Вступление в новую жизнь. Распрягайте, хл. Часть 5

                Дорога до Сумгаита.

    Когда Володя садился в поезд, уходивший вечером в Баку, всё его имущество было – маленький, обшарпанный чемоданчик, в котором лежали паспорт, диплом об окончании Казанского химико-технологического института, железнодорожный билет, небольшая сумма денег, сменная пара белья, а вместо пальто была шинель, которую отдал ему старший брат Виктор, вернувшись с фронта. Одет он был более, чем скромно, его простая одежда не казалась ему очень поношенной, а стоптанные туфли жалкими, он вообще не придавал особого значения своему внешнему виду, считая, что достаточно быть просто опрятным. Шёл 1950 год. Володе только что исполнилось двадцать три года, он ехал в город Сумгаит Азербайджанской ССР, куда получил направление после окончания института.

    На его глаза навернулись слёзы, когда отец и мать, которых он навестил летом, прежде чем отправиться на постоянное место работы, поцеловали его перед отъездом. В носу защекотало, когда поезд проходил мимо бухты и сопки «Лысая», где они с братом и с отцом косили траву и заготавливали сено для коровы, а с сёстрами собирали ягоды и орехи. Он тяжело вздохнул, когда поезд проезжал мимо окрестностей города. Володя долго следил глазами за пожелтевшими полями, мелькавшими перед ним, потом впечатления от отъезда отошли на задний план, а мысли перекинулись вперёд: он стал думать о городе, куда он ехал и о предстоящей работе.

    Сумгаит – это город на побережье Каспийского моря, в тридцати пяти километрах от Баку, который вырос на месте крошечного селения. Его основной базой стали нефтехимические промышленные предприятия, строительство которых началось незадолго до войны и продолжилось после неё. В 1950 году, когда Володя приехал туда работать, Сумгаит оформился в крупнейший город, в котором проживали в основном азербайджанцы, гораздо меньше было русских и лезгин, а также граждан других национальностей.

                Производство синтетического каучука.

    Российская химическая промышленность, на базе которой развилось нефте- и газохимическое производство, в своём нынешнем виде практически полностью была сформирована в пятидесятые - шестидесятые годы. На первом месте было наличие в производстве важных видов химической продукции: синтетических каучуков, минеральных удобрений, продуктов основной химии. Первыми нефтехимическими заводами были заводы по производству синтетического каучука и синтетического спирта.

    Стране требовалось всё возрастающее количество каучука для производства автомобильных и авиационных шин, деталей танков, бронетранспортёров, поэтому уже в тридцатых годах велись активные поиски методов получения синтетического каучука. В стране было много предприятий по производству натурального каучука, которые обеспечивали заводы этим продуктом, но в целом, выращивание каучуконосов и получение каучука из них являлось трудоёмким процессом.

    У нас в России бразильская гевея, из сока которой получают натуральный каучук, расти, не может. Нашлись растения-каучуконосы – это кустарники, название одного из них кок-сагыз. Каучук содержался в корнях этого растения, пришлось использовать под посадку этих кустарников значительные площади плодородной земли на юге России. Однако, имелись недостатки: корни кустарников уходили глубоко в землю и извлечь их оттуда было очень трудно, а качество каучука было невысоким.

    Был объявлен международный конкурс на лучший способ получения синтетического каучука. Сырьё должно было быть доступным и недорогим, а каучук из него по качеству выше и дешевле натурального. Премия победителю конкурса устанавливалась в размере двадцати пяти тысяч рублей золотом.

    Конкурс выиграл академик С.В.Лебедев, который со своими помощниками нашёл экономичный и эффективный способ получения синтетического каучука из спирта. В связи с этим потребность в натуральном каучуке пропала, так как появилась возможность производить синтетический каучук.

                Знакомство с новыми друзьями.

В поезде Володя познакомился с молодыми ребятами, которые тоже ехали в Сумгаит после окончания Ярославского химико-технологического института. Звали их Авенир, или попросту Венька Харитонов и Гриша Бердышев. Авенир был высокого роста, как баскетболист, крепкий, плечистый, русоволосый, немного медлительный. Гриша пониже ростом, с тёмно-каштановыми волосами, а на лицо просто красавчик, который разбил немало девичьих сердец.

    Ребята сразу подружились и на всю жизнь. Они сидели по обе стороны от Володи на нижней полке. Солнце било им в лицо сквозь окно поезда, заставляя слегка зажмуривать глаза.

    -Какой он, Азербайджан? – воскликнул Гриша.
    -Персия, по нашему, - сказал мужчина, лежавший на верхней полке, - славится своими коврами, храмами, чёрным чаем в пузатых стаканчиках, сорока разновидностями плова и обилием исторических памятников.

    -В Баку много нефти, - вставил Авенир.
    -Нефть здесь фактически повсеместно бьёт из-под земли и «сифонит» газ - даже лечение на Азербайджанском курорте «Нафталан» подразумевает закатывание пациента по уши в «чёрное золото», и нефть проникает в организм волшебным образом, «захватывает» с собой все шлаки, а затем вместе с ними выходит наружу.

    -А Каспийское море, какое оно?
    -Климат здесь мягкий, а лазурная вода делает берега Каспийского моря очень красивыми. Это любимое место отдыха жителей города.

    За окном часто стали попадаться небольшие строения, одиноко стоящие на открытом месте, потом дома, которые были построены всё плотнее и плотнее друг к другу. На мгновение его охватил небольшой страх, что он совсем один, на другом краю земли в огромном океане жизни, но он отогнал от себя эти мысли и, мечтая, отважно ринулся в новый незнакомый мир, чтобы добиться счастья и удачи.

    Ещё задолго до Баку виднелась на востоке ярко-синяя полоска Каспийского моря, затем горы закрыли его.
    -Это один из красивейших уголков мира, - услышал он всё тот же голос недалеко от себя, когда они подъезжали к Баку. Поезд неожиданно врезался в густую паутину рельс и постепенно подошёл к вокзалу.

                Тифлисский вокзал в Баку.

    Ребята вышли на перрон и отправились в здание вокзала, попутчик, которого звали Искандер, тоже пошёл вместе с ними. Он был азербайджанец, имел высшее образование и работал на строительстве Сумгаитского завода синтетического каучука, куда и направлялись Володя и его новые знакомые.

    Они были поражены увиденным: вокзал в Баку отличался от других подобных зданий не только архитектурной разработкой фасадов и интерьеров, а также масштабом постройки.
-Тифлисский вокзал в Баку был построен в 1883 году архитектором Васильевым, - добавил Искандер.

    Здание вокзала выглядело грандиозно, имело очень оригинальный вход с лестницами, которые вели в галерею с мозаичным полом и лепными украшениями по стенам и карнизам. Стены, богато насыщенные орнаментом, напоминали восточный ковёр и завершались карнизом, переходившим на относительно сдержанный плафон.

                Яшыл-базар в Баку.

    Выйдя из здания вокзала, компания решила посовещаться, что делать дальше. Надо было идти на остановку автобуса, который шёл до Сумгаита, но Искандер предложил:

    -Давайте зайдём на рынок и купим что-нибудь перекусить и с собой какие-нибудь продукты захватим, так как здесь выбор больше и цены более доступные.
    -Может, поедем всё-таки, надо ещё устроиться, познакомиться с обстановкой, - возразил Авенир, так как был более рассудительный и не поддавался ежеминутным эмоциям.
    -Ребята, когда мы ещё вырвемся в Баку? Завтра уже надо будет выходить на работу. Давайте зайдём на рынок, посмотрим, что там есть, перекусим, а потом и поедим.
    Ну, вот и правильно, - воскликнул Искандер, - рынок – это то, самое место, где узнаёшь о стране больше, чем из любого путеводителя.

    На Яшыл базар – Зелёный рынок в Баку приходят не только затариться свежими продуктами, но и ознакомиться с культурой и местным населением, немного пошутить, немного попробовать вкусных кулинарных изделий. Овощи и фрукты привозят со всех районов страны: помидоры, персики, гранат, разные сорта орехов и.т.д. имеют свой вкус в зависимости от региона происхождения. Осенний рынок в период сбора урожая – своеобразная цветотерапия и момент, когда можно запастись витаминами.

    Из-за необычных климатических условий Азербайджана в стране выращивают все существующие сорта граната, который является одной из изюминок азербайджанской кухни. Например, из плода граната готовят соус Наршараб, который подаётся к салату, рыбе, птице и мясу.

    Когда они подошли к прилавку со сладостями, то Искандер посоветовал им попробовать грузинскую чурчхелу:

    -Она сделана в Азербайджане из своих орехов и соков и по своим рецептам, поэтому она здесь другая. Местные изготовители обволакивают чурчхелу в сушёные гранатовые зёрна. Так же есть и другие варианты таких фруктовых «колбасок», например, грецкий орех в гранатовом соке, покрытый слоем кокосового молока в фисташковой крошке. Пальчики оближешь.

    Ребята долго бродили по рынку, восхищаясь таким изобилием и разноцветием продуктов, а потом зашли в небольшое кафе, перекусить, в котором они заказали густой суп из баранины «бозбаш» и «долмасы» - рубленая баранина, заправленная рисом и специями, завёрнутая в капустные листья и начинённая баклажанами и помидорами.

    В Баку они пробыли довольно долго, поэтому, когда добрались до Сумгаита, было поздно, и Искандер предложил переночевать у него:
    -У меня большой дом, где я живу с семьёй. Вы сегодня отдохнёте, а завтра пойдёте на завод, а потом устроитесь в общежитие.

                Встреча с Элей.

    На другой день, когда они подошли к проходной завода, первой, кого увидел Володя, была Эльвина, или попросту Эля, а многие друзья её звали Эличка. Она шла на завод, где работала в научно-исследовательской химической лаборатории.

    Они познакомились ещё в прошлом году на практике, в Воронеже, и она сразу ему очень понравилась. Такая девушка не могла не понравиться. Она была очаровательна, и хоть одета была более, чем скромно, было очевидно что у неё прелестная фигура: платье очень выгодно обтягивало её тонкую талию. Но, красивая фигура была ничто, по сравнению с её чудесным личиком и глазами, выдававшими её ум, скромность, сдержанность и хорошее воспитание.

    Как я уже сказала, одета она была очень скромно. Если для человека хорошая одежда является главным козырем, то без неё он ничто. Для Эли цену имело образование, начитанность, хороший кругозор. Все эти качества были присущи ей. Володя пригласил её вечером прогуляться.

    Воронеж был одним из городов, наиболее пострадавших после войны. Восстанавливали его не только строители, но и обычные горожане. Шли трудиться после занятий, зачастую в вечерние часы, в темноте или при скудном освещении. Никто и не заикался о каких-то вознаграждениях или грамотах. К пятидесятым годам город был почти восстановлен.

    Самым популярным местом отдыха воронежцев и зимой и летом был парк, который сейчас называют «Динамо», а тогда – «Ботаникой». Летом туда отправлялись целыми семьями на весь день с продуктами и даже со своим самоваром.

    В 1949 году водохранилища ещё не было и в жаркую погоду жители города пропадали на реке Воронеж. Вдоль реки с правой стороны росли дубравы, а в Левобережной пойме – ольха, осина, ива. Там же были заливные луга, на которых паслись коровы. Воронеж пятидесятых годов напоминал город-сад. Повсюду были парки, скверы, сады, где горожане гуляли, отдыхали, знакомились.

    Володя и Эля шли вдоль берега реки Воронеж, но он чувствовал, что ведёт себя как-то нелепо, теряется, не находит нужных слов и интересных тем для разговоров, то есть выглядит как-то глупо. От волнения он часто срывал листочки с деревьев или кустарников, которые росли вдоль дороги, по которой они шли, разминал их в своих руках и бросал на землю. Эличке показалось это странным, с первого свидания она не разглядела его сути, не разобралась в нём. Практика закончилась и они разъехались по разным городам.

    Эля приехала в Сумгаит со своими однокурсницами и подругами: Любочкой Орлович-Волк, коренной ленинградкой, прожившей там всю блокаду и потерявшей половину своих родственников, погибших от голода, Инной Печориной, которая была наполовину армянкой наполовину русской и Галей Юргенсон, родом из города Винница. Они окончили Ленинградский технологический институт и по направлению приехали в Сумгаит, где в 1949 году начались крупномасштабные строительные работы, которые превратились во всесоюзную интернациональную стройку, где трудились специалисты и рабочие со всего Союза.

    Встреча была очень неожиданной. Володя никак не мог предположить, что встретит в Сумгаите Элю. Он, конечно, никогда не забывал о ней, часто с грустью вспоминал, но думал, что всё потеряно безвозвратно. И, вдруг такая встреча. Конечно, он очень обрадовался.

    -Эличка,- спросил Володя, - вы тоже получили распределение на завод синтетического каучука?
    -Да, - ответила она спокойным тоном, хотя в глубине души тоже была рада встречи, просто характер у неё был такой, что вела она себя всегда скромно и сдержанно, - мы уже с месяц здесь, устроились на работу. Мне предложили место младшего научного сотрудника в заводской лаборатории.

    -А где вы живёте, – продолжал свой расспрос Володя, - как устроились?
    -Нам дали двухкомнатную квартиру недалеко от моря, в новом двухэтажном доме, на четверых. В одной комнате живём мы с Любочкой, а в другой Инна и Галя. Сейчас я спешу, - озабоченно сказала Эльвина, посмотрев на часы, а то я опоздаю на работу. Если хочешь, давай встретимся вечером.

    В первые, послевоенные годы специалистов с высшим образованием не хватало, поэтому молодые инженеры были нарасхват. Приехав в Сумгаит, Володя активно включился в работу, и очень скоро был назначен начальником цеха. На территории завода шло мощное строительство. Закладка фундамента первых цехов завода по производству синтетического каучука была произведена ещё в 1948 году. Некоторые объекты уже были закончены, но остальная территория была изрыта огромными котлованами. Лишь в августе 1952 года завод произвёл из нефтяных продуктов этиловый спирт, а в сентябре – синтетический каучук.

    Примерно через год в такой же котлован, оступившись, упал Володя. У него было сломано шесть ребер и позвоночник. В то время ему было 24 года.

      24 03 2018 г.

       Продолжение следует


Рецензии
Сколько всего происходило в послевоенное время в СССР!!! Сколько всего надо было сделать и всё выполнялось словно взмахом волшебной палочки - рук человеческих.
Сколько душевного тепла витало вокруг.
С уважением. Надежда.

Зелёная кнопка!!!

Надежда Кедрина   20.03.2021 14:04     Заявить о нарушении
Надежда,спасибо за внимательное прочтение!
Да, время послевоенное было по-своему удивительное.
Было много хороших и светлых людей!
С уважением и благодарностью,

Наталия Тимченко   27.03.2021 08:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.