***

Против чёрного пиара
Про юмор: юмор и сатира – большая сила

Произведения русской художественной литературы воплощают рациональный проект постмодерна. Читателю представлены герои, наделенные традиционными чертами защитников народа, борцы с мороками, орками.

Юмористическую повесть Гурьянова С.И. «Черный пиар»   можно отнести к направлению современной художественной литературы «рациональный постмодерн».  Тема произведения выборы городского мэра, отражает реальность современной повседневной жизни граждан независимо от места жительства.

Основная идея повести: противодействие нечестным приемам в борьбе за место мэра небольшого городка на выборах. Название повести «Черный пиар» привлекает внимание читателя, так как пиар - основной инструмент любой избирательной компании, направлен на формирование общественного мнения о кандидатах в депутаты.

С помощью черного пиара специалист создает образ  политического деятеля, радетеля за интересы трудящихся. Смысл: выбери меня и прилетит к вам «птица счастья завтрашнего дня».

 Реальность для жителей-избирателей: выборы проходят – счастье не приходит. Горе и беда, неприятности как будто только и поджидали окончания выборов. Плодятся и множатся с помощью «злых законов», которые сочиняют депутаты. Прямо-таки  «Рог изобилия» несчастий.

Сюжет повести, Гурьянова С., описание вереницы событий в процессе выборов, прост и доступен пониманию читателей. Описание места действия по тексту от лица главного героя:
«Городок наш небольшой, богатенький, Усть Солье. Ну, нефть есть, промышленность зашевелилась, жителей тысяч сто», - рассказывает предприниматель Михаил Якимов, кандидат на должность мэра.

 В повествовании можно выделить сюжетные линии, последовательность динамически развивающихся событий. Главная линия: противостояние действующего мэра и предпринимателя.  Положительный герой повести, олицетворение добра, Михаил Якимов честный предприниматель, производитель нужного жителям продукта, валенок, «симпатяга, крупный плотный роста среднего с небольшой бородкой». Начальник местного ФСБ считает его серьезным человеком, олигархом местного значения. Он успешный  хозяйственник. Производство организовал на достижениях науки. Результаты его работы произвели сильное впечатление на видавшего виды пиарщика Семена. 

«Перед ним стояло выкрашенное в сочный голубой цвет четырехэтажное здание из стекла и бетона. Периметр фабрики был огорожен высокой кирпичной стеной, по верхнему краю которой спиралью бежала колючая проволока. Вдоль стен виднелись вышки с охранниками. Видео камеры внимательно озирали окрестности. На площади у здания медленно и солидно крутилась огромная рекламная конструкция в виде рыжего полосатого валенка.

Прошли в огромный цех, где громко гудели машины. В помещении было много солнца,   цветов в горшках, кадушек с пальмами. Длинные сборочные линии пересекали цех. Рабочих трудилось мало – сплошная автоматика ».

Мотивы Якимова Михаила на участие в выборах понятны: в случае победы хочет создать комфортную среду обитания для жителей городка, защитить свой бизнес.

Противостоит Михаилу действующий мэр, который не желает уходить с должности фактического хозяина города. Писатель красочно описывает явление мэра народу на вокзальной площади: «А чуть в стороне от центра события стоял новенький черный мерседес с российским флажком на капоте. По углам машины застыли четверо здоровущих охранников. Возле мерседеса прогуливался мэр, валить которого и привезли Семена. Он был высок, строен, номенклатурно причесан, и, вообще, весь такой холеный и ухоженный. Мэр не пьет, не курит, не женат и вообще по бабам не ходок, работает с утра до вечера, а дороги разбиты, трубы текут, жить не весело».

Единственное достижение мэра, строительство грандиозного морга:
«Мэр освещал своим присутствием торжественное открытие нового морга. В наличии были общественность, народ, строители. Много телекамер.

Седой, всегда образцово благообразный предводитель местной интеллигенции, директор центральной городской гимназии Игнат Григорьевич с достоинством выступал с трибуны:
-Спасибо нашему уважаемому мэру за заботу о нас, самых простых жителей Усть Солья. Теперь у нас есть то, что необходимо для творческой жизни. Не в каждом городе Урала, а может и в России, есть такой вот великолепный морг. Ах, какое красивое время наступает! Только и жить! Даже сауна и бассейн есть.  Молодежь, запомните, это ведь все для вас, мы такого великолепия не видели. Ну, милости просим».

Автор повести равноудален от своих главных героев. Выбор читатель сделает сам из результатов деятельности каждого из них. Что нужнее живому человеку: валенки или первоклассный морг-люкс? В валенках по снегу можно гулять, из морга только в могиле пропадать. 

Основная интрига повести: выяснение, кто из представленных героев выборной битвы истинный защитника интересов народа,  свой, а кто образ зверя в маске, есть чужой.
 
Вторая линия сюжета - сражение Федула и Семена, мастеров черного пиара. Средствами живой речи автор создает образ пиарщика Федула «невысокий толстенький лысый мужичок с постоянно небритым лицом и очень хитрыми глазами». В умении создавать кратко и выразительно художественный образ, по мнению Спилберга, заключается мастерство писателя.

Федула пригласил мэр для ведения своей избирательной компании. Пиарщик работает традиционными методами: прослушивание телефонов конкурентов, подслушивание, страшилки про мафию, объявление противника вором, мафиози, организация специальных спектаклей (флэшмобов) силами нанятых молодых людей  и т.д.
Средствами черного пиара Михаил превращен в вора, который «лезет во власть».  По результатам первого тура у него одиннадцать процентов голосов, а у Бориса сорок девять.

Михаил решил, что без помощи грамотного пиарщика выборы не выиграть. За большие деньги секретная контора назначила ему в помощники Семена. Этот специалист за десять дней агитации до начала выборов должен добыть победу Михаилу.  При первом знакомстве: «Мужчина не произвел впечатления на Михаила. Лет сорока, суетливый, обыкновенный». Автор подчеркивает обыкновенность внешности гениального пиарщика. Как и разведчик для избирателей и кандидатов в депутаты пиарщик  остается в тени, неизвестное лицо. Узнают – прибьют!

«Семен протянул Михаилу фотографию. На фото некто, весь перевязанный бинтами, лежал в кровати. Чернела только щелочка для глаз. Рука и нога висели на специальных приспособлениях». Такие награды получил Семен за свои труды от кандидата, проигравшего выборы.

 Михаилу пиарщик  заявил, что времени мало, его дела плохи, привычный черный пиар не сработает. Надо найти идею, которая всколыхнет застойное болото избирателей, заставит их сделать выбор в пользу Михаила.  Далее цепь событий-приключений предвыборной команды Михаила под руководством  Семена стремительно развертывается во времени:
-Мне необходим день. Я прогоню по извилинам информацию и предложу идею. Потом каждому поставлю задачу и, если все будут стараться, мы выиграем.
 
Для обеспечения информационной безопасности Семен нашел и устранил приборы прослушивания, дал задание установить прослушку и видеонаблюдение за противником, командой мэра. Окончательно идея стратегии и тактики агитации стала ясна пиарщику после избиения  их команды крутыми ребятами по заданию мэра во время митинга.


Дадим возможность читателю вообразить и смоделировать ситуацию после прочтения текста:
«Семен огляделся  и, конечно, вон он Федул, за подмостками что-то быстро говорит крепким ребятам уголовного вида.
-Миша, сейчас будут бить. Поехали отсюда. Не успели. Подскочили человек пять решительных парней.
-Ты что ли тут самый крутой!?

Первый самый больной удар достался Семену. Далее началась такая кутерьма, в которой оказались задействованными все и даже часть повеселевшего народа, которая тоже с радостью ввязалась в потасовку».

Дальнейшие события повести, воплощение в практику агитации идеи Семена.  Конкретное задание по возможности  быстро и четко выполнял каждый  участник команды. Общий план знал только сам Семен.

На теледебатах кандидатов в депутаты мэр с воодушевлением рассказывает о криминальном происхождении капитала олигарха, показывает избирателям оружие, которое у Михаила якобы изъяли органы милиции. Ведущий просит кандидата Якимова дать ответ.

Михаил приступил к «воплощению Идеи с большой буквы». Он заявил, что страну хотят завоевать инопланетяне, которые давно следят за жителями со своих тарелок.
«Они собирают информацию, а многие под видом людей ходят, работают среди нас, готовят плацдарм для вторжения. И неумолимые факты говорят  - здесь в Усть Солье будет главный удар. Нас и наших детей будут захватывать в первую очередь! Страшно, граждане. Есть косвенные признаки, пока предположения, что наш Борька Нямов пасет сейчас овец на Альдебаране. А это существо – Михаил, сам больше испуганный от такой ахинеи, что приходится нести во исполнение гениальных замыслов Семена, указал дрожащим пальцем на Мэра – Инопланетянин! Разведчик и агент влияния. И есть признаки, есть. Мы докажем, Собаки. Они пришельца учуют, вспомните терминатора! Позвольте эксперимент» .

Семен выпускает на мэра дворняжку, которую тот ударил ногой на привокзальной площади. Собачка с лаем кидается на мэра. Народ начинает относиться к мэру с интересом. На следующем митинге Михаил продолжает уверять толпу избирателей в том, что мэр инопланетянин. Соратники подкрепляют его заявления трюками с летающими тарелками, кругами на полях. Падкие до сенсаций журналисты разносят весть об инопланетянах, которые захватят маленький городок, по всей планете.
Кульминацией повести является эпизод заседания избирательной комиссии по жалобе мэра Бориса и его подельника, пиарщика Федула. Жалобщики обвиняли Михаила в  применении черного пиара. Объяснение Семена - демонстрация искусства автора составлять юмористический диалог от лица героя.

«Семен уверенно отвечал на обвинения:
- Уважаемая комиссия. В чем вы обвиняете нашего кандидата? В чем мы перешли букву закона и встали, так сказать, на скользкий путь? Да, наш кандидат заявил, что он подозревает, что он думает, что наш уважаемый Мэр – инопланетянин. И что? Разве это расизм? Или, упаси господи, ксенофобия? В чем здесь ущемление национального достоинства? Разве быть инопланетянином стыдно? Или позорно? И где в законе сказано, что нельзя ущемлять права инопланетян? Закон говорит о разжигании межнациональной розни, о … сами знаете ком. Их права нельзя ущемлять. Об инопланетянах наш мудрый законодатель не написал! Ибо имеет доступ к государственной информации и знает, что делает. Ну не нам же здесь с вами выяснять, прореха это в законодательстве или провидение будущего! И что в таком случае мы с вами нарушили? А подозревать, имея столько доказательств?  И молчать? Это не для нашего кандидата».

Убедительно и вдохновенно Семен приводит косвенные доказательства о принадлежности мэра к представителям неземной цивилизации. У членов избирательной  комиссии нет оснований для отстранения Михаила от участия в компании.
Постепенно Михаил вошел в роль борца с инопланетянами, стал задумываться над странным с точки зрения нормального мужика поведением Бори Нямова, бывшего комсомольского работника.

«Если рядом с Борькой встать, страх охватывает непонятный. Жутко становиться, аж мурашки по коже вот такие. И объяснить это невозможно, словно не человек рядом», - уверенно обличает мэра на митингах Михаил, проповедует ложь во спасение. Некоторые горожане экспериментально норовят проверить наблюдение Михаила, встают рядом с Борисом. Охране мэра прибавилась работа - отгонять любознательных граждан от вип-персоны.



Михаил на очередном митинге продолжает гнуть свою линию.
«Мы не дадим утвердиться насекомым на нашей священной Уральской Земле! Да вы осмотритесь, здесь все же кричит о присутствии чуждого разума!
Михаил широко повел рукой. Задумавшиеся земляне огляделись окрест. Городок, как городок. Ну, фасады облупились, ну, асфальт потрескался, траншей раскопанных много. Голубей большая стая летает в опасной близости, кстати. Нет, что-то в этом конечно есть. Только что?»

Вопрос задан читателю автором книги, как призыв внимательно относиться к окружающему миру, в котором каждому следствию есть причина.
Находчивый Семен лозунг черного пиара «Вор идет во власть»  заменил  лозунгом «Монстры лезут во власть».

 Призадумались земляне и решили, что иностранные монстры во много раз страшнее доморощенных воров. Воры  после кражи хоть стены оставят, а монстры разрушат все до основания. В результате бурной деятельности команд кандидатов в мэры на выборах тихий обывательский городок с застойной вялотекущей обыденностью преобразовался в жужжащий улей. Цирк, устроенный кандидатами в депутаты,  не оставил равнодушными к выборам всех жителей от детсадовцев до  пенсионеров.

Горожане дружно пришли на избирательные участки и выбрали Михаила. Он набрал 72% голосов. Результаты голосования – завершение основных сюжетных линий.
 
Кульминационная развязка повести в событии после выборов. Михаил со своей командой приходит к мэру, извиняется за вынужденную ложь, предлагает  помириться и «зла друг на друга не держать».  Федул признает идею Семена классной. Борис снимает маску. Под маской «большая зеленая с острыми зубами, морда гигантской лягушки».

Гениальное противодействие черному пиару заставило зло сбросить маску и предстать в истинном свете. Сопряжение мифа и реальности превратилось в кошмар, парализующий волю людей, пришедших с миром.

Тексты повести «Черный пиар» занимательны и одновременно познавательные, обладают воспитывающим воздействием на читателя. Автор задает вопрос читателю, который заставляет размышлять, сопоставляя мифы и реальность.

Повесть именно юмористическая, похожа немного на кино доброго времени прошлого века.  В содержании текстов нет злобы. Автор подтрунивает над персонажами повести. Средствами живой речи он умеет создавать художественные образы жителей современного маленького города в российской глубинке: рабочие,  интеллигенция, предприниматели, торговцы, пенсионеры, крутые парни, студенты, школьники и т.д.    Положительные герои никого не убивают, не причиняют людям зла.

 Оружие, как символ власти и принуждения,  им не нужно. Их оружие трудолюбие и знание, способность анализировать, работать с информацией, принимать решения, действовать здесь и сейчас.
Сергей Гурьянов в повести «Черный пиар» показал нам героя, который не «тварь дрожащая».  Герой не надеется на «авось», либо на то «куда кривая вывезет». Нет, он живет по своей железной воле к победе в борьбе со злом. Миф, включенный в сюжет  художественного произведения, параллелен  реальности современного бытия.  Следовательно, юмористическую повесть Сергея Гурьянова «Черный пиар» можно отнести к направлению «рациональный модерн» в  современной русской литературе двадцать первого века.


Справка для читателя. Заратустра Азсакра - представитель древней культуры персов. Жил в первой половине YI века до н.э.. Основоположник религии зароостризма (огнепоклонников). В настоящее время зароостризм распространен в Иране, Индии и прилегающих к этим странам регионах. Основная идея религии – борьба между светом и тьмой. Заратустра Азсакра составил свод законов, правил мирного сосуществования людей, известный под названием «Асвета». Религиозные и юридические законы и предписания регулировали социальную жизнь общества. Законы должны были соблюдать все граждане государства. За невыполнение законов подданные подвергались наказанию независимо от положения в обществе.

Заратустра проповедовал о конце мира, загробной жизни, воскресении мертвых, грядущем спасителе, рожденном от непорочной девы, божьем суде для каждого человека. Учение Заратустры оказало влияние на создание монотеистической религии (христианства).   

   

 Copyright © Ершова Екатерина Алексеевна (псевдоним Ершова-Киреева)
Санкт-Петербург 2015 июль


Рецензии