III. Епистолево

  Впоследствии всего того, что произошло и было связано с этим стариком, годы спустя получил я дневник с записями его, и столько всего было в них, что я не мог сразу понять весь смысл слов. Самая первая запись потрясла меня своей естественностью :
  “Положим, что среди животных устроена гонка. Встает вопрос: кто станет первым: гепард, лошадь, человек или черепаха? Люди не думающие скажут, что, конечно же, первым будет гепард, ведь, набрав скорость 100 км в час, он обгонит всех, но стоит нам перейти от бесконечно малых расстояний к бесконечно большим величинам, скорость его останется огромной, но только на бесконечно малом расстоянии, а путь его будет настолько коротким, что не будет возможности у него достигнуть финиша, ведь гепард не так вынослив как лошадь. Он устанет, выдохнется, скроется в тени.
Лошадь же, развивая скорость 70 км ч, перейдя на быстрый галоп, пройдёт гораздо большее расстояние, но путь его, однако, будет короток в сравнении с дистанцией гонок. Сначала проскочит она минут 10 галопом, и даже если ее подгоняет самый жестокий наездник, она рано или поздно перейдет на рысь, а потом на шаг, пока не сдохнет от перегрева.
  А затем этот потный труп догонит и обгонит черепаха, и дойдет она до финиша быстрее гепарда и лошади, потому что не спешила и шла спокойно. А шла она таким образом лишь затем, что только так и умела и не мыслила, что жить можно по-другому.
  А лошадь скакала так и сдохла потому, как не знала других команд, кроме команд человека, сидящего на ней, и стремилась она к близкой цели, поставленной ей наездником. Не знает лошадь, насколько далек финиш, и не может рассчитать сил - вот и подыхает.
  Гепард же бежит, потому что видит перед собой близко-близко жертву, и мчится, тратя силы на мнимую цель.
  А у человека, однако, есть выбор: гнаться за искусственной целью, созданной силами разума (а точнее неразумности), как гепард, и, выдыхаясь, прятаться в тень; в меньшей степени, чем гепард, мчаться за целью, поставленной сверху, как лошадь, и погибать чуть дальше остановки хищника; или ползти, как черепаха, мало-помалу продвигаясь к истинной цели.
Так и в жизни; человек встаёт перед выбором: либо стремиться к ложной цели, либо быть слепым рабом стоящих выше, либо быть самим собой и идти со своей естественной скоростью.”


Рецензии