Монтении 7

-    Стилистика Сартра. Смешивание громоздких философских умозаключений с лёгкими, почти бутафорскими выражениями типа "наши бравые солдатушки", "молодая бабёнка" и т.п.
      Сартр функционален. Его фраза сознательно рушит пропорции, она нарочито ассиметрична. Глубокая рефлексия вперемешку с сочным простонародным словцом, которое и бесстыже и гротескно одновременно. При этом невольно создаётся впечатление чего-то уродливого в своей рафинированной непропорциональности: гигантский рахит с малюсенькой приплюснутой головой.

-    Россияне всегда драматизируют своё положение в мире. Они упорно настаивают на несправедливом к себе отношении. Это поднимает их в собственных глазах. С одной стороны они как бы против, а с другой - жутко этим гордятся. Все против них - большое подспорье для их национальной гордыни. В этой парадигме они чувствуют себя как рыба в воде. Происходит бессознательная героизация своего места во всемирной истории.

-    Национальная идея России: догнать, наконец, америкосов и сунуть им под нос идеальную радиоактивную фигу.

-    Если Европа, которую мы сегодня знаем, архитолерантная и плюралистическая Европа, не выдержит и падёт, то я уверен, что наши потомки, лет через пятьдесят, будут вспоминать о ней, как о чём-то розовом нежном и утопическом. Я почему-то не хочу чтобы это нежное и утопическое было стёрто с лица земли. Мне его будет жалко, уже сейчас я о нём тоскую.

-    СССР и Вселенная. Главная разница в отношении к космосу между СССР и капстрананами заключается в пафосе. В СССР относились к нему с большой долей картинного вдохновения, торжественно, в Америке - более буднично, более просто, как к хорошему, но дорогому товару в скобяной лавке. Для СССР это радостный прорыв в будущее, для Америки естественный шаг капитала, сулящий немалые барыши. Советский человек говорил о космосе в приподнятой интонации, восторженно, даже несколько аффектировано, американец - со скукой клерка, которому предстоит ещё один долгий трудовой день. Советский человек видел себя героем шагающим по планетам, а американец - прежде всего финансовую дыру в бюджете и риск капиталовложений: это разница между романтизмом и реализмом, между возвышенным и прагматичным, между сладким и горьким.

-    До второго майдана Украина это не страна, а скорее проект удельных олигархов. И, как каждый проект, он был создан, чтобы "срубить поболе бабла". До недавнего времени Украина была даже лишена собственных национальных черт, ибо всё, что выходить из рук олигархов носит весьма схематичный, квазинациональный характер.

-    В зрелые года человек старается угодить в резонанс с детством, то бишь ухватить ускользающую радость за хвост, ту радость, которая с возрастом становится всё менее реальной и возможной. Инфантилизм - попытка вернуть своей жизни прежний позитив и харизму. Иногда это осознанный выбор - хвататься за детство, за весёлую солнечную соломинку.

-    Дороги, которыми ходить серьёзность, окроплены кровью. Человеку весёлому гораздо тяжелее обманывать, жадничать, убивать. Смех не располагает к порядочности, это было бы слишком просто, но в отличии от серьёзности взывает более к чувствам чем к холодному разуму.

-    Иногда до инфантилизма нужно дорасти, дозреть, дострадать. Не каждый может до него дотянуться, у некоторых руки слишком коротки. Я знаю людей, которые родились непроходимо взрослыми, даже в юном возрасте они щеголяли окладистой патриархальной бородой.

-    Женщина, как правило, никогда не страдает инфантилизмом. Более того, она терпеть не может инфантилизма в мужчине, не без основания считая его чем-то исконно враждебным своей природе и настаивая на чрезмерно выпячиваемом чувстве долга и ответственности. Женщина с рожденья взросла и серьёзна, даже в пороке.

-    В силу того, что инфантилизм умаляет всякое корыстолюбие, женщина его принципиально не приемлет, он претит женщине со вкусом - он ей не к лицу. Это чуждый ей стиль.

-    Мысли Камю не хватает полутонов, пластичности, переходов, изгибов (всего того чего в избытке у Сартра), ей свойственна благородная прямота. Она вся на солнцепёке, под перпендикулярными лучами светила. Её время - это время, бьющего прямой наводкой, полдня, когда невозможно спрятаться в кармане тени. Мысль Камю плохо работает на изгиб, она очень ограниченна в своих конструктивных возможностях. Как строительный материал, из неё возможно соорудить только впечатляющие классические храмы древней Греции с их обилием прямых линий, золотых сечений и простых гениальных пропорций. Мыслям Камю неведома сводчатая арка. Эта мысль дорическая в своём основании, она ни с чем и ни с кем не кокетничает и теряется в местах полных игры света и тени. Только под солнцем, в зените она чувствует себя на своём месте.

-    Сартр не терпит прямизны и хрестоматийных греческих пропорций, он подкожный враг Эллады. Идеальная простая линия, слишком простая, она вызывает у него изжогу. Он приемлет античность только в её декадентском римском варианте. Всё близкое к совершенству его раздражает. Сартр гуттаперчив, словно девушка-подросток, его мысль обладает кошачьей грацией, она вожделеет тени, где можно блистать во всей своей грациозной неоднозначности. Она - циркачка, ибо предпочитает не устойчивость, а перманентное балансирование на краю, солнечная статуарность ей чужда.

-    Раздвоенность России. Во многом эта раздвоенность России между Западом и Востоком номинальна и чисто умозрительная, поскольку касалась она, прежде всего, тоненького верхнего слоя аристократии и интеллигенции. Раздвоенность эта никогда не уходила в глубь, не достигала дна; придонная глыба российского народа не знала этого раздвоения, она никогда не страдала страстями и хворями, присущими субтильным господам, она всегда оставалась цельной, оставалась собой, на своей собственной стороне и эта сторона, в сущности своей, более азиатская чем европейская.

-    В сегодняшней Украине дело обстоит иначе, украинская раздвоенность не номинальна; трещина между Западом и Востоком по Украине проходит на всю глубину народной толщины. Западная Украина имеет прямое и самое непосредственное отношение к Европе, она Европа по духу. Так называемые "бендеры" в априори были чужды подавляющей массе московского государства, это инородное тело и отсюда их обоюдная нетерпимость и враждебность по отношению друг к другу. Кстати сказать в Российской и Советской империях всё имеющее прямую духовную связь с Западом и замешенное на истинно европейской закваске, относилась крайне враждебно к России и россиянам, как к носителям чуждого им духовного зерна - это Прибалтика, это Польша и это Западная Украина.

-    Украина, как проект Восток-Запад гораздо более противоречивый и сложный чем Россия, где все эти противоречия более привнесены извне, опущены свыше, во многом притянуты за уши и при том носят скорее философский характер. Для Росси проблема Европа или Азия - проблема чисто теоретическая, для Украины она существует в более насущной практической плоскости. Украина привнесла в эту дилемму свою кровь и свою плоть, она вдохнула в неё реальную жизнь, вывела из прокуренных кухонь на свежий воздух бытия, для украинцев она носит сугубо прикладной характер, для них она существует не только в голове, вернее, не столько в голове сколько в реальных действиях. Для украинцев это будни, для россиян  - досужие разговоры, трёп на отвлечённую тему. Если всё получиться, то именно Украина даст тот комбинированный сплав между долго отторгавшими друг друга алхимическими элементами Европы и Азии.


Рецензии