Запас карман не трет 2

Невеселая быль.
Весной 1984 года в Афганистане каждый мой день начинался полетом на разведку погоды. Нужно было определить погоду в районах первых ударов, пройти по маршрутам вертолетов и определить возможность высадки десантов! Так как высадки десантов планировались рано утром, взлетать приходилось еще в темноте перед рассветом. В связи с ночными обстрелами аэродрома и неповоротливостью ОБАТО, приходилось самому осматривать полосу  на наличие посторонних предметов (оперений и кусков от реактивных снарядов). Начинался осмотр с конца  ВПП,  проезжал по ней в начало, освещая путь посадочными фарами. При обнаружении посторонних предметов, самому их конечно, не убрать – главное, надо запомнить, где что лежит, чтобы на разбеге не наехать, ну и руководителя полетов (РП) предупредить, пусть убирают! В тот период в Баграме собрали почти всю авиацию 40-й Армии,- вертолетные полки из Джелалабада и Кундуза стояли в три ряда между ВПП и магистральной рулежкой, на стоянках расположились эскадрильи штурмовиков Су-25 и разведчиков СУ-17м3р, эскадрилья Су-17м3 из Шинданта, наш  полк на МиГ-21бис, местная 262-я отдельная вертолетная эскадрилья, два афганских полка на самолетах МиГ-21 и Су-22 и эскадрилья транспортных «советников» Ан-12. Вся эта авиация управлялась четырьмя-пятью РП на четырех каналах и обеспечивалась всего двумя (нашей и афганской) ротами (не батальонами, как обычно) связи и РТО! Средств управления о обеспечения явно не хватало, обзорный локатор РСП видел на 40 км только на юго-запад, а в других азимутах на 10-15 км. В тот период было совершенно обычным делом обнаружить и обойти после взлета в наборе эскадрилью вертушек, разойтись на перевале со звеном Су-25, или выполнять удар по цели, в километре от которой долбит свою цель «Град».
Ранним утром, еще до начала сумерек, запускаю двигатель на очередную разведку. Выруливаю,  качусь с обратным стартом, осматривая полосу. Справа вертушки уже машут лопастями для посадки очередного десанта, «антоны», стоящие  в начале ВПП хвостами к ней, тоже начали проверку двигателей, подняв облако пыли. Подруливаю к самому краю полосы, помню, что ее лишней не бывает, как любил говорить начальник штаба первой эскадрильи Иван Мальков, запас карман не трет. Разворот на 180 градусов.
- 905 – взлет.
Знакомый голос и предупреждение руководителя полетов А.И.Кулешова:
- Взлетайте, внимательнее, на полосе много пыли!
Уже немного рассвело, впереди светлая полоска неба на фоне еще темных гор. Включаю форсаж, толчок вперед, начинаю разбег. Полоса впереди скрыта пылью, поднятой от Ан-12. Высота аэродрома 1450 м, поэтому длина разбега раза в два больше, чем на равнине. Проскакиваем облако пыли, самолет поднимает нос, бежим дальше. Впереди еще одно облако пыли от вертушек. Скорость около 350, видимость сносная - метров 400-600. Вдруг впереди на полосе  в пыли появляются очертания вертолетаМи-8! До него метров 300. Отвернуть уже не удастся, беру полностью ручку на себя, самолет неохотно задирает нос, ПВД выше гор, время растягивается в бесконечность, отрываемся. проскакиваем в метре от несущего винта. Чтобы не свалиться, чуть отдаю ручку, снова стукаемся о полосу,  несколько секунд разбега, и, наконец, в воздухе! Убираю шасси, закрылки, от горла отошло, говорю РП, что о нем думаю, и сообщаю, что какой-то «дятел» без разрешения вылез на полосу.
После посадки выяснилось, что командиром-дятлом этого вертолета был замполит эскадрильи из Джелелабада. В вертолетном царстве сложилось убеждение, что все летательные аппараты должны взлетать только после контрольного висения с любого места ВПП и ее окрестностей - самолеты к ним залетали не очень часто. Поэтому вырулить на минутку без разрешения на полосу, очевидно, было там обычным делом. Разрешение РП на выруливание для забора десанта было воспринято, как благословение выползти на ВПП для руления к ближайшей РД. РП конечно ничего видел в пыли, да и предположить подобное не мог - во всем мире летный народ, хотя и на разных жаргонах, обычно отдельно просится на взлетную полосу.
Случай был разобран со всем вертолетным составом, были объяснены основные особенности взлета невинтокрылых машин, порядок руления и ведения радиообмена. Вскоре, в суете боевых будней все быстро забылось. Эскадрилью вертолетов из Джелалабада заменили другой из того же полка. Дней через десять ранним утром выруливаем звеном на удар. Впереди наших самолетов вырулила со своей стоянки на взлет афганская спарка  МиГ-21ум. Ветер еще не поднялся, над аэродромом снова облако пыли. Первая РД в Баграме тогда еще выходила на ВПП в 150 м от ее начала. Полосы 3200 м для взлета вполне хватало, и самолет, не возвращаясь к началу ВПП, сразу развернулся налево на взлет. Форсаж, разбег, спарка вошла в пыль и за мгновение до отрыва рассыпалась над полосой огненным шлейфом! Опять Ми-8 без разрешения выручил на полосу, но на этот раз скорости взлетающим не хватило и они врубилсь в заднюю часть вертолета. Экипаж вертушки отделался шоком и потерей винтокрылой техники, а вот истребителям не повезло – их рассеяло по полосе (инструктор был наш, советник заместителя командира эскадрильи).
Много позже, на юге, в военном санатории случайно встретился с правым летчиком того Ми-8, через который тогда перепрыгнул. Собственно, узнал меня он, видно случай и последующий разбор хорошо остался в памяти. Так, через десять лет снова вспомнили мгновение, когда все определили сто пятьдесят метров взлетной полосы, десять километров в час взлетной скорости и один метр высоты.


Рецензии