Посреди океана. Глава 108

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное" (Мф.5:3-12)

Так-то если подумать, человек, у которого нет ни ума, ни сердца, самый счастливый, и потому рай ему обеспечен... Но что-то тут не то. Неувязочка вырисовывается со всею остальной мудростью Писания. Нет, не тот смысл здесь сокрыт, который на поверхности лежит. И одним смирением эта загадочная фраза вряд ли объясняется.

БЛАЖЕННЫ (Даль В.И.) - церковные стихи о блаженствах евангельских// Блаженный пск.,
твер.,пенз.,- блажной, шалун, повеса, проказник//влад.,вологодский.,арх.ниж.- калека,
уродливый, юродивый, божий человек, малоумный, дурачок.
БЛАЖЕНСТВО - счастие, благополучие, благоденствие, высшая степень духовного наслаждения. БЛАЖЕНСТВОВАТЬ - наслаждаться блаженством, душевным счастьем.
БЛАЖЕННЫЙ - благополучный, благоденствующий и благоденственный, счастливый о человеке и о времени, случае//сущ. угодник Божий, законно живущий.
Блажен не ходящий на свет нечестивых. Блаженными или блаженного памятью поминаются усопшие государи и высшие лица.

НИЩИЙ (НИЩАЯ) - до крайности бедный, убогий, неимущий, скудный; побирающийся, живущий Христовым Именем, питающийся подаянием, ходящий по миру, просящий милостыню. Нищий умом - глупый, малодушный. Нищий духом - смиренный.//
Сущ. то же бедняк, голыш, собирающий подаяние. И не нищий, да того же ищет - мот. Нищий болезни ищет, а к богатому они сами идут.

Значит, выходит, блаженны нищие, то есть неимущие, до крайности бедные...
Чем же нищие отличаются от бедных? Тем, что они беднее бедных - до крайности? И почему просто бедные тогда не блаженны?

БЕДНЫЙ - убогий, неимущий, скудный, недостаточный, нуждающийся; о человеке - небогатый, у кого нет достатка, имущества, средств для жизни; о предмете - недостаточный; бедное дерево - у которого мало листвы или плодов; бедный урожай - мало приносящий; бедное воображение - скудное способностью вымышлять и изображать.
В народе бедный или победный иногда значит бедующий, бедствующий; вообще же несчастный, бедный счастьем, долей, достойный сожаления, возбуждающий сострадание.

Вот интересно получается: бедный - несчастный, обездоленный, достойный сожаления и сострадания... А нищий, до крайности бедный, беднее бедного который -  не есть несчастным, обездоленным и возбуждающим сострадание. Он, наоборот, счастливый.
Хотя вроде бы такой же убогий, неимущий, скудный, нуждающийся человек. Но, в
отличие от просто бедного, нищий просит милостыню, побирается, питается подаянием, живёт Христовым Именем, ходит по миру. И если бедный несчастен из-за своей бедности и, судя по всему, хотел бы стать богатым, и даже вполне может случиться, что сможет разбогать и будет тем счастлив,..то нищему это вовсе и не надо. Он не стремится изменить своё положение в обществе, довольствуясь лишь тем, что люди добрые подадут, чем Бог пошлёт. Нищие живут лишь этим и на большее не претендуют. Это не просто состояние души, а своего рода профессия, работа. Они так зарабатывают на пропитание,
на жизнь, расплачиваясь за доброту людскую молитвами о прощении их грехов перед
Богом.

Другими словами,нищий понуждает людей проявлять доброту своей души, данную им Богом, чтобы вернуть её же Ему, в обмен на защиту и спасение от грехов. Доброта и вера людей взамен любви Бога. Но это просто нищие. А кто такие нищие духом?

ДУХ(Даль В.И.)- бестелесное существо; обитатель не вещественного, а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что даёт жизнь плоти, и в
духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремление к небесному;
Добрый Дух - ангел, дух света, чистый. Злой дух - дух тьмы, диавол, нечистый дух.
Святой Дух - третье лицо Святой Троицы. Дух Божий - благодать, вдохновение, наитие, откровение.//Видение, привидение, тень, призрак, бестелесное явление на земле.//
Сила души, доблесть, крепость и самостоятельность; отважность, решительность, бодрость.
У меня на это не станет духу.// Отличительное свойство, сущность, суть, направленье, значенье, сила, разум, смысл. Дух веры христианской. Духом кротости, а не палкой по кости.// Дыханье. Бежал, захватило или заложило дух.// Видимое дыханье, пар, выходящий из рта. В этом знач.дух, как жизнь, ниже души: а в высшем знач.,искры Божества, дух выше души и отличает человека от животного.//Запах, вонь, ухание. Здесь русским духом пахнет. Он духу его не терпит.//В горном деле: воздух, вдуваемый в плавильные печи, по выгребе жару или по испечении хлеба;//Направление в людях к воле, свободе. Испустить дух - умереть. Гореть духом - быть исполнена ревности, усердия.
Быть на духу, идти на дух - исповедоваться. Он с душком, о человеке - горд, упрям, своенравен. Скакать во весь дух. Подымешься, дух захватит; опуститься, опустишь и обухом хватят! Ни слуху, ни духу, ни вестей, ни костей.

Значит, нищие духом - это те, кто живёт лишь духовной жизнью. Не материальной, но духовной. Всею душой, без остатка, они отдают себя служению Богу, людям, Это их ремесло, профессия, работа. Это их жизнь.
Тогда причём здесь смирение?

СМИРЕНИЕ (Ожегов С.И.) - 1. см. смириться. 2. Отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле. СМИРИТЬСЯ - с кем-чем н. перед кем-чем (книжн.) - примириться с кем-чем н., покориться кому-чему н. Смириться с судьбой. Смириться с неизбежностью.

Просить у Бога силы духа, волю и стремление к возвышенному, чистому, светлому...
разве это есть смирение? Где в Писании сказано, что человек должен покориться, подчиниться злу? Наказ "око за око и глаз за глаз" для всех людей. И заповеди Божьи для всех: и для нищих-бедных, и для нищих духом, и для царей - для всех. Ибо перед Богом все равны. Для Него лишь богатства души имеют значение.
Смирение? Усмирять свои страсти и покоряться чьей-то злой воле - совсем не одно и то же. Смирение со злом - разве не сродни с унынием? Которое есть смертный грех...

Кто они, нищие духом? Духовники. Духовенство, Священнослужители. Монахи. Все, отринувшие от себя жизнь телесную, посвятив свою душу целиком и полностью жизни духовной - служению Богу и людям, прося у Него милости - духа для своего служения.

Но есть ещё и другого рода нищие духом; те, которые ходят по миру, по свету - странники. Посвятившие себя наблюдению жизни земной, чтобы обратить её в энергию творчества. И это тоже служение Богу и людям; для которого тоже приходится Бога
молить о вдохновении, духе творчества. Посвятив этому свою душу - во имя Любви,
Мира и Созидания; творчеству, приближающему к Богу и уводящему от лукавого, отрывающему от соблазнов, грязи, зла и устремляющему к чистоте, добру и свету.
Тем и живут нищие духом: просят, получают, отдают и снова просят. Тем и блаженны.
И это есть для них счастье наивысшее и наивысшее наслаждение - творчество с Божьей помощью для души своей и для отдачи душам людским.

             
                МАТРОС ОФИЦИАНТ-УБОРЩИК.

Тринадцатое июня.
Когда я спозаранку вошла в салон, на диванчике сидели Чёрный и Беленький.

- Доброе утро, - вежливо поприветствовала я их.

- Ты видишь, какой у меня голодный вид? - не обращая внимания на моё приветствие,
с некоторой долей агрессии в голосе поинтересовался Колька.

- У тебя всегда такой вид, - поспешила я его успокоить.

- Да, ты родился таким, - неожиданно поддержал меня Беленький.

- Молчи, болван, - осадил приятеля Чёрный. - Моя мама говорила, что меня в роддоме подменили. Так что я - это не я. Ни в мать, ни в отца, ни в проезжего молодца. И вообще, почему я такой невезучий?! - сокрушённо воскликнул он. - Я ужасно, страшно невезучий. Вот я всех жалею, мне всех людей жалко, а женщин всегда жальчее всех. А меня почему-то никто не жалеет. Даже мама родная меня всегда ругала за то, что я  долго учился в школе. Дольше, чем все мои ровесники, - пояснил он многозначительно.
- Нет, начальную школу я нормально закончил...

- Это где начальники учатся? - уточнил Беленький.

Чёрный, не отвлекаясь, наградил приятеля затрещиной и продолжил свои рассуждения:

- А потом я принципиально перестал ходить в школу. Зачем мне седые волосы? - Он на момент задумался, а затем сообщил с самодовольным видом: - Я единственный ребёнок в семье. - Но тут же спохватился и, вздохнув, покаянно добавил: - Единственный. И тот дефективный. Болван потому что. Всегда стоял на том, за что можно сесть.

- Привлекался? - сочувственно поинтересовалась я между делом; под "соловьиный" трёп я застилала столы влажными простынями и расставляла солонки.

- Нет. Но трижды был обворован, - с готовностью ответил Колька, обрадованный тем,  что я поддержала их разговор. - Перед законом я чист, как стеклышко. Я вообще-то,
не такой уж и плохой парень, - пошёл он напопятную от собственной самокритичности. - 
Есть кое-какие отдельные недостатки, конечно. Но с другой стороны, у кого их нет?
Разве что, у покойников. Ты, Инга, не смотри, что я такой... Пусть я образование получил скромное или, прямо скажем, плохое. Но так, вообще, я - ничего. Почти что Ален Делон. Меня только одно от Алена Делона отличает: то, что я не говорю
по-французски. И это даже хорошо, что я не говорю по-французски, потому что тогда бы здесь меня никто не понял. Хотя меня и так никто не понимает. А ты, Инга, какого бы себе мужа хотела: блондина или брюнета? - закончил он свою речь неожиданным
вопросом.

- И не блондина, и не брюнета, - ответила я уклончиво, окинув быстрым взглядом его чёрную шевелюру и светлые космы Беленького.

- А какого ж тогда? Рыжего, что ли? - скривился Чёрный в насмешливой гримасе.

- Вот именно: рыжего! - подтвердила я.

- Это ж почему же рыжего? - изобразил он разочарование и заинтересованность одновременно.

- Потому что вся мебель в моей квартире будет только из красного дерева.

- Ну, Инга! - Колька аж присвистнул. - Ты, пожалуй, самый крепкий орешек из всех, кого я знал. Вот они какие, россиянки из глубинки! - восхитился он, а затем принялся
разглагольствовать, что в Калининграде девушки и глупее и распущенней, чем в России. Мол, таких, как мы с Анютой, днём с огнём ни в одном портовом городе не сыщешь. И таким "сокровищам", как мы - не место в траловом флоте. Тут нет ничего хорошего. Он принялся советовать нам идти после этого рейса устраиваться в Западно-речное
пароходство. Там суда заходят в разные порты Европы. А когда я усомнилась, что никто нас туда без характеристик-рекомендаций не возьмёт, Чёрный сказал, что тех, кто уже ходил в море, могут взять и без характеристик-рекомендаций. И что, мол, они с
Беленьким тоже туда собираются устраиваться. А сейчас они принципиально отказались от работы, и теперь болтаются пассажирами.

- Решил повторить нелёгкий путь отца своего: пью, гуляю, не работаю, - с наигранной веселостью сообщил он мне.

- Да, вот так, перебиваясь с чужого хлеба на чужую воду, мы решили избороздить весь мир, - печально пошутил Беленький. - Отдыхаем вот, на природе.

- А природа - на вас, - не удержалась я от колкого замечания.

Но они не поняли, или сделали вид, что не поняли, и не захотели отвечать на мою колкость.

И тут как раз нагрянули добытчики бригады Румына.

- Как дела продвигаются, голубчики вы мои? - весело поинтересовался у "соловьёв" тралмастер.

- Двигаются потихоньку, - деловито оповестил его Чёрный. - Только не в ту сторону.

- Всё ясно. Работать не хотите, алкоголики, тунеядцы, жулики, - сделал заключение Румын. - Сидят тут, понимаешь... Для меня вот труд всегда был удовольствием, а вы хотите, чтобы за вас работали другие!

- Ну, знаешь ли, они же не такие эгоисты, как ты, чтобы жить только в своё удовольствие, - со скрытой иронией вступился за "соловьёв"-тунеядцев Коряга.

- А что ж они тут сидят? - простосердечно поинтересовался Шурик Косолапый и
добродушно улыбнулся.

- Потому что они теперь не матросы, а артисты. Погорелого театра. И теперь их законное место, как сказал один классик, в буфете, - назидательным тоном объяснил ему начитанный Коряга.

- Что это у меня сегодня настроение какое-то рабочее, - сказал Чёрный, садясь за стол
и потягиваясь. - Пожалуй, Инга, я по такому случаю сам облуплю себе яйцо. Не надо
мне помогать. - И он пододвинул к себе свою порцию варёных перепелиных яиц, полученных недавно на канадском танкере вместе с другим продовольствием.

Добытчики явились с кормы замёрзшие и голодные. Ясное дело, что поданного завтрака
им явно было маловато. И свою порцию сегодня я удружила Коряге и Румыну.

- Тебя ругают? - с видом сурового заступника спросил меня Руслан.

- А что такое? - заинтересовалась я.

- Если будут ругать, скажи. Мы им голову открутим, - с забавной решительностью
заверил меня он.

- Спасибо, - растрогалась я. - Но только не стоит беспокоиться. Я и сама не очень-то позволяю себя ругать.

- Правильно. Так и надо, - одобрил меня Руслан.

Он постригся, хоть и не наголо, но очень коротко. И теперь выглядел как-то непривычно
с круглой как арбуз головой, без его роскошной пышно-каштановой шевелюры.

Больше с добытчиками мне пообщаться не удалось, потому что пришли рыбообработчики.
И вообще повалил народ. Приходилось летать по салону туда-сюда. Во время таких моих перелётов к раздаточному окну, урывками слышала, как Коряга с блаженным видом рассказывал коллегам про свою девчонку.

- Орёт, если я пьяный приду, как недорезаная курица: "Чтоб больше тебя не видела!" - Его круглое румяное лицо осветилось счастливой улыбкой. - Она в парикмахерской
работает. Маникюры там делает всякие... Короче, красит. А я врываюсь туда. Все
краски опрокинул! Люди в очереди ошалели... К ней народу всегда много в очереди
стоит.

А так, вообще, в салоне говорили о том, что мы идём на окуня. Но все дружно утверждают, что нашего положения это не спасёт. Всё равно прогар уже обеспечен.

Завтрак уже закончился, и я убрала со столов, когда притащилась прачка и потребовала, чтобы я снова накрыла стол специально для неё.
Я, конечно, распсиховалась и принялась её вычитывать. Но тем не менее, куда мне было деваться? Пришлось сделать так, как эта барыня хотела.
Недовольно кудахча в мой адрес в ответ на мои причитания, она приступила к завтраку.
А я побежала на шлюпочную выносить ведро.

А там - ужас, что творится! Шторм воевал и с небом и с океаном.
Свирепый ветер с холодным дождём набросились на меня, как голодные гигантские звери.
И меня чуть было не смыло за борт. Выливала из ведра в трубу, а ветер подхватил все помои, да прямо мне на голову и вывернул. В общем, приятного мало.

Пришла в салон - прачка всё ещё восседала, ничуть не торопясь закругляться со своей трапезой. Она неторопливо намазывала масло на толстый ломоть хлеба и с брезгливым  видом клекотала:
- Никакого уважения к старшим! Совсем молодежь оборзела, окончательно распустилась!

Игнорируя и прачку, и её клёкот, я принесла из мойки ведро с водой и принялась вымещать своё раздражение на палубе салона.
Надо сказать, что это занятие, мытьё палубы в штормовую погоду, совсем не для раздражительных людей придумано. Сначала необходимо расстелить мокрую тряпку, на которой устанавливается ведро с водой, чтобы не летало от переборки к переборке при каждом толчке судна. А затем, намотав другую тряпку на швабру и стараясь самой
поустойчивее держаться на ногах, выдраить квадрат палубы. Затем и ведро, и тряпка, на которой оно стоит, передвигаются дальше и наводится чистота на очередном квадрате палубы. Если чуть-чуть зазеваешься или с ведром, или с тряпкой, или с приданием устойчивости собственным ногам, то либо ты отлетишь к переборке, либо ведро умчится в другой конец салона, расплескав всю воду.

Я полностью сосредоточилась на своём занятии, когда в салон прибежал Руслан.

- Ингуша, дружочек, принеси мне заварки! - попросил он возбуждённо. - Чёрт знает,
что творится!

Я бросила швабру и побежала в мойку мыть руки, после чего отправилась на камбуз за заваркой. Набрала в кружку для Руслана, чтобы он здесь попил горяченького, и в чайник для остальных добытчиков, которые сейчас были на вахте.
Как они могут пить такую горечь? Я попробовала, так чуть челюсти не свело.

Руслан пил свою заварку и, стуча зубами, рассказывал, что они трал порвали и с четырёх часов никак не могут с ним ничего сделать. Погода ужасная! Задубели, закоченели.
Только на заварку одна надежда.

- Шары зальём - и снова на корму! - весело блестя глазами, пожаловался он.

- Бедненькие! - посочувствовала я добытчикам, явственно представляя после своего недавнего похода к трубе, каково им сейчас там приходится.

Опорожнив кружку с заваркой, Руслан взял чайник и убежал.
Покончив с завтраком, ушла и прачка.
Я убрала салон и отправилась в женскую комнату стирать косынку, которую ветер облил помоями, когда я ведро выносила.

Когда я вернулась в каюту, Анюта мне сообщила, что приходил боцман.

- Что ему надо было? - удивилась я.

- Тебя спрашивал.

- Меня? - Мне это совсем не понравилось. - Зачем?

- Я сказала, что тебя нет, и он сказал, что ты салон плохо убрала.

- Что значит, плохо?! - возмутились я. - Нормально убрала. Так же как и всегда.
Какого чёрта ему ещё надо? Ещё один начальник нашёлся!

Анюта сделала постную мину, как будто всем своим видом хотела сказать: "Не знаю, не знаю, что бы всё это значило!"

- И что ты ему сказала? - спросила я, испытующе глядя на неё.

- Что я сказала? Ничего не сказала. - Она обиженно пожала плечом. - А что я должна была сказать?

- Надо было сказать:"Дурак ты, боцман. И шутки твои дурацкие!" - подучила её я.

- Вот иди и скажи ему это сама, - ответила она, ещё более обижаясь.

Но я, конечно, никуда не пошла и говорить никому ничего не стала.

В дверь постучали. Оказалось, заявился Беленький за своим пиджаком.
Анюта хотела было вручить визитеру то, за чем он пожаловал, и тут же выпроводить его.
Да не тут-то было! Из-за спины застенчивого приятеля вылез нахальный Чёрный, который, втолкнув в каюту хозяина зашитого пиджака, втиснулся сам и закрыл за собой дверь.


Рецензии
Странная трактовка в первой части - надо подумать. Вот еще раз с утра прочла.
А на судне медленно движутся часы, вот и боцман, что-то надумал. Точно сочинит скандал.

Идагалатея   26.04.2018 08:57     Заявить о нарушении
Трактовка, на мой взгляд, не столько странная, сколько непривычная. Все привыкли не докапываться до смысла, а брать с поверхности. А Писание состоит сплошь из символов, которые требуют разгадки, глубокого копания. Потому это и вечная книга, что там нужно думать над каждым словом, чтобы прийти к пониманию.
А боцману просто делать нечего. Не знает, что придумать. Он вообще никакого отношения не имеет к работе обслуги, чтобы что-то указывать. Но как ещё изобразить собственную значительность? Некоторые, не зная, как обратить на себя внимание, начинают из себя что-то корчить. Это всё не всерьёз.

Кузьмена-Яновская   26.04.2018 09:21   Заявить о нарушении
Я уже догадалась, что боцман к камбузу отношения не имеет. Просто мутит, но от таких самые большие неприятности

Идагалатея   26.04.2018 09:25   Заявить о нарушении
На таких просто внимания не надо обращать. От внимания они начинают кочевряжиться.

Кузьмена-Яновская   26.04.2018 09:40   Заявить о нарушении
Тут вы правы) Я сама сегодня иду на войну примерно с таким же типажом. Не знаю все слова уже закончились)) Глава просто созвучна с моей реальностью на сегодня.

Идагалатея   26.04.2018 09:46   Заявить о нарушении