История болезни

Прочитала "Не равняется любовь" Лары Галль.
Детально прописанная история "отношений" женщины-невротика с мужчиной-нарциссом, классика жанра. С его стороны - клиническая картина НРЛ: "скачущая" самооценка, запои, неспособность удержаться ни на одной работе, манипулирование окружающими с помощью лжи, лести и эмоционального шантажа, безответственность, злокачественный инфантилизм, истероидно-демонстративное поведение, в отношениях с женщинами - прыжки от идеализации к обесцениванию (то "подохну без тебя", то "ахтысука"). С ее стороны - личностная и эмоциональная незрелость, несмотря на солидный (40+) возраст, ограниченность в сочетании с наивностью, склонность к экзальтации, невротическая жажда инфантильного слияния с партнером: "Я это ты, а ты это я", - которое она именует вычитанным у Воннегута словечком "дюпрасс". "Дюпрасс" этот в ее понимании - найти "своего" мужчину ("Ты чуть вошел, я вмиг узнала, вся обомлела, запылала..." - где мои 16 лет?! - из ребра которого тебя сделали, и срастись с ним в единый организм). Героиня замужем, есть ребенок, дочь. Муж, по ее собственному признанию, идеальный: добрый, порядочный, надежный, понимает, заботится. Но - не волнует героинины экзальтированные чувства. Героиня занята непыльным фрилансом, времени вагон, интересов и увлечений не имеет, дома - рутина и скука. И тут один из ее интернет-знакомых, некий Димочка (какая гадость - 40-летнего мужика зовут Димочка!), принимается написывать ей трагические письма о скосившей его роковой любви, от которой он, дескать, погибает, как таракан от "Раптора". Извините, что ржу, - не ржать невозможно, чтобы принять это всё за чистую монету, нужно сделать себе лоботомию, чесслово. Глупая дамочка радостно верит в этот бред, который насмешил бы до колик любую первокурсницу с развитым критическим мышлением и хорошим чувством юмора. После чего - только не падайте - воображает себя героиней-спасительницей и жертвует собой (sic!), т.е. соглашается на адюльтер, чтобы ценой этой великой жертвы спасти погибающего Димочку. Хороший способ убаюкать совесть, когда надоел однообразный супружеский секс и хочется острых ощущений.
Дальше - классические, давным-давно описанные сотнями психологов эмоциональные качели, полеты от клятв в вечной любви и феерического секса к отвержению и обесцениванию. Любовник-нарцисс умело формирует у героини зависимость, подсаживает ее на иглу своих "сахарных шоу невыносимой сентиментальности", что ей очень льстит и подпитывает тщеславие и чувство исключительности. Дамочка, как мантру, твердит: что вы, что вы, я не такая, как эти пошлые бабы, изменяющие своим мужьям, - это у них адюльтер, а у меня-то ЛЮБОВЬ! Роковая! Трагическая! Это у них адюльтер, а у меня - дюпрасс!
Героиня окончательно теряет чувство реальности - такое впечатление, что Димочка, живущий в иллюзорном мире слов, за которыми пустота, инфицирует ее своей бессовестностью и безответственностью. Она уже мысленно переступила через мужа, через ребенка, уж не говоря о жене Димочки, которой - как и всему его окружению - она человеколюбиво желает куда-нибудь провалиться: "Зачем они все? Они не нужны!" Она живет мечтой развестись и выйти замуж за Димочку, который тоже разведется, и слиться с ним в пожизненном экстазе. А Димочка... "Осенний марафон" все смотрели? - Да-да, он и мысли не допускает, что его клятвы и признания любовница принимает за чистую монету: он просто-напросто играет в древнюю как мир игру с общеизвестными правилами. И от уютной, как домашние тапочки, давно притерпевшейся к его шалостям жены уходить к чокнутой бабе, конечно же, не собирается. И беспрерывно врет обеим, врать - это вообще способ существования данного белкового тела. А героиня каждый раз верит, ссужает его деньгами, когда он не работает, оправдывает Димочкин животный эгоизм тяжелым детством, нежелание работать - "проклятием", а запои - "ранимостью" и тонкой душевной организацией.
Читать это всё скучно, как вообще скучно читать о бездельниках, пытающихся заглушить экзистенциальную тоску любовьками, но поучительно. Уж очень мастерски прописаны все "болевые точки", делающие женщину безоружной перед нарциссом. Во-первых, это тщеславие, женское тщеславие. Порядочные мужчины привыкли отвечать за базар, поэтому пышных слов они не говорят. А девочки жаждут слышать слова, подпитывающие их представление о собственной исключительности.
Во-вторых, это скука. Банальная скука от устоявшейся семейной жизни, не дающей адреналиновых всплесков. И секс-то потому "феерический", что эмоциональные качели вышибают адреналин, которого отчаянно не хватает в стабильных отношениях с привычным и предсказуемым партнером.
В-третьих, глупость. А как еще назвать незамутненную веру в то, что взрослый 40-летний мужик может погибнуть от неразделенной любви, как юный Вертер, что какая бы то ни было жена согласится предоставить мужу "полную свободу в личной жизни", что никчёма, трус, истерик и инфантил вообще пригоден для отношений?
В-четвертых, незрелость, детские эмоции, инфантильные представления о слиянии со своей половинкой, дарующем безопасность и блаженство. Детские иллюзии насчет того, что для счастья достаточно кого-то встретить, откуда-то уйти и куда-то прийти.
В-пятых, отсутствие критики к себе. Женщина, у которой данное качество развито, еще на первом этапе честно призналась бы себе: никого я не "спасаю", а просто мне надоел муж. И уж подавно не стала бы сочинять легенды о загадочном и зловещем "проклятии", мешающем любовнику работать и содержать семью.
Кончилась эта история в духе "Последней жертвы" Островского: Фрол Федулыч (зачеркнуто) нашмуж увез семейство за границу. В жизни фролфедулычей на всех идиоток не напасешься.
В общем, не жалею о потраченном времени. Глупость персонажей компенсирует умный автор. К тому же написано хорошо, слова подобраны точно, и это подкупает.
Всё думала: кого мне напомнил этот Димочка? - Да виконта Валмона же, из "Опасных связей". Скукотища смертная, не дочитала, но из прочитанного запомнились базовые вещи.
Первое: истории обольщения - это истории ПРО ВЛАСТЬ. Валмон, как и м-р Рочестер, как и Димочка, виртуозно осуществляет "подстройку снизу" - предстает перед обольщаемой дамой покорным, нуждающимся, зависимым, управляемым. Всячески внушает, что у нее есть над ним власть.
Когда женщина действительно имеет власть над мужчиной (как Ребекка над Брианом), - ему от этого дискомфортно, мучительно, он бесится, как необъезженный конь. Это слишком болезненно, чтобы как-то на этом играть. Поэтому "подстройка снизу" выполняется только "с холодным носом", расчетливо, это уловка соблазнителя, а не выражение чувств.
Дама клюет на эту приманку, поскольку это же так заманчиво - "спасать", "возрождать" и "исправлять"! Разумеется, не всех это привлекает. Только нереализованных в жизни, а потому жаждущих "любви деятельной"(с).
Второе - в результате очень быстро та, что собиралась спасать и возрождать, сама становится игрушкой в лапках манипулятора. Потому что эмоциональные качели формируют аддикцию, а на стадии аддикции наступает паралич воли.
В общем, милые дамы, поменьше ЧСВ и побольше ч/ю.


Рецензии