М-2018-012 Загадки Морфеуса

Как упоминалось ранее (http://proza.ru/2018/02/19/2292) в фильме «Матрица» всех персонажей можно разделить на три группы: знающие, способные и непонимающие. Первые наделены мудростью и знаниями в силу того, что они много времени провели в матрице, вторые просто способны быстро обучаться. Третьи ничего не понимают и не желают обучаться.
Персонаж Лоренса Фишбёрна относиться ко второй группе. Он в матрице сравнительно недавно, но уже обладает приличными знаниями и верой. Но вера его не пуста, а основана на знании законов природы с одной стороны и доверии другому персонажу, Пифии. К сожалению, нельзя взять и принять все действия и высказывания Морфеуса за истину, потому что его персонаж явился плодом осознанной фантазии сценариста и режиссёра. Но можно извлечь из фильма отдельные истинные моменты, которые могли быть пронесены сквозь толщу времени различными философскими течениями (кстати, о философских и религиозных отсылках в фильме стоит поговорить отдельно).
Морфеус отличается от всех других персонажей своей неповторимой манерой говорить загадками. Такое поведение наводит на две противоположные мысли: либо он сам не всё знает и поэтому скрывает своё незнание, либо обладает таким знанием, которое считает трудным для восприятия остальными. Подобная манера вести речь встречается в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» у некоторых персонажей. Удивляться этому не стоит, потому что в самом фильме есть много отсылок к этому произведению.
Загадки от Морфеуса:
- сцена, в которой Нео просыпается и видит на экране монитора сообщение от Морфеуса (http://vk.com/video197078081_456239041) (В сообщении содержится указание следовать за белым кроликом. Это одна из отсылок к «Алисе в стране чудес». Нео не задаётся вопросом, откуда Морфеусу известно о белом кролике, а послушно выполняет команду.)(Упоминается в статье http://proza.ru/2018/03/11/42);
- сцена, в которой Нео, руководимый Морфеусом, убегает из офиса от агентов (http://new.vk.com/video197078081_456239042) (В этой сцене Нео начинает сомневаться стоит ли верить голосу из телефонной трубки, но в конце концов доверяет Морфеусу. Как и в предыдущей сцене главный герой не задумывается над источником знания Морфеуса.)(Упоминается в статье http://proza.ru/2018/04/01/2329);
- сцена, в которой Нео выбирает между синей и красной пилюлей (http://new.vk.com/video197078081_456239043) (Морфеус в последний раз предупреждает Нео о том, что всего лишь предлагает узнать правду, снимая с себя всю ответственность за дальнейшие события. В этой сцене присутствует и другой загадочный ответ Морфеуса. На вопрос о судьбе, Нео отвечает, что не верит в неё потому, что ему неприятно думать о манипуляции. На данное глупое заявление Морфеус отвечает: «Я тебя прекрасно понимаю…». И обратите внимание, Тринити говорит Нео, что Морфеус знает всё, тем самым подтверждая предположение о том, что сама она ничего не понимает.) (Упоминается в статье http://proza.ru/2018/04/01/2329);
- сцена, в которой Нео с Морфеусом в симуляторе (https://new.vk.com/video197078081_456239044) (Морфеус проходит сквозь толпу, как нож сквозь масло, словно способен предугадывать поведение каждого персонажа в симуляторе.);
- сцена, в которой Нео беседует с Морфеусом в лифте по дороге к Пифии (https://new.vk.com/video197078081_456239045) (Морфеус с загадочной улыбкой отвечает Нео о том, что Пифия предсказала ему успешное завершение поиска избранного.);
- сцена, в которой Нео возвращается от Пифии (https://new.vk.com/video197078081_456239046) (Морфеус не даёт Нео шанс сказать хотя бы слово.);
- сцена, в которой Морфеус на крыше делиться с Нео мудростью о неравнозначности знания пути и его преодоления (https://new.vk.com/video197078081_456239047) («Как и я ты поймёшь…» означает «я был тоже глупцом, как ты и Тринити, но теперь я на пол пути к знаниям Пифии, и ты тоже дойдёшь до этого знания». Но у Нео туговато с обучением и до знания он доберётся нескоро.);
- сцена, в которой агент Смит расстреливает Нео (https://new.vk.com/video197078081_456239048) (Морфеус говорит только два слова «не верю». В сравнении с предыдущими сценами, в этой Морфеус удивлён, что говорит о неполноте его знаний, в отличие от Пифии, знания которой стоит рассмотреть отдельно.);
- сцена, в которой Нео воскресает (https://new.vk.com/video197078081_456239049) (Морфеус здесь не при делах. За кадром остаётся прорицательница, предсказавшая что-то Тринити, которая великолепно исполнила роль реаниматора.).
На основании показанных сцен можно сделать следующие выводы:
1) Морфеус способен предугадывать будущее;
2) Тринити не понимает ничего и считает Морфеуса всезнающим;
3) Морфеус не всегда способен предвидеть;
4) Нео не задумывается о причинах способностей Морфеуса.
Даже если все эти тенденции являются случайностью и не связаны единой идеей авторов, они могут быть результатом других явлений, суть которых мало изучена. В любом случае фильм «Матрица» представляет собой совокупность отсылок к истинно научной картине мира.


Рецензии