Православие и светское образование

       Очень часто, в научной и публицистической литературе, описывающей христианство, можно встретить выражения, которые, по мнению авторов, характеризуют его «суть»:  «Христианство проповедует презрение к земной жизни, к человеческому телу как сосуду греха и соблазна» [4. c. 30].  Можно продолжить эту мысль и сказать что христианство против образования и культуры вообще, коль оно проповедует презрение к земной жизни. Кстати, вышеприведенная цитата из учебника, который имеет гриф: «Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для высших учебных заведений». Подобных цитат можно привести множество, и все они основаны на стойких стереотипах обыденного сознания о связи «учености» и греховности, о крайне негативном отношении христианства к образованию и т. п. Некоторые в своих обвинениях христианства доходят даже до того, что приписывают ему враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу, но все они ясно показывают, что их авторы совершенно не понимают христианского отношения к миру, к человеку, к наукам и к образованию вообще.
       Сразу оговоримся, что под христианством мы будем разуметь Восточную  кафолическую веру, неповрежденно сохранившую Благую Весть Христа до наших дней. Западное, католическое богословие нами не будет приниматься в расчет, в силу утраты им идентичности богословию «единой Святой, Собороной и Апостольской Церкви», от которой они отпали в 1054 г.
       Чтобы понять, как вообще христианство относится к «учености» (образованию), стоит обратиться к высказываниям на эту тему и к жизнеописанию лучших представителей Православной Церкви – ее святых. В качестве бесспорных примеров возьмем жития самых известных, великих святых, учителей православного мира.
      Святитель Василий Великий. Обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины – центр классического просвещения. После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями. «Василий настолько увлечен был науками, что часто даже забывал, сидя за книгами, о необходимости принимать пищу» [2,  c. 17].  Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, – «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы» [8]. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном – в учении... Нам известны были две дороги: одна – к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая – к наставникам наук внешних» [8].
       Можно возразить сказав, что он все эти науки изучал до принятия христианства, а потом, крестившись, понял всю их пагубу. Но будущий святитель происходил из известного рода славившегося не только знатностью и богатством, но и «дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана  должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика» [8]. Так что его родители, христиане, не побоялись отдать его в учение.
       Святитель Иоанн Златоуст. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и все силы посвятила на воспитание сын. Научив его основам христианской веры, она отдала его софисту Ливанию и философу Андрагафию для изучения красноречия и философии. Когда же Иоанну исполнилось восемнадцать лет, он был отправлен в Афины, для усовершенствования своего обоазования. «Обучаясь здесь, Иоанн вскоре превзошел премудростью своих сверстников и многих философов, так как он изучил все греческие книги и науки и сделался мудрым философом и красноречивым оратором» [1, с. 311].
       Святитель Григорий Нисский. Был младшим братом святителя Василия Великого. В детстве его воспитанием занималась та же благочестивая бабка его Макрина, которая учила и святого Василия, а начальные знания по грамматике и риторике он получил от своего отца. После смерти отца, когда ему исполнилось двенадцать лет, он стал брать уроки у кесарийских наставников красноречия. Знания, приобретенные им в языческой школе Кесарии, впоследствии были им самостоятельно углублены, восполнены самостоятельными научными занятиями. Помогали ему в этом и уроки святого Василия Великого, которому Григорий, по его словам, был очень многим обязан. «При своих природных дарованиях и прилежании в изучении наук святой Григорий с успехом изучил риторику и философию, и готовил себя к званию светского оратора, (преподавателя риторики)» [2, с. 292-293 ].
       Святитель Григорий Неокесарийский. Григорий «изучил хорошо законы и тогдашний язык законов – латинский, и решился, наконец, ехать в Рим, чтобы там более ознакомиться с римским правом… юношей, изучал в Александрии философию и врачебное искусство» [1, с. 445].
       Святитель Григорий Палама. Его семья во время турецкого нашествия  бежала в Константинополь и нашла там приют при дворе императора Андроника II Палеолога. Здесь Григорий стал крупным сановником, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в его воспитании и образовании. «Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности» [9].
       Святитель Амвросий Медиоланский. Он родился в богатой и знатной семье римского наместника Галлии. Получил, какое только можно по тем временам, лучшее юридическое образование. «Изучив искусство красноречия, Амвросий стал и сам известным оратором. Затем, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмили» [7].
       Святитель Григорий Двоеслов. Он происходил из древнего патрицианского рода, в котором были христиане и даже святые. Получил блестящее светское образование, и его ожидала блестящая государственная карьера. «С детского возраста полюбив чтение книг, он впоследствии стал славным ученым и ритором» [3, с. 276].
       Преподобный Максим Исповедник. Родился в семье высокопоставленных и благочестивых родителей. Получил глубокое научное образование, изучал философию, грамматику, риторику, хорошо знал древних авторов,  основательно изучил философию, в совершенстве знал богословие.  «Он, достиг высшей славы своею мудростью и был уважаем даже в царских палатах. Царь Ираклий, видя его разум и праведную жизнь, почтил его, помимо его воли, званием первого своего секретаря и включил его в число своих советников. Преподобный Максим пользовался любовью и уважением среди придворных и был весьма полезен всему царственному городу» [2, с. 681].
       Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, Вселенский Отец и Учитель Церкви. Он родился в христианской семье знатного рода. Его отец был епископ Назианза. Получив начальное домашнее образование, Григорий, желая усовершенствоваться в ораторском красноречии,  отправился  сначала  в Кесарию  Палестинскую, которая в то время славилась школами и ученостью. Там он имел учителем ритора Феспесия. Затем он перешел в Александрию, и, наконец, Григорий отправился в Афины, где изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Впоследствии об этом времени он писал так: «Афины – обитель наук, Афины для меня подлинно золотые и доставившие мне много доброго» [11, с. 611]. Шесть лет провел он в Афинах. Его учителями были известные языческие риторы Гиморий и Проэресий, там же Григорий познакомился с трудами Платона и Аристотеля. «По завершении образования святой Григорий оставался некоторое время в Афинах и преподавал красноречие. Он прекрасно знал языческую дохристианскую философию и литературу» [10]. 
       Этот список можно долго продолжать. Отметим, что почти все вышеприведенные учителя церкви и великие святые были епископами, и что они оставили большое богословское наследие, среди которого есть замечательные слова святителя Григория Богослова, лучше всего характеризующее его отношение (и не только его, а христианства вообще), к «учености»: «не должно унижать ученость, как рассуждают о сем некоторые, а, напротив того, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве» [11, с. 609].
      Как мы видим из вышеприведенных примеров, да и вся христианская история, показывает, что  великие святые, стоявшие во главе христианской Церкви того времени были люди широко образованные и в совершенстве владели современными им науками. Вместе с тем, не стоит и впадать в другую крайность, полагая что христианство во всей его полноте постигается только «учеными» людьми. Нет! Апостолы почти все были простыми рыбаками. Мы лишь хотим показать отношение к «учености» великих святых и вселенских учителей. Что светское образование  ими отнюдь не отрицается, и оно никак не является препятствием для принятия Христа. Ко Христу можно идти или путем Вифлеемских пастухов или восточных волхвов. И как мы видим, Святые Отцы изучали не только естественные науки, но и философию, риторику, поэзию и литературу. Они признавали высокое значение общего классического и гуманитарного образования, считая его лучшим благом, высшим украшением человека. Святитель Григорий Богослов в надгробном слове святителю Василию Великому в особенную заслугу вменяет то, что он в совершенстве овладел всей полнотою современного ему образования, и резко отзывается о невежестве тех, которые думали, что христианам не нужна и даже опасна внешняя (нехристианская) ученость.
       По мнению Святых Отцов, образование служителей Церкви способствовало возвышению авторитета Церкви в глазах общества не только христианского, но и внешнего, языческого. Святитель Иоанн Златоуст говорил в одной беседе: «Если кто (в христианской Церкви) блестит своим красноречием, язычники славят не только его, но и всю Церковь. Они говорят не только то: это удивительный муж, – но и то: христиане имеют удивительных учителей» [6, с. 10].
      Эта святоотеческая мысль – о необходимости светского образования, –  нашла отражение в Социальной концепции Русской Православной Церкви: «Христианская традиция неизменно уважает светское образование. Многие отцы Церкви учились в светских школах и академиях и считали преподаваемые там науки необходимыми для верующего человека. Святитель Василий Великий писал, что «внешние науки не бесполезны» для христианина, который должен заимствовать из них все служащее нравственному совершенствованию и интеллектуальному росту. По мысли святого Григория Богослова, «всякий имеющий ум признает ученость (paideusin – образование) первым для нас благом» [5, 113].

Список использованной литературы

1. Димитрий Ростовский, митр. Жития святых. В 12 т. – M.: Синодальная типография, 1906. Т. 3. – 1906. – 832 с.
2. Димитрий Ростовский, митр. Жития святых. В 12 т. – M.: Синодальная типография, 1906. Т. 5. – 1906. – 982. с.
3. Димитрий Ростовский, митр. Жития святых. В 12 т. – M.: Синодальная типография, 1906. Т. 7. – 1906. – 828 с.
4. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Высшая школа, 2000. – 368 с.
5. Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви. – Москва, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2001. – 128 с.
6. Певницкий В. Образование отцов-проповедников IV века // Труды Киевской Духовной Академии. – Киев, 1892. – 334 с.
7. Святитель Амвросий Медиоланский // Православный календарь / Православие.Ru. URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6403.htm (дата обращения 07.11.2015).
8. Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской. Вселенский учитель // Православный календарь / Православие.Ru. URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life135.htm (дата обращения 07.11.2015).
9. Святитель Григорий // Православный календарь / Православие.Ru. URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life2538.htm  (дата обращения 07.11.2015).
10. Святитель Григорий Богослов // Православный календарь / Православие.Ru. URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life304.htm (дата обращения 07.11.2015).
11. Творения иже во святых Отца нашего Григория Богослова Архиепископа Константинопольского. В 2-х т. – Санкт-Петербург: Издательство П.П. Сойкина, 1912. Т. I. – 1912. – 680 с.

Статья опубликована в сборнике: «…Где Дух Господень, там свобода». Научное издание. Материалы ХI Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения» 11-12.12-2015. – Липецкий государственный педагогический университет, 2016. c. 68-69.


Рецензии