6. 4б. Германия XIXв. Назарейцы. Корнелиус

6.4б.Германия XIXв. "Назарейцы". Корнелиус

В 1813 году Германия была освобождена антифранцузской коалицией, сложившейся после уничтожения Великой армии Наполеона в России в ходе Русской кампании 1812 года. Это повлияло на духовные чаяния немецких художников, пробудив в них желание духовно просвещать родной народ, что выразилось в их обращении к фресковым циклам.
 
Стремление возродить религиозно-нравственные устои в немецком искусстве связано с организованной в 1809 году «назарейской школой» (официально «Союз святого Луки»). Так называлась группировка немецких и австрийских художников-романтиков, учеников Венской академии художеств, пытавшихся возродить манеру мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса.

На взгляд назарейцев в искусстве возможны 3 пути: 1) следовать натуре (так поступал Дюрер); 2) создавать идеал (Рафаэль); 3) создавать фантазии (Микельанжело).

Назарейцы выступали за разумное сочетание реального, идеального и фантастического. Они были против позднего классицизма, считая его безнравственным, превратившимся в кич с тенденцией ориентироваться на потребности обыденного сознания.

Назарецы первыми выступив против классицизма и предвосхищая английских прерафаэлитов, пытались возродить религиозное монументальное искусство в духе мастеров средневековья и Раннего Возрождения, ища в их религиозных сюжетах идеалов духовности.

Как любое новое направление, назарейцы столкнулись с непониманием. По словам Великого Гёте, который относился к назарейцам с неприязнью: «Впервые в истории искусства такие таланты, как Петер Йозеф Корнелиус (1783-1867), предпочитают отступать назад и, вернувшись во чрево матери, основать новую эпоху искусства». 

Характерными чертами стиля назарейцев являются: строгая композиция, подчеркнутый контур и яркие краски (хотя значительного отхода от живописной школы классицизма, тем не менее, нет, что позволило в поздний период им влиться в их ряды). Они стилизовали живопись под примитив, соблюдая принципы академизма: условный колорит (драматический, основанный на контрастах), статичность, преобладание рисунка над линией. Стараясь уйти от живой натуры, их произведения получались слишком возвышенны и далеки от действительности, а потому — безжизненны.

В 1813 году все члены этого союза — протестанты перешли в католицизм. Многие из бывших «назарейцев» с середины XIX века занимали ведущие должности в академиях, их искусство становилось все более консервативным, исторические композиции — все более надуманными, но лучшие традиции «назарейской школы» еще долго сохранялись в академической исторической живописи.
 
Влияние «назарейцев» и немецкого романтизма сказалось на творчестве Корнелиуса, особенно в работах на библейские сюжеты. Картина «Девы разумные и неразумные.1813» отражает сюжет библейской притчи о девах, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу долгожданному жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то все задремали и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы и мудрые заправили свои светильники. А неразумные сделать это не смогли.

 Картина Корнелиуса «Три Марии у гробницы (Жёны-мироносицы)» основана на евангельском сюжете, когда, женщины-мироносицы, пришедшие утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела, встретили ангела, сообщившего им о воскресении Христа.

В других своих работах он изображает в основном облик и быт старинных немецких провинциальных городов и забавных «маленьких людей», их населяющих. Картины Корнелиуса всегда изображают простые радости трудового народа. В картине «Дружеское застолье», которая имеет другое название «Таверна», Корнелиуса нам описывается обстановка провинциального питейного заведения в Германии XIX века.
 
Миниатюра «Фауст и Гретхен в саду фрау Марты» иллюстрирует сцену из философской драмы Гёте. Всё это сделано с большой поэзией и лиризмом, с любовью к своим героям, причем явная повествовательность не заслоняет подлинной живописности, присущей его картинам.

Та же широкая артистическая манера видна и в акварельных композициях на темы народных легенд и сказок, как в работе «Хаген прячет клад нибелунгов в Рейн.1859».
Как повествует знаменитый германский эпос «Песнь о Нибелунгах». Сокровище легендарного короля Нибелунгов, которое Хаген получил, убив Зигфрида - героя, победившего дракона, он утопил в Рейне.

Творчество назарейцев значительно сильно повлияло на историческую живопись XIX века, в особенности, на немецкий академизм последующего периода, подтачивая его позиции. Обращаясь к старине и воспевая ее, художник по-прежнему с большим чувством поэтизирует консервативный патриархальный бюргерский уклад.


Рецензии