним взором и его части воплощены во внешний чувственный мир. Чтобы идеальный мир во всем его единстве и вечности воплотить в видимый мир, необходимо создать его искусственный прообраз. Люди, по мысли Платона, тем и занимаются всю свою жизнь, что гоняются за тенями от отраженных истинных идей. Целью  разумного существа является познание идей и построение идеального государства, в котором будет достигнуто высшее благо.

Особое положение, недооцененное тогда и необходимое сейчас в век цифровых технологий, заняло пифагорейское учение о числах. Пифагор говорил о предустановленной гармонии всех сфер жизни и бытия. Люди отходят от гармонического существования, основанного на числовых законах и необходимо их учить, образовывать, чтобы они стали частью всеобщей гармонии. Для этого Пифагором был создан его союз. По своей сути, - это было искусственное, религиозное образование. Вслед за Пифагором подобное учебное образование создал Платон, за ним Аристотель и другие греческие и христианские мыслители. Лучшие умы человечества поняли, что людей нужно учить, готовить, приспосабливать к восприятию новых идей и новой жизни. Жизнь менялась тогда и ещё быстрее меняется сейчас. Чтобы знать будущее и приготовиться к нему, нужно обратиться к внутренним знаниям, что находятся в разумной человеческой душе. Соотнося внешние ощущения с разумными идеями можно создать в будущем лучший мир, чем он был в прошлом. Нужно знать истории разных людей и цивилизаций, но важнее изучить учения лучших умов человечества, чтобы на основе их идей создать более совершенный мир, чем он был и есть.

По традиции, один  из учеников Платона, Аристотель изучил философские воззрения на природу и мир его предшественников. Аристотель считал, что не нужно бросаться в жизни и размышлениях в крайности, а лучше придерживаться середины. Известно расхожее выражение Аристотеля о Платоне, что тот ему друг, но истина дороже. Истину Аристотель заключил в свое новое учение о логосе, назвав его логикой. Все предшественники Аристотеля обладали своим языком, своей философией, своим мировоззрением, даже имели свою логику рассуждений, но задача заключалась в том, чтобы найти логос мышления, то есть общие законы разумных рассуждений. Рассуждения могут быть дедуктивными и индуктивными, то есть исходящими от общего к частному или начинающиеся от частных примеров и переходящие в общие рассуждения, концепции и мысли. Нужно осторожно отметить, что в своем учении о логике Аристотель вернулся на шаг назад к  учителю Платона Сократу, который  всегда пытался уйти от простых рассуждений о природе сущего, от социальной софистики, чтобы познать истину, независимую от рассуждающего субъекта и окружающей его объективной реальности.

Логика стала мощным инструментом для построения особого искусственного мира в христианской части цивилизации и потом в арабской части и исламском мире. Буддийский мир развил свою логику, необходимую для построения особого искусственного мира. Сейчас же все вместе люди создают новый глобальный искусственный мир на основе сочетания всех логик, учитывая все типы мышления и бытия.

Две тысячи лет христианство не расстается с аристотелевской логикой для построения царства божьего на Земле. Это царство полностью выстраивается на искусственном фундаменте и пронизано искусственной идеологией. Все христианские мыслители прибегали к помощи аристотелевской логики, чтобы доказать существование Бога. Само по себе божество является внутренним для мышления искусственным образованием, к которому человек обращается в бессилии, когда пытается найти начала существования мира, появление человека и при создании сложных для разума предметов, вещей и сущностей. Одной из таких сущностей стал искусственный мир. И божеством в таком искусственном мире будущего может стать не человек, а искусственный сверхинтеллект.


Рецензии