6. 4г. Немецкий реализм XIXвека. Менцель, Лейбль

6.4г.Немецкий реализм XIXвека. Менцель, Лейбль

Другим ответвлением немецкого романтизма является романтический историзм.
Первое место здесь принадлежит Адольфу Менцелю (1815—1905.1895), живописцу и графику, мастеру исторических, жанровых композиций и пейзажной живописи. В сущности, в творчестве Менцеля сказались и лучшие традиции романтиков «назарейцев», с их любовью к немецкой истории, к отечественному прошлому, к легендам и сказкам.

Германия привнесла свои усилия и значительные плоды в развитие реалистического искусства середины и второй половины столетия. Все это прекрасно выражено в огромном труде Менцеля, посвященном Фридриху II, в виде 400 иллюстрациях к «Истории Фридриха Великого». На одной из них изображён «Король Фридрих II с супругой и королева-мать (на заднем плане) перед двором», на другой – «Фридрих II перед строем солдат», -везде король изображён с большой любовью.

Не только в графике, но и в живописи Менцель посвятил целую серию картин Фридриху II. Эта серия изображает быт, интимную жизнь короля. Например, на картине «Концерт в Сан-Суси.1852» художник с большой симпатией изображает своего героя играющим на флейте, явно идеализируя его образ, как, впрочем, и в других работах.

 Пейзажи и особенно многочисленные этюды Менцеля (и тут он идет вслед за Рунге) приближают немецкую живопись к проблеме пленэра. На картине «Железная дорога Берлин-Потсдам.1847» показан вид пыхтящего паровоза на фоне окрестностей. Как это далеко от Фридриха.

В 1860—1870 годы Менцель все чаще обращается к современным темам: городская и деревенская жизнь, парижские улицы, гуляющая толпа, придворные празднества и труд обыкновенных людей. Среди картин последней темы особое место занимает «Железопрокатный завод.1875» —одно из первых изображений труда пролетариев в искусстве XIX века.  Признаем, однако, что в целом Менцель остается холодным и бесстрастным наблюдателем, в нем отсутствует эмоциональность и высокая одухотворенность Рунге, Фридриха или художников «назарейской школы».

В русле реалистического искусства работает и Вильгельм Лейбль (1844—1900), художник мюнхенской школы, испытавший сначала влияние реализма Курбе «Неравная пара.1876—1877», «Деревенские политики.1877», а затем французских импрессионистов с их проблемами световоздушной среды «Прядильщица. 1892». В его картинах отражена жизненность и большая пластическая сила в образах баварских крестьян, которых так любил изображать художник Лейбль.

В противоположность классицизму, возвеличившему ясную силу разума, романтики воспевали страстные, бурные чувства, захватывающие человека целиком.
 
Характерные для классицизма упорядоченные и облагороженные ландшафты сменились образами стихийной, непокорной, могучей, вечно меняющейся природы, соответствовавшие смятению чувств романтических героев, как это изображено на картине «Охотники.1890». Эта одно из поздних полотен, где Лейбль начинает тяготеть к импрессионизму. Но он не уходит в него полностью и остается верен реалистической традиции.

Вильгельм Лейбль умел привлекать к себе внимание. Вокруг него даже образовался кружок живописцев, которые разделяли его взгляды. Среди молодых почитателей-реалистов был и Генрих Трюбнер, который, как и Лейбль, в своем позднем творчестве перешел к импрессионизму.

В своей мюнхенской мастерской Вильгельм встречался с молодыми именитыми художниками. Среди них был и уже состоявшийся к тому времени французский живописец Гюстав Курбе, которого называли завершителем романтизма и основателем реализма и который заметил в молодом художнике потенциал. Благодаря ему Лейбл в будущем познакомился с Эдуардом Мане.

Много сделав для немецкой реалистической живописи, Лейбль перешагнул этот этап европейской истории искусства, став одним из основоположников импрессионизма и модерна.


Рецензии