Назад в будущее

Это завершающая глава  из книги "СУД ИСТОРИИ"

       Но все-таки что же нам предстоит создать, каким должен быть наш прогресс, чтобы продолжить нашу земную жизнь во вселенной? Где главная опора для движения человеческого прогресса? Несомненно, это семья.
«Семья» - говорит Морган, - «активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей». /1/

     «Если признать тот факт, что семья последовательно прошла через четыре формы и находится теперь в пятой, то возникает вопрос, может ли эта форма сохраниться на длительный срок в будущем? Ответ возможен только один – она должна изменяться по мере развития общества, точно так же как это было в прошлом,являясь продуктом определенной общественной системы. Так как моногамная семья эволюционировала за период, прошедший с начала цивилизации, и особенно заметно в современную эпоху, то можно, по меньшей мере предполагать, что она способна к дальнейшему совершенствованию, пока не будет достигнуто равенство полов. Если же моногамная семья в отдаленном будущем окажется неспособной удовлетворять потребности общества, то невозможно заранее предполагать какой характер будет иметь ее преемница». /1/
 
      Невозможно вполне предполагать какими должны быть те изобретения, которые в своем влиянии на развитие семьи и, прежде всего, на новые признаки индивидуумов рождаемых этой будущей семьей. Но мы вправе высказать надежду, следуя Циолковскому/3/, что совершенствование человека должно стать более интенсивным, чем это возможно в результате естественной эволюции, даже с учетом влияния разовых и циклических мутагенных факторов, а также влияния его мыслительной деятельности. Но для того, чтобы все это осуществить, на все это нужно время, а ведь каждый прожитый день на земле увеличивает нашу прошлую историю, но при этом отнимает время у нашей будущей истории.
 
      Мы в праве предполагать, что срок жизни нашей будущей планетарной истории еще велик, но мы неумолимо приближаемся к той поворотной точке, когда история земной цивилизации начнет развиваться по нисходящей линии.(2) 
На что мы в праве надеяться? Какой ресурс для увеличения источников существования нам остается? Как продлить, возможно, дольше время пребывания на Планете Земля нашей цивилизации? Если последовательно использовать идеи Моргана и на их основе по-прежнему считать, что главным источником расширения источников существования человеческого общества являются изобретения, которыми сможет воспользоваться человечество и эти изобретения должны вывести человечество в космическое пространство и найти там дополнительные источники развития. Но это возможно лишь в том случае, если наши изобретения, применяемые на планете Земля, по своему содержанию и могуществу будут превосходить те, которые мы раз за разом начинаем использовать для освоения космического пространства по плану, некогда начертанному Циолковским, и, впоследствии, превосходя его. Но почему? Разве недостаточно того, что бы наши космические посланники были вооружены самыми совершенными изобретениями, и разве не будет правильным направить в космос все лучшее, что создано на Земле? Нет! И еще раз нет! Надо помнить, что, возникнув, человек получил от природы для осуществления исторического процесса семью для воспроизведения собственной жизни, самого себя – творца истории и самый прекрасный и совершенный космический корабль, который называется Планета Земля. Земля — это несметное богатство, бесценное сокровище, которое вот уже миллиарды лет мчится во вселенной. На этом корабле есть все для жизни: моря, леса, горы, богатства недр. Да, что там, все не перечислишь, но нужен еще и человек, чтобы сделать жизнь своего главного космического корабля как можно более длительной, а для этого он должен сделать своё пребывание на Земле предельно совершенным. Давайте помечтаем и попробуем представить себе, что для этого всем нам придется сделать, какого масштаба изобретения нам для этого потребуются.

       А что будут означать теоретические рассуждения о будущем с точки зрения исторической науки, основанные на анализе развития изобретательства? История это не только прошлое, которое приходит к нам в виде многочисленных исследований от различных наук, его изучающих, история, законы  которой раскрытые при исследовании прошлого, должна открыть нам пути развития будущего. Последовательно применяя принципы понимания исторического процесса Л.Моргана, мы должны и при анализе будущего исходить из необходимости добиваться сохранения имеющихся источников существования и создания новых.

        Теперь уже осмыслена астероидная опасность для земной цивилизации, поэтому в космосе потребуется соорудить станции дальнего космического обнаружения космических странников-астероидов, оснащенные средствами уничтожения этих космических тел. Наращивая энергетические ресурсы, человек окружит землю энергетическими установками, использующими энергию солнца и доставлять эту энергию с помощью лазерных систем для использования непосредственно на земле. Еще более мощные орбитальные станции будут сооружены вокруг солнца. Это не только даст дополнительную энергию для деятельности на Земле, но эта энергия в концентрированном виде может быть использована для разгона космических кораблей, покидающих нашу солнечную систему…, чего только не откроет нам наше будущее, как далеко будет простираться Ноосфера, сфера действия человеческого разума? Человек уже замахнулся на создание, в ближайшем будущем, на планете Марс первых поселений.
    
        В.И. Вернадский, разрабатывая концепцию Ноосферы, назвал ее сферой действия человеческого разума. С моей точки зрения разум человека устремляется туда, куда ему открывают путь созданные изобретения. Наверное, здесь ключ к решению проблем. Рассматривая развитие техники на примере ее влияния на окружающую природу по итогам войн ХХ века, В.И. Вернадский увидел в технике могучую планетарную силу, уделяя внимание той разрушительной роли, которую она сыграла. Но гений Вернадского состоит в том, что он увидел в возможностях техники также огромный ресурс позитивного влияния и возможного гармоничного сочетания деятельности человека и естественного течении природных процессов. Он надеялся, что, овладевая новыми техническими достижениями, человечество сможет преодолеть не только негативные моменты взаимодействия человека и природы, но и вызвать к жизни процессы, преодолевающие угасания Земли как планеты, несущей на себе человеческую цивилизацию.   
 
       Но пока мы должны признать, что слишком многие формы нашего богатства в сферу нашего разума не вошли. Если мы не сможем жить в гармонии с природой, то она сама отнимет у нас те богатства, которые в избытке нам выделила; отнимет пожарами, наводнениями, паводками, засухами, суховеями, изменениями в климате, и.т.д. Нам же предстоит и в рамках Земли создавать условия для расширения материальных ресурсов непосредственно на планете Земля. Сможет ли человек, создавая все более совершенные изобретения, приближая их по своему значению к спонтанным силам природы и даже превосходя эти силы, сделать развитие Земной цивилизации необратимым, исключить нисходящую линию исторической эволюции.
Возможно, человек научиться искусственно возбуждать в земных недрах процессы образования месторождений полезных ископаемых (ведь если геология – это наука, то мы имеем дело с законами, и если мы осуществим изобретения, которые вполне воспроизводят условия действия геологических законов, то они смогут реализоваться во всех своих компонентах). Мы надеемся, что деятельность человека будет экологически безопасной, удастся создать технологии захоронения токсичных и радиоактивных отходов, предсказывать природные катастрофы и противодействовать им. Если человек научится регулировать во времени исторические процессы развития своей планеты, то тогда ему удастся воздействовать на природные процессы развития других планет: ускорять их развитие, если по своему состоянию они еще не созрели, и на них еще не возникли условия для организации жизни. Справедливо и обратное: возможно создание изобретений, которые позволят, наоборот, замедлять процессы угасания планет, что бы условиями уже организованной  жизни можно было бы пользоваться, возможно, долго. Ведь только в нашей солнечной системе есть три планеты земной группы Венера, Земля и Марс, находящиеся на разных стадиях своего планетарного исторического развития. Вряд ли можно считать, что другие солнечные системы устроены по законам принципиально отличным от тех, которые лежат в основе сущности нашей солнечной системы. Поэтому большой ошибкой следует признать такой подход исторической науки, когда история земной цивилизации рассматривается как чисто планетарное явление. Наша история никогда не была ограничена рамками нашей планеты. Это мы были ограничены ресурсами своих изобретений. Но природа постоянно открывает новые цели, и человек достигая их, в своих изобретениях, постепенно увеличивает свое ответное воздействие, обретая свою власть над ней.
          
         Что бы вписать историю Земли в космическую историю, человек с необходимостью должен выйти в космос и осваивать космическое пространство. Космос раскроется не только дополнительным источником существования для земной цивилизации, но пространство для реализации исторического процесса. Что бы это произошло, человек не только должен создать и реализовать огромную массу новых технических изобретений, как на Земле, так и для освоения космического пространства, он должен обрести новое социально-биологическое качество. В самом деле: чтобы осуществлять свою деятельность на Земле человеку достаточно иметь срок жизни около 100 лет. За это период он должен произойти на свет, родиться, для начала, потом вырасти, получить образование, сформироваться как личность, создать свою семью, реализоваться в обществе. Пройти свой путь, в рамках своей индивидуальной судьбы, осуществить свою индивидуальную линию прогресса и уйти из жизни. Мы уже не можем не считать жизнь каждого человека как самостоятельную линию исторического развития.  Возможно, кто-то сумеет прожить больший срок ну, скажем, 150, 200 лет. Но все равно это удивительно мало, когда речь идет об организации жизни в «космосе», во вселенной. Что бы осваивать галактики, осуществлять взаимодействие между планетарными цивилизациями, находящимися даже в одной галактике, человек должен научиться жить тысячи лет. Человек должен всему этому научиться, и лишь тогда выйдя в «космос» мы сможем приблизиться к пониманию того, кто мы, что мы должны, и зачем мы.

       Но ведь может так получиться, что в рамках того времени, которое отведено природой для существования земной цивилизации мы не успеем ничего этого сделать, и что тогда ждет нас? Бесследное исчезновение.
Но все-таки что же нам предстоит создать, каким должен быть наш прогресс, чтобы продолжить нашу земную жизнь во вселенной? Где главная опора для движения человеческого прогресса? Несомненно, это семья.
Когда во многих спорах и обсуждениях приходиться, порою, слышать вопрос: «Зачем возник человек, зачем Бог ли, природа ли  создали человека?»  Я всегда даю один и тот же ответ: «Боги создали человека для того, чтобы он – человек - создал Богов!» Созданные человеком Боги должны будут покинуть нашу Землю, возможно, для того, что бы найти в «космосе» еще одну, а может быть несколько планет пригодных для жизни и даже перенести туда часть созданного на Земле. Быть может, им удастся найти уже обитаемую планету, где уже зародилась разумная жизнь и тогда они действительно явятся Богами к тем людям, которых они там встретят. А может быть и мы продолжаем чей-то путь, когда-то встретив посланников других миров, назвав их Богами и поклоняясь им.

     Все - есть след чего-то, само оставляющее следы.

Вот здесь с особой силой проявляется мощь Моргановской концепции понимания истории, ведь даже религиозный миф, и божественное толкование возникновения жизни на Земле, и все его рассмотрения об огненных колесницах, о небесном спасении, и вознесениях, - все находит свое место в многообразии переплетений изобретательских линий развития.
 
      Столкновение изобретательских линий развития различных планетарных цивилизаций достаточно полно раскрывает К.Э. Циолковский и, в частности, пишет:
 «Миллионы миллиардов планет намного старше Земли, и потому их животные достигли зрелости, которой достигнем и мы через миллионы лет ожидающей нас жизни на Земле.
Зрелость эта проявляется в совершенном разуме, глубоком познании природы и техническом могуществе, делающим для обитателей космоса доступными иные небесные тела.
 
Разум говорит этим существам: недолжно быть несовершенства и страданий во вселенной, иначе мы сами будем страдать и подвергаться этому несовершенству и злу. И вот, зрелые существа на всех планетах, благодаря своему техническому могуществу, водворяют всюду истину, знание, радость и силу. Они не дают мучиться сотни тысяч лет материи, чтобы постепенно достигнуть зрелости в образе высших существ. Эволюция отвергается как длинный страдальческий путь и заменяется размножением уже готовых совершенных организмов и распространением их на планетах». /3/
 
    «Если считать богом некое разумное существо, подобное человеку, но несравненно более могущественное, то тогда уже речь пойдет о богах, ибо этих необыкновенных, высоких животных во вселенной много, при том самых разнообразных рангов.
Например, и на Земле есть необыкновенные люди, так называемые мудрецы гении ученые. Они были и в прошедшие времена. История указывает нам на них. Сравнить со средними людьми их невозможно, так как их дела были необычайно велики. Дела их были бессмертны и приносили, и приносили неумирающие, вечные, нескончаемые плоды. Возьмем в пример Ньютона, открывшего всемирное тяготение, Лапласа, объяснившего систему мира, изобретателей паровых машин, дизелей, турбин  и.т.д. Разве они не оставили неугасимый след, не живут среди нас, и не пользуемся ли мы их не иссякающим никогда гением.

     Но человечество идет вперед. Из мертвой материи получились одноклеточные вещества, из них растения, … животные все более и более сложные и хитрые. Так дошло до человека. На нем, однако, природа не останавливается, …. От него произойдут более совершенные существа.
Высший человек может получить более крепкое здоровье, долголетие, совершенный ум, техническое могущество и проч., всего ни предвидеть, ни вообразить нам нельзя.
Вот Вам бог с этой точки зрения». /3/.

      Рассматривая суждения Циолковского, как столкновение исторических линий развития разных цивилизаций начинаешь понимать, что исторические теории Моргана надо бы соединять именно с философскими взглядами Циолковского и философией русского космизма в целом. Здесь они более уместны, чем во взаимодействии с марксизмом, и образуют единую картину истории, в том числе и её переход в космическую эру. Но не будем слишком строгими к К. Марксу и Ф.Энгельсу, в своё время они не могли этого осмыслить сделать, так как тогда не было известно технических принципов для понимания возможности освоения космоса, хотя в какой – то степени книга «Диалектика природы» ззадуманная Энгельсом и судьба Земной цивилизации им была осмыслена, да и книга "Диалектика природы" всё-таки удалась. 

       Как бы там ни было, нас ждут великие времена, великие свершения, новые задачи. Цели, которые нам предстоит достичь, мы найдем в природе, но лишь в своих изобретениях мы обретём власть над ней.  Все есть в природе: моря, леса, планеты, космос, но нужен в ней еще человек, чтобы что-то сделать. 
          
1. «Древнее общество», Л.Г. Морган, стр. 278 – 300, Ленинград, 1934г. См. так же Архив К.Маркса и Ф. Энгельса т. IХ, стр. 21, 28.
2. "Диалектика природы", Ф. Энгельс (Введение)
3. К.Э Циолковский, «Очерки о вселенной», Издательство Проблемного Автономного Института Международного Сотрудничества, 117419, Москва, Орджоникидзе, 3, 1992 год. Стр. 215, 217.
               
                ****

         В заключение хотел бы выразить свою благодарность доктору политологии, профессору Бостонского университета г-ну Гордону Хану за обширные дискуссии по проблемам философии истории, социологии, политологии, а также за многолетние попытки найти труды Л.Г.Моргана.
         
       Хочу также высказать слова благодарности доктору биологических наук г-ну В.Б.Решетову   за проведенный анализ эволюции в природе и ее последующее перерастание в изобретательский процесс, и ряд ценных советов, касающихся анализа природных изобретений, а также влияния изобретений на процесс эволюции человека.

       Особо хотел бы отметить благодарностью моего учителя философии кандидата философских наук С.В. Сосковца за положительную оценку замысла книги и рецензирование первой версии.
      
        Также выражаю благодарность члену - корреспонденту АНСССР Л.Н. Овчинникову, в восьмидесятые годы прошлого века председателю КЭПС (Комиссия по эксплуатации производительных сил), за обширную дискуссию по вопросам роли изобретений для возбуждения процессов искусственного рудообразования и предложенные им примеры подобного рода процессов, вызванных антропологическим фактором.
      
         У меня просто нет слов, чтобы высказать благодарность моему отцу, великому геологу, доктору геолого-минералогических наук Вольфсону Файтелю Иосифовичу, который искренне вдохновлял меня при написании книги, лично редактировал её содержание, в чем опирался на свои глубочайшие философские знания.    


Рецензии