Обида, или когда я вырасту!?

В области детской психологии я не «дотошный» специалист, но напишу свои наблюдения в отношении подростковых взаимоотношений.

Пару дней назад я был свидетелем игры в дворовый футбол в деревне между пятью ребятами. Три пацана возраста 11 лет и два родных брата 10 и 8 лет. Самый младший действительно выглядел очень мелким. Меня поразило его поведение: он старался всячески играть «по-взрослому», но против авторитета и массы особо не попрешь.  Когда старшие его постоянно игнорировали, то он выскакивал с поля и демонстративно с плачем, с дикой обидой убегал. Потом, через 10 – 15 минут, возвращался и снова вступал в игру. И так продолжалось много раз.

Меня поразили его слова: «Когда я вырасту, то вы еще увидите и пожалеете, что не обращали на меня внимание!» Его слова «увидите и пожалеете» стоят у меня в сознании.

А действительно, можно ли на обиде достичь чего-то «достойного» в этой жизни? Ведь классики психоанализа говорят, что многие обиды зарождают болезнь. Многие обиды делают человека неуверенным и закомплексованным. Но ведь история знает и другие примеры, например Стив Джобс.

По себе могу сказать, что именно обида на врача толкнула меня, 16 летнего подростка, в медицину как профессию. И это я только сегодня начинаю «вытаскивать» из себя и осознавать.
 
Вопрос: является ли обида стимулом, помощником в жизни? Или обида - это тормоз?


Рецензии