Читая Г. Свиридов в воспоминаниях современников

                "..А  чаще  всего  у нас  на  Руси 
                бывает  иначе:  свои  травят  своих,
                верней - давят  тех,  кого  считают 
                хотя  бы  не  совсем  "своим", либо 
                соперниками. Способов  здесь  масса,
                Бахус - не  последний  из  них.."


 Эти  горькие  строки  Г. В.  Свиридова   пришлось  выслушать  Станиславу  Золотцеву  при  встрече  в   доме  великого  композитора. Они  касались  судеб  полутора  десятков   не  менее  талантливых   музыкантов - современников  маэстро, которые  были  потеряны  для  России.
 Несгибаемая  воля,  потрясающая  работоспособность,  преданность  своей  музе  помогли  ему  выжить  в  непростое  время  и  добиться  очень  многого  в  жизни, несмотря  на  страшные  трудности  и  несправедливость.
 "Пророков  нет  в  Отечестве  своем", - сказано  мудрецами  древности  и  эта  истина   была  в  который  раз  подтверждена  на  примере  композитора.
 "Патетическая  оратория"  Г.В. Свиридова  имела  в  Лондоне  громадный  успех.  Однако  советские  издания  ничего  не  публиковали  о  премьере  и  грандиозном  успехе. Ни  одной  статьи  не  появилось. А  там  написали  все  газеты.
 Так  и  хочется  окунуться  в  то  время  и  крикнуть  всем  власть  предержащим  и  работникам  "т. н. культуры":
 -неужели  вы  так  ненавидите  нашу  Родину,  что  вам  противно,  когда  великий  русский  гений  прославляет  ее  величие?!
 Что это?!
 Заносчивость,  о  которой   композитор  сказал:
 "..каждый  заносится  настолько,  насколько  у  него  не  хватает  разума."?
 Зависть,  являющаяся  " чувством  бездарей"?

Обладая  великой  душой  Г. В.  Свиридов   с  большой  заботой   и  любовью  относится  к  окружающим  его  людям,  которые  ему  дороги.
 Он  пишет  Геннадию  Белову:
 "..Обидно,  что  Вы  как-то  одиноко  все (кого  я  знаю)  живете,  разъединены,  каждый  сам  по  себе,  что  очень  затрудняет  Вашу  жизнь!  Легко  Вас  топтать!..
 " ..Не  будьте  безропотным  перед  лицом  людей,  которые  открыто  борются  с  Вами. Вы -  человек  умный,  серьезный, составьте  серьезную  бумагу,  деловую, фактологическую.." 
В  телеграмме  певцу  Евгению  Нестеренко  от  26.12. 1991  года   композитором говорится:
 "Похоже  на  то,  что  Ваше  поколение  "загругляет  эпоху. Жизнь  осела  на  корточки,  и  люди  сделались- карлики. И  как  быстро!.."
 Из  писем  Г.В.  Свиридова  жене  и  сыну (1995г.) стр 78:
 "..Русская  жизнь,  наверно,  тебе  понаслышке  и  понавидке  (через  TV)  знакома  но  истинный  ее  дух  и  аромат,  конечно,  надо  ощущать  на  месте. Жить  здесь  теперь - трудно.."
 Характеризуя   девяностые  годы  прошлого  века  и  проводя  историческую  параллель  с  30 - 40  годами  композитор  замечает:
 "..Наше  время  вообще  характерно  небывалой,  неслыханной  ранее  концентрацией  власти  в  руках  совершенно  заурядных  людей.В  их  руках  находятся  целые  страны,  их  власть  чудовищна."
 И  далее:
 "..Читаю  журналы  "Новый  мир",  который  быстро  скурвился, воинственное  (желтое)  "Знамя",  "Наш  современник"  (русская  дворняга,  огрызается  помаленьку).Тоска  берет  за  душу  железной  рукой.. В  великие  люди  попали  теперь  очень  многие,  в  т. ч. Бухарин,  специалист  по  русской  поэзии. ..его  тесть(отец  жены  Ю. Ларин...(настоящая  фамилия - Лурье,  был  поэтом  по  совместительству,  занимая  пост  наркома  по  делам  топлива)..как  видно,  имел  большое  влияние на  философа- марксиста. Этим  и  объясняется знаменитая  статья
"Злые  заметки", положившая  начало  государственной  травле  Есенина,  что  привело к  убийству  Клюева,  Наседкина (мужа  сестры  Есенина), П.Орешина, Н. Приблудного, П. Васильева,  несчастного  юноши  Юры  Есенина,  сына  поэта  от  первого  брака и  мн. др.
 ..А  Бухарин  выступал  с  докладом  на  Первом  съезде  писателей.. выдвинул  когорту "русской  поэзии"  Н. С.  Тихонов  и  трое:  Багрицкий,  Сельвинский, Пастернак.  Вот  тебе  и  история  русской  литературы! То  ли  еще  будет!!!"
 О  Пастернаке  Г. В. Свиридов  высказывался  отрицательно  - не  поэт. На  высказанное  ему  возражение:
 "  Вы  же  писали  на  его  стихи?",
 ответил - "Это  исключение".
"Вкус  у  Свиридова  был  отменный. Вкус  аристократа,  а  натура  крестьянина..Все  изысканное  он  просто  обожал." (В. Минин)

                О  музыкальной   жизни.

 Из  переписки  со  Станиславом  Куняевым:
 "..В  музыкальной  жизни  пахнет  псиной,  мафией,  интригами. Правда  есть  и  Гаврилин   - настоящий  талант.Русская  современная  жизнь  слышна  в  его  музыке  - и  драма,  и  раёк, и  улица.
 Мне  завидуют,  меня  не  любят  и  не  понимают."

 "Но  природа  строга  и  по-своему  справедлива - давая  гениальность  одному, популярность  дает  другому.."


"Все  дело  в  том,  что  музыка    сегодня  не  та,  что  была  в  прошлые  века. Религиозный  дух  оставляет  ее,  отделяется  от  нее,  она  как  бы  эмансипируется. И  сегодня  она  может  жить  только  в  союзе  со  Словом. А  это  ведь - совместная  жизнь  слова  и  музыки -  издавна  присуще  русской  культуре. Наша  народная  музыка  - это  пение,  как  для  русских,  так  и  для белорусов  с  украинцами. ..Я  пытался  создать  в  современной  музыкальной  жизни  своеобразную  антологию  русской  песни,  но  музыкальная  среда,  верхушечно- чиновничья  композиторская  братия  отвергла  эту  мысль.
 "..В  Америке  есть  большая  музыка.  Американские  "чувственные  псалмы" ,  в  которых  выразились  чувство  и  темперамент  "черных",  замечательны. Там  есть  поворот  к  национальному, к  "реакционному",  как пишут  всегда  "прогрессивные" еврейские  музыкальные  критики."
 
" В  борьбе  за  музыку  надо  устоять,  хоть  сейчас  время  не  для  искусства,  оно  для  "Огонька",  для  черни,  которая  торопится  разлиться  и  позанять  собою  все,  пока  жизнь  не  опомнилась.."
 Анализируя   бедственное  положение  в  музыкальной  жизни,  подготовке  будущих  музыкантов  Г. В.  Свиридов  замечает:
 "..Профессура  еврейская  соответственно  такова  и  ориентация  при  обучении. Даже  если  человек  русский,  они  ему  сворачивают  голову  вот  так- и  характерным  жестом  показал  поворот  головы  набок - но  у них  нет  своего  музыкального  языка.."
 "..Оценки  явлениям  культуры  формируются  не  на  самом  верху,  и  не  во  втором  и  не  в  третьем  слое,  а  на  нашем  уровне - на  уровне  среды..."

                О  творчестве

Три  принципа  подлинного  искусства,  сформулированные  Л.  Толстым,  стали  руководством  в  творчестве  Г.В. Свиридова:
 "свежесть  чувства";
 "ясность  выражения";
 "искренность".

 "Надо  стремиться,  чтобы  твою  музыку  исполняли  только  очень  хорошие  музыканты,  потому,  что  и  за  плохое  исполнение,  и  за  плохих  исполнителей  отвечать  придется  лишь  одному  композитору."
 Говоря  о  своем  исполнении  Мастер  замечает:
 "Никто  не  аккомпанирует  мои  романсы  так  же  хорошо,  как  я "

 "Не  ленитесь  писать  как  можно  больше  вариантов, карандаш сам  знает,  что  делает,  он  умнее  головы.."

 "Неправильные  ударения  в  словах (положенных  на   музыку - А.В.) очень  разнообразят  текст."
 " Надо  думать  о  том,  чтобы  писать  хорошо,  тогда  и  свежесть  и  новизна  придут  сами  собой. Настоящего  искусства  не  нового  не  бывает."
 " Ничего  не  надо  бояться!"

 "..Когда  я  заканчиваю  сочинение,  во  мне  включается  какой-то  загадочный  механизм брака  и  мне  кажется,  что  я  плохо  написал. И  вообще,  имейте  в  виду,  что  Свиридов - дилетант:  много  лет  не  может  закончить  свои  сочинения! У  меня,  как  у  Козьмы  Пруткова- много  неоконченного..!
 "..Надо  петь  сердцем!"

 Грустя  о  том,  что  же  останется  от  него  самого,  Г. В. Свиридов  замечает:
 "..А  у  меня,  кажется  ,  останется  "Метель".Тут  надо  довериться  народному  чутью. Меня  это  обижает,  но  что  сделаешь..."

"У  них  с  Борисом ( У  Г.В. Свиридова    и  композитора  Бориса  Чайковского)  подход  к  творчеству  был  такой:  сочинять  из  головы  ничего  не  надо,  если  нет  вдохновения. Без  вдохновения  лучше  не  работать.." (Из  воспоминаний  Янины  Чайковской,  жены  Бориса).


                О  Мусоргском

Говоря  о  Мусоргском,  Г. В. Свиридов  замечает: о  том,  что  у  него  2  гениальные  вещи  "Борис" и  "Хованщина".
 "..Потомок  Рюриковичей.  Умер  в  богадельне. Его  травили  либералы- Тургенев,  Салтыков- Щедрин.. Но  насколько  был  силен  в  идеях-  настолько  был  слаб  в  оркестровке,  она  у  него  на  уровне  восемнадцатого  века."
 " Мусоргский  был  певцом  человеческой  любви. В  пьянстве  он  находил  очищение."
 "Для  Мусоргского  сочинение  музыки  было  молитвенным  актом".

                О  дирижере  Голованове

" ..Его  в  Большом  театре  ненавидели  за  то ,  что  он  был  русский  человек. Но  его  любил  Сталин ( Сталин  был  человек  таинственный),  и  потому  Голованов  работал  в  Большом  до  конца. Сейчас  тоже  мало  там  людей  русского  направления (вот  Образцова). Есть  тенденция,  как  и  везде в  музыке,  это  направление  зажать."

                О  ситуации  в  литературной  среде

 "..В  литературе - как-то удается  делать  русское  дело. Все-таки  оно  идет.."

 " До  Первого  съезда  писателей,  до  1934  года, Русским  людям  в  литературе,  в  музыке,  в  живописи  не  то  чтобы  жить  и  работать - дышать  тяжело  было. Все  они  были  оттиснены,  запуганы, оклеветаны  всяческими  авербахами,  бескиными, лелевичами,  идеологами  РАППа, ЛЕФа, конструктивистами..
А  приехал  Горький  и  как  хозяин  появился,  крупнейший  по  тем  временам  русский  писатель... даже  мы,  музыканты,  почувствовали,  как  после  1934  года  жизнь  стала  к  нам,  людям  русской  культуры,  поворачиваться  лучшей  стороной.."
 
 "..Вы  знаете,  что  Нестерову  не  давали  выставляться  и  что  он  постригся  в  монахи? Горький  добился  в  1934  году  первой  выставки  Нестерова  после  семнадцати  лет  перерыва. А  Корина  он  просто  спас - он  взял  его  с  собой  в  Италию,  будто  бы  для  того,  чтобы  Корин  написал  его  портрет..."

                О  Рубцове  и  Есенине

 "..главное  в  поэте- первопричину  его  духовного  сознания- Христа,  соединение  Высшей  Мудрости  с  наивностью  ребенка.." (в  письме  Валентину  Непомнящему.)

 В  письме  к  С. Ю. Куняеву  (1984г) Г.В. Свиридов  пишет:
 "..Книга  воспоминаний  о  Рубцове  произвела  сильное  и  очень,  надо  сказать,  гнетущее  впечатление, Если  нашей  поэзии  еще  суждено  существовать  как  "Русской  поэзии", в  ее  главном,  коренном  качестве,  то  Рубцов  должен  остаться  в  ее  истории  со  своими  стихами  и  своей  страшной  судьбой. Многое,  конечно,  роднит  его  с  Есениным,  но  тот  был  еще  человеком  здоровым,  неотравленной  крови, погибал  более  натужно,  форсил,  красиво  хулиганил  в  стихах,  а  тот  шел  на  дно  уже  безропотно.."

 "..литературоведческое  толкование  Есенина  не  отвечает  масштабу  и  содержанию  его  творчества,  и  этим  наносится  вред."

                О  Клюеве  и  Блоке

 "..Я  звал   Вас  в  Назарет,  -писал  Клюев  Блоку -  Вы  тянули  в  Париж,  бежали  к  портному  примеривать  смокинг,  одновременно  посылая  воздушный  поцелуй  картузу  и  косоворотке."

 Клюевское  обращение  к  А. Блоку:  " Барин - дачник."


                Об  Ахматовой  и  Цветаевой

 Признавая  достоинства  поэзии  Ахматовой,   Г. В. Свиридов  все  же  отозвался  о  ней  очень  сдержанно. А  о  творчестве  Цветаевой  было  сказано  вполне  определенно:
 -Это  - истеричная  поэзия. Есть  всего  лишь  несколько  стоящих  стихотворений,  и  все.

                О  Вознесенском

 В  письме  С.Ю.  Куняеву  Г.В.  Свиридов  пишет:
 "..На  меня  ужасное  впечатление  произвели  случайно  попавшиеся  на  глаза  стихи  Вознесенского  в  "Литературной  газете", где  он  называет  Христа  - собакой. Есть  ли  управа  на  этого  супернегодяя? И  непонятно,  зачем  это  печатают. Ведь  такие  стихи  только  отталкивают  людей  от  власти,  которая  как  бы  поощряет  хулиганство  этого  духовного  сифилитика.."


                О  русских  писателях


 Салтыков - Щедрин  побывал  в  чужих  краях,  описал  их  красоты,  вздохнул:  у  нас  лучше,  "потому,  что  больней!"

 "..Русские  писатели.
 Мощный,  суровый,  эпичный  Федор  Абрамов.
 Возвышенно - поэтический  Василий  Белов.
 Пронзительный,  щемящий  Виктор  Астафьев.
 Драматичный  Валентин  Распутин.
 Мягкий,  лиричный  южанин,  мой  земляк  Евгений  Носов.
 Сергей  Залыгин  - тонкий  и  умный.
 Блестящий  эссеист  Владимир  Солоухин.
Я  люблю  и  необыкновенно  высоко  (  ставлю)  их  творчество,они  украшение  нашей  литературы,  не  говоря,  конечно,  о  классиках  Леонове  и  Шолохове, То,  что  эти  люди -  мои  современники,  не  дает  мне  с  такой  силой  почувствовать  свое  одиночество. Прекрасный,  свежий,  благоуханный,  сильный,  новый  и  вместе  с  тем  вечный  Русский  язык. По - новому  раскрытые  современные  Русские  характеры."

                О  ликвидации  Радио -1  в  1997  году

 На  пресс- конференции  по  этому  поводу  Г.В. Свиридов   сказал:
 "..К  эфиру  допущены  не  только  непрофессиональные,  а  малограмотные  и  потрясающе  наглые  люди. Они  пришли  на  Радио  и  ведут  целые  программы,  в  том  числе  музыкальные.  На  радио  надо  что-то  менять. И  очень  жалко  Радио- 1 - его  отодвинули  куда-то,  а  дают  зеленую  улицу  каким-то  пошлякам."


                О  мировой  антрепризе

 " Это  давняя  традиция  дельцов  от  искусства -  держать  в  своих  руках  организацию  приглашений  за  рубеж,  гастролей,  рекламы,  системы  международных  премий,  гонораров,  создания  " звезд", подавление  инакомыслия  в  творческой  среде.
 20 - 30  годы  двадцатого  века  -  система  была  представлена  у  нас  салоном  Лили  Брик (  девичья  фамилия  Каган).
 А  после  Лили  Брик  связи  ее  салона  во  многом  унаследовала  Майя  Плисецкая,  недаром  же  Вознесенский  хвалу  ей  вознес  в  стихах..

 ..присуждать   или  нет  Станиславу  Куняеву  за  книгу  "Огонь,  мерцающий  в  сосуде" (гос. премию).. яростным  противником   выступил  Родион  Щедрин.. человек  из  музыкального  мира  столь  решительно  взял  на  себя  смелость  судить  о  книге  критики  и  публицистики.  Особенно  раздражала  Щедрина  моя  оценка  творчества  Владимира  Высоцкого. Из  чего  я  заключил,  что  фигура  популярного  барда  тоже  находилась  под
 опекой  мировой  антрепризы.

                О  будущем  русской  культуры


 "..Русская  музыка,  да  и  все  русское  искусство  на  протяжении  своей  истории  было  самым  тесным  образом  связано  с  глубинами  православного  миросозерцания. Именно  здесь  корни  своеобразия  и  самобытности  нашей  культуры.За  последний  век  связь  эта  была  насильственно  разрушена. Удастся  ли  восстановить  ее,  от  этого  зависит  не  только  судьба  нашей  культуры,  но  и  само  существование  русских,-  как  нации,  имеющей  свое  Место,  свое  Слово,  свой  Голос  в  мировой  истории. Восстановление  этой  духовной  связи -труднейшая  задача,  стоящая  перед  нашим  обществом. Только  на  этом  пути  я  вижу  будущее  нашего  искусства." (Г. В. Свиридов)



* "Библиотека  мемуаров", Москва, Молодая  гвардия,  2006,  Георгий  Свиридов  в  воспоминаниях  современников.

Очень  полезная  и  нужная  книга.
 
Выражаю  искреннюю,  сердечную  благодарность  за  составление  и  комментарии  А. Б  Вулфову,  за  предисловие  В. Г  Распутину, за  серийное  оформление  Константину  Фадину,  издание  книги  коллективу  издательства  Молодая  гвардия", всем  тем  современникам,  кто  поделился  своими  воспоминаниями  о  жизни  и  творчестве  Г. В. Свиридова,  нашего  гениального  земляка.

Заранее  приношу  свои  извинения  за  использование  материалов   книги,  моей  заслуги  тут  нет  никакой. Я  попытался  просто  систематизировать  существующий  материал в  несколько  иной  форме,  с  выделением  музыкальных,  литературных  и  живописных  акцентов. Как  мне  это  удалось, судить  вам. 


Рецензии
Что-то не понял:
""Патетическая оратория" Г.В. Свиридова имела в Лондоне громадный успех. Однако советские издания ничего не публиковали о премьере и грандиозном успехе. Ни одной статьи не появилось."
==============================================================

В 1946 году Г.Свиридов удостоен Сталинской премии.

В 1960 году за "Патетическую ораторию", написанную в честь В.Маяковского Г.Свиридову присуждена Ленинская премия.

В 1968 и 1980 Государственная премия.

Народный артист СССР, Герой Соц.труда, два ордена Ленина.

Нет слов замечательный русский композитор, но не зря Свиридов впоследствии дружит с ортодоксами Куняевым и Солоухиным, ярыми критиками советской власти, ортодоксальность была присуща и ему.
Еще в 1958 году он писал в газете "Правда":
"В числе выпускаемых пластинок оказались давно забытые романсы для «будуарного пения» — такие, как «Отцвели хризантемы», «Уголок» и т.п. Дело дошло даже до перепечатки кабацких песенок белоэмигранта Лещенко. Наряду с подобного рода «художественным наследием» пластинки широко пропагандировали несколько «подновлённую» пошлость вроде развязной песенки «Мой Вася» или некоторых слезливых романсов в исполнении киноактера М.Бернеса. Пластинки, «напетые» им, распространены миллионными тиражами, являя собою образец пошлости, подмены естественного пения унылым говорком или многозначительным шёпотом. Этому артисту мы во многом обязаны воскрешением отвратительных традиций «воровской романтики» — от куплетов «Шаланды полные кефали» до слезливой песенки рецидивиста Огонька из фильма «Ночной патруль»."

Что это было? Ревность? Желание заставить всех любить только классическую и народную музыку? Нелюбовь его затем распространилась и на Высоцкого.

Николай Таурин   25.03.2024 19:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.