Портрет провинциального литератора
Портрет провинциального литератора, в большей степени, комичен. В глазах обывателей смешон и нелеп. Провинциальный литератор – человек несостоявшийся. Мечтатель. Состоявшийся литератор живёт в столице, должен быть хорошо известен, популярен, востребован.
Так ведь такого литератора в Беларуси нет.
В Беларуси есть несколько литераторов, живущих в районе, но поддерживающих связь с российскими издательствами. Эти авторы являются исключениями из правил и не дают типичный портрет провинциального литератора.
Образовательный уровень следующий, статистика не точная: 75% – люди с высшим образованием, 15% – среднее специальное, 5% – среднее.
Возраст: от 18 до 30 – это одна группа, от 30 и старше – группа, представляющая другие интересы. Молодые авторы – это люди, которые ориентируются не на белорусский, а на российский издательский рынок. При том, взгляды на Россию носят полумечтательный характер. По настоящему к литературной профессиональной деятельности мало кто из них готовится. Они находятся под влиянием фэнтези и пишут фэнтези. Это люди, которые находятся под влиянием моды, но не сформировавшегося мировоззрения. Завтра будет другое направление в моде – будут писать в том ключе, который пользуется популярностью.
Старшее поколение от 30 тоже находится в инерции былых литературных построений.
Чем занят провинциальный писатель? Прежде всего он занят на основной работе. Работа, которая даёт ему средства к существованию. Кроме того, время в провинции бежит иначе, чем в столице. Поэтому то, что не написано сегодня, может быть написано через месяц, а может быть и через два, и даже через полгода не поздно. Перед человеком встают первоочередные бытийные задачи. Помимо работы он занят домашним хозяйством, необходимо слегка и развеяться. А уж как вдохновение придет, так и будет писать.
И здесь, в провинции делим авторов на поэтов, прозаиков и критиков. Более подвижными являются поэты. Люди заняты своими ощущениями, переживаниями, внутренним миром. Тем более, что и работающие в малой форме, более плодовиты, чем прозаики. В массе своей это любовные переживания, любование природой и нестрогое отношение к технике стиха, к слову.
Такая уж печальная картина? Нет. Это то, что лежит на поверхности. Глубинного автора в провинции трудно заметить. По каким причинам? Куда идёт пишущий человек? В редакции газет, в дома культуры, в библиотеки. Но ведь районной прессе нужны газетные стихи, а не поэзия. Домам Культуры необходимы сценические стихи, а не интимные переживания. В библиотеках, в клубах при библиотеках формат встреч не позволяет автору показать себя в полной мере.
Сегодня в Беларуси есть немало авторов хорошо владеющих словом, образом, ритмикой, имеющие профессиональную перспективу, но не умеющие проявить литературную активность. Об этом речь отдельно.
Что касается прозаиков? И здесь мы наблюдаем определённую инерцию. Инерцию тенденций в литературе прошлых десятилетий. У литератора районного и областного масштаба не так уж и много источников вдохновения. Ведь это могут быть какие-то картинки, ситуации, сценки, характеры, которые будят воображение. Прогуливаясь в городском поселке, в районном городке или даже в областном он не так уж и много находит картин, которые бы подвигнули его к творчеству. Отсюда – инерция в творчестве. Он вспоминает, что впечатлило его когда-то, а это, как правило, литература, прочитанная ранее, Нередко это моралистические бытовые зарисовки. Ведь и он должен где-то публиковаться. Опубликовать в газете или самиздатом то, что у него может быть острого, искреннего, интересного, в провинции он не решиться. Как разумный человек, он понимает, что это вернётся ему бумерангом.
Наша критика является остатком того хорошего советского, что было до 90-го года. Российская парадигма о влиянии российской литературы и культуры является наиболее сильной, не всегда позволяет автору с тонкостью увидеть особенности развития литературы в Беларуси.
Национальная тематика требует возвышенности, проникновенности, грациозности ума и образа. Вчерашние же идеи неизбежно приведут к творческому тупику, будь то националистическое, будь то национально свядомае, консервативное или соцреалистическое. К ним должно относиться с уважением, но они без сомнения требуют качественного переосмысления. Среди провинциальных литераторов есть коренные жители, но большую активность проявляют приезжие. Это люди, приехавшие в Беларусь из разных уголков Советского Союза. Или белорусы, посмотревшие, повидавшие, поездившие. Они продолжают смело писать в том, ключе, какой они опробовали в других краях. Но это усреднённый литературный стиль. Вроде бы и написано грамотно, но далеко читательской душе белоруссов.
Почему фигура провинциального литератора смешна и комична? Потому что это человек с некоторой долей претензии, но ведь всем ясно, что он не решился на большую работу. Что здесь, в провинции, он находиться по своему свободному выбору и по своей бытийной неуверенности, в силу жизненных скромных обстоятельств.
Смешная картина получается именно потому, что он не осознаёт своей роли, своего предназначения.
Свидетельство о публикации №218042501001