Исламская гигиена-правила посещения туалета

Марат Муратов,врач-психиатр
ИСЛАМСКАЯ ГИГИЕНА
Вопрос чистоты и очищения занимает очень важное место в Исламе.Ему посвящены целые главы в учебниках по Фикху(Исламское законодательство).
Но,к сожалению,на практике часто приходиться видеть,что простые мусульмане уделяют чистоте и гигиене недостаточно внимания. В то же время иногда приходится встречать мусульман,ведущих разговоры о «высоких политических материях»-но если их попросить назвать фарзы(столпы) «Гусль»(«полное омовение»)или даже «Вузу»-Тахарата(«неполного» ритуального омовения),они не смогут этого сделать.
При этом неграмотность мусульман в элементарных вопросах гигиены дает массу «козырей» в руки их противников,заявляющих,что якобы «грязь и мусор в мусульманских странах Азии проистекают из их религии».
Особенно это касается мусульман,живущих в некоторых странах Азии,для которых порою «в порядке вещей» выбросить мусор прямо себе под ноги и пойти дальше.
А ведь известно,что убрать мусор с дороги-это одно из проявлений Веры в Аллаха.Доказательством того служит такой хадис:
 Сообщается,что однажды сподвижник по имени Абу Барза(да будет доволен им Аллах) попросил Пророка Мухаммада(да благословит его Аллах) указать ему на деяние, которое поможет ему войти в Рай.И пророк (да благословит его Аллах)ответил ему: «Убирай помехи с дороги людей».
Более того,в Священной Книге мусульман,Благородном Коране сказано:
«Воистину,Аллах любит кающихся и любит очищающихся!»
(сура «Бакара»,аят 222)
 «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, - быть может, вы будете благодарны.»
(сура «Трапеза»,аят 6)
Исходя из этих аятов,мусульмане обязаны соблюдать чистоту как «внешнюю»(чистота тела,одежды,жилища),так и «внутреннюю»-то есть быть чистыми в своих мыслях,желания,поступках и отношениях.Но в этой статье я,как врач,хочу остановитться на теме чистоты «внешней».И начать разбирать эту тему я собираюсь с одного из ее самых,так сказать «пикантных» разделов-рассказать об исламском адабе(правилах) посещения туалета.
Ведь в том, что касается исламских правил посещения туалета-так там у некоторых(особенно так называемых «этнических») мусульман порой вообще «тёмный лес».
Правила посещения туалета
Важно знать,что по Шариату туалет считается нечистым местом.Тут надо понимать,что это-именно богословское понимание «нечистоты».
Поэтому,даже если у вас в туалете царит идеальная чистота-все равно в нем нельзя ни молиться,ни поминать имена Всевышнего.
Кроме того,в туалете вообще нельзя разговаривать(понятное дело,за исключением экстренных ситуаций-например,когда нужно позвать на помощь).Если же вы хотите предупредить приближающегося к туалету человека,что вы уже его заняли(это актуально для «деревенских туалетов» на улице)-рекомендуется не кричать:«Занято!»,а деликатно покашлять.Конечно,если человек невежественный,либо совсем непонятливый,тогда придется крикнуть:«Занято!»-но это нежелательное действие.
Заходить в туалет полагается с левой ноги-опять же по причине его нечистоты.Существует специальная краткая молитва(«дуа»),которую рекомендовано говорить перед входом в туалет:
«Аллахумма! Инни агузу бикя миналь хубси валь хабаиси»
Основанием для этого является хадис из сборника «Сахих Аль-Бухари»,переданный Анасом(да будет доволен им Аллах),который сказал: «Собираясь зайти в отхожее место, Пророк(да благословит его Аллах и приветствует),обычно говорил: «О,Аллах! Поистине,я прибегаю к Тебе от порочности и дурных поступков» (возможно также,что под «хубус» и «хабаис»имеются в виду злые джинны мужского и женского пола)
Причина,по которой Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует), рекомендовал нам произносить именно эти слова перед тем,как зайти в туалет-это то,что в отхожих местах(особенно если там царит грязь и антисанитария) любят поселяться джинны(в христианстве-бесы).Эти существа при определенных неблагоприятных условиях могут наносить вред людям.Поэтому совершенное заблаговременно обращение к защите Всевышнего позволяет обезопасить себя от этого вреда.
По этой же причине не рекомендуется задерживаться в отхожих местах сверх надобности.(Тут считаю нужным подчеркнуть,что туалет-это не место для чтения газет и разгадывания сканвордов,как это любят делать некоторые современные,но невежественные в вопросах религии люди).
Подмывание «Истинджа»
Как ни странно,в этом простом вопросе существует множество крайних взглядов и недопониманий.Эта,казалось бы,элементарная гигиеническая процедура порой становится темой для разногласий и даже издевок.Например,в одном традиционно мусульманском регионе России мне довелось встретиться с тем,что процедуре подмывания придается чрезвычайно большое значение. Доходило до того,что многие «этнические» мусульмане(то есть люди,считающие себя мусульманами,но не соблюдающие религиозных обрядов и предписаний) ставили его на первое место среди всех видов омовения.То есть от своих предков они знали,что первым делом перед омовением надо совершать «истинджа».Но,поскольку они не хотели подмываться из-за своей лени и маловерия-то они вообще перестали совершать все виды индивидуального поклонения(намаз,посещение мечети,чтение Корана)ссылаясь на то,что «без истинджа и омовения этого делать нельзя».Таким образом, «перевернув все вверх ногами» эти маловеры вроде как получили отговорку для своего небрежения индивидуальным поклонением,которое на самом деле является основой жизни мусульманина.
На мой взгляд,к этим «хитрецам» как нельзя лучше подходит выражение-«Горе от ума».Да,на самом деле,есть хадис,передаваемый в «Сахихе» имама Муслима,где Ибн Умар(да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине,я слышал,как Посланник Аллаха(да благословит его Аллах)сказал: «Аллах не примет ни молитву без очищения,ни садаку(милостыню) из средств,добытых путем обмана»(105)
Конечно,исходя из этих слов Посланника Аллаха(да благословит его Аллах),молитва(намаз) без омовения не принимается.А омовение не является действительным,если после туалета человек не совершил «истинджа».Но отсутствие омовения никак не может служить оправданием пренебрежения обязательной молитвой.Причина оставления молитвы в этими людьми-их элементарная лень и беспечность.В самом деле-ведь они же не прекращают принимать пищу из-за того,что у них грязные руки,а «есть грязными руками нельзя».
Другая крайность характерна для исламофобов разных мастей,которые всячески подтрунивают над темой подмывания-«истинджа» и особенно-в совокупности с вопросом подтирания-«истиджмар».Тут они также бросаются в крайности.Одни заявляют,что мусульмане вообще не пользуются туалетной бумагой и «все там делают руками,а потом этими руками едят».
Другие,наоборот,заявляют,что «мусульманам положено только подтираться камнями,которыми они размазывают нечистоты».
Конечно,как говорил еще пророк Иисус(да благословит его Аллах): «Имеющий уши да услышит».То есть информацию воспринимает только тот,кто желает ее услышать.А человеку,который не желает слышать ничего,что противоречит его убеждениям,обычно невозможно что-либо обьяснить.
В данном случае,истина,как всегда,лежит посередине и состоит в том,что Ислам приветствует достижение чистоты любыми доступными способами.Если человеку доступны современные средства гигиены,такие,как биде,душ,ванная и другие-пожалуйста,пусть моется и подмывается,используя их,сколько угодно.Если есть туалетная бумага,гели,мыло и другие средства гигиены-пользуйтесь ими,как вашей душе угодно,в любой комбинации.Если у вас есть время,здоровье и возможность после каждого туалета мыться в душе или в бане-никто этого вам не запрещает.И не приказывает. Главное-чтобы было чисто!А критерии чистоты тоже,так сказать, «общечеловеческие»-отсутствие неприятного запаха и цвета.
Что касается правил подтирания-«истиджмар»,которое можно совершать различными предметами(в первую очередь-камнями),то они были разработаны для тех,кто оказался в засушливой пустынной или горной местности.То есть для тех,у кого под рукой «в нужный момент»не оказалось ни воды.ни чистого песка,ни даже рулончика туалетной бумаги «Zeva».Проще говоря,это-из раздела «выживания».
И хихиканье над описанием методики,как с помощью чистых и сухих камней очистить себя от нечистот-сродни хихиканью сидящих в теплом благоустроенном доме над рассказом о замерзшем бедолаге,который пытался добыть огонь в дикой природе с помощью высекания искр из камней,поскольку у него не было ни спичек,ни зажигалки.
Важно отметить,что истинджа делается только левой рукой.Подмываться правой рукой запрещено-ведь она используется для еды и полоскания рта.Кстати-вот и ответ исламофобам на их заявления о том,что якобы «мусульмане сначала подмываются,а потом этими руками едят».Да и в других случаях мусульманам для выполнения грязной работы рекомендуется использовать только левую руку.Правая же рука должна быть чистой-с её помощью мы едим,здороваемся и берем Коран.
То же самое правило относится и к ногам-в  мечеть и в дом мы заходим с правой ноги,а в туалет с левой.

Поведение в туалете
Выше уже говорилось,что в туалете нельзя упоминать Имена Аллаха.Более того,в туалете вообще не рекомендуется разговаривать-да и заниматься любыми посторонними делами,кроме тех,для которых он напрямую предназначен.(Разумеется,здесь речь не идет о случаях,когда в туалете требуется провести какие-то ремонтные или хозяйственные работы.)
Поскольку туалет является «нечистым» местом,в которое охраняющие нас ангелы с нами никогда не заходят,то время нахождения в нем должно быть минимальным.(Тут хочется привести образное выражение некоторых наших братьев,красноречиво именующих туалет «офисом шайтана».Конечно,не все так однозначно,но давно замечено,что стремление подолгу засиживаться в туалете является одним из косвенных признаков одержимости).Недопустимо для мусульманина в туалете читать газеты,вести телефонные переговоры,слушать музыку,«зависать в соцсетях» и тем более курить-как это бывает принято у некоторых «современных»людей.
Помимо этого,не рекомендуется в туалете чересчур обнажаться. (Это также связано с «техникой безопасности» от козней шайтанов.).
То есть при отправлении естественных надобностей нужно снимать одежду лишь настолько,насколько это необходимо для удобства и избежания ее загрязнения.
Еще раз остановлюсь на вопросе использования туалетной бумаги,Подчеркну,что в Шариате нет никакого запрета на ее использование.Более того,использование туалетной бумаги как раз и входит в раздел «истиджмар»(очищение твердым предметом).Но все же после бумаги рекомендуется сделать «истинджа»(подмывание) водой,так как в этом случае достигается наилучшая чистота тела.
После завершения необходимых «мероприятий»рекомендуется сказать «Гуфранакя»(«Прости меня»)и выйти из туалета с правой ноги.
Слова «Прости меня» в данном случае адресуются ко Всевышнему(без упоминания Его Имен)-поскольку мы своими действиями загрязняем мир,который Он создал.
Заключение
В конце этой статьи хочу еще раз извиниться за,так сказать, «столь интимные подробности»,затронутые здесь.Но,согласитесь.без этих подробностей трудно доходчиво изложить сей вопрос.Тем более,что именно эти подробности используют те,кто старается опорочить Исламскую религию путем искаженного толкования её установлений.
На самом деле мы,мусульмане,всегда должны помнить,что Всемогущий и Великий Единый Господь в суре «Завернувшийся»,являющейся одной из первых по времени ниспосылания сур Корана прямо приказал:
«Одежды свои очищай!»
(сура «Завернувшийся»,аят4)
А наш любимый Благородный Пророк Мухаммад(да благословит его Аллах) говорил: «Чистота-половина Веры».(«Сахих» имама Муслима)
Исходя из приказов Самого Всевышнего Аллаха,Свят Он и Велик,и завещания нашего Пророка,да благословит его Аллах,чистота является фундаментальной основой Исламской религии.Соблюдение чистоты как индивидуальной(тела,одежды),так и общественной(чистота места проживания и общественных мест)является одним из украшений Ислама.А грязь и мусор в некоторых странах проистекают исключительно от невежества,безграмотности,лени и маловерия их обитателей,очень мало знающих об установлениях прекрасной религии,к которой они себя причисляют.


Рецензии