Я играю... 67. Морской лев в виде ковбоя

        Когда Яна и Андрей Шевченко решили создавать свой коллектив «Московский цирк на воде», оба понимали, что программа не будет иметь успеха без номера с дрессированными животными. Итак, пришлось Андрею, который раньше выступал как воздушный гимнаст, осваивать новый жанр циркового искусства. Вначале получил консультации у коллег-дрессировщиков. Понятно, что в цирке на воде и выступать должны животные, обитающие в этой стихии. Из семейства ушастых тюленей выбрали калифорнийских морских котиков, которые живут преимущественно в экваториальной зоне Тихого океана. А приобрести их решили в одном из европейских центров, где подготавливают животных к жизни в новых условиях, приучая их не ловить живую рыбу, а есть ту, что им даёт человек.

        Дебютировал Андрей на арене с Жанной. Когда начал с ней работать, она была еще совсем дикой — только научилась брать рыбу из рук. Имела острые зубы, особенно клыки, и могла за себя постоять. Дрессировка шла тяжело, артист часами проводил в вольере, подолгу разговаривая с Жанной, чтобы та привыкла к модуляциям его голоса и поняла, что он не представляет для неё никакой опасности, а, наоборот, готов её защитить в случае какой-то угрозы. Оказалось, что морские львы имеют довольно развитую психику и очень тонко улавливают интонации речи, а настроение человека угадывают даже по выражению глаз. Поэтому к животным нельзя было приходить разнервничавшимся или раздражённым. А каждый понимает, как нелегко всегда излучать невозмутимый покой и твёрдую уверенность в своих силах. Жанна была способной в обучении, но временами могла схитрить, чтобы не выполнять какой-либо из трюков. Первое выступление с ней нельзя было назвать удачным. Когда ластоногой партнёрше что-то не понравилось, она, к удивлению зрителей, просто нырнула в воду, и не реагировала на увещевания дрессировщика. Но со временем, Жанна почувствовала вкус к выступлениям и даже овладела уникальным трюком, который не способны выполнять другие представители этого вида: научилась не только стоять, но и ходить на задних ластах!

        Дженни такого успеха не достигла и выполняла набор более традиционных трюков — делала балансы, «аплодисменты», «салютовала» зрителям, высоко поднимая кверху ласт, выполняла пируэты, играла в волейбол. Имела свою особенность: почему-то не росла, хотя ела значительно больше других животных. Желание «подкрепиться» во внеурочное время приводило к тому, что она иногда даже нарушала дисциплину — старалась выскользнуть из вольера и добраться до ведра с рыбой. Когда морские львы находятся на суше, их коричневато-бурый мех на ощупь кажется довольно жёстким. Но в воде он не только меняет свой цвет на черный, а становится будто скользким. И этот инструмент быстрого плавания в воде Дженни использовала, чтобы выскользнуть из вольера. Добравшись до ёмкости с рыбой, она ловко съедала обед, приготовленный для трёх животных. Хвост последней рыбы, которая уже не помещался у неё в желудке и буквально свисал изо рта. Дженни так раздулась, что не смогла вернуться в вольеру тем же путём, которым она оттуда выбралась, чтобы быстро нырнуть в бассейн и не слушать укоризненных слов дрессировщика.

        Таких нарушений не позволял себе самый младший Боб. Хотя в документах было указано, что оба животных имеют возраст два-три года, их различие в возрасте можно было легко заметить: менее короткие и более мягкие, чем у Дженни, усы Боба ещё не успели достаточно посветлеть. А у морских львов тёмные усы — признак детства. Имел этот подросток довольно независимый, «мужской» характер, но быстро понял, что такое дисциплина. Когда после представления к Андрею за кулисы приходили знакомые с просьбой показать им или их детям дрессированных животных, они удивлялись, что из незапертых вольер животные без разрешения не выходят, хотя совсем недалеко стоит ведро с рыбой. Собственно, и на арене они демонстрировали выдержку — держали прямо на носу рыбку и без команды дрессировщика её не глотали, что всегда вызвало удивление публики. Боба выдержка подводила разве что тогда, когда разговор с гостями шел слишком долго, по его мнению, отвлекала внимание Андрея Шевченко от него, — тогда он начинал боком слегка толкать артиста, напоминая поэтому, что уже пора его кормить и хвалить за хорошо выполненные трюки.

        Довольно флегматичный по характеру, Боб усваивал их не так быстро, как львицы, но запоминал хорошо. Кое-что добавлял и по собственной инициативе — если шляпа, мячик или другой предмет падали в воду, он с готовностью их доставал. Андрей Шевченко знал, что трюки лучше всего усваиваются в юном возрасте, поэтому, в частности, тщательно отрабатывал с Бобом навыки балансирования. Морскому льву нужно было приобрести присущее спортсменам умение перемещать центр массы своего тела из одной точки в другую, тренировать и укреплять определённые группы мышц. Боб научился крутить кольцо на ласте, собирать брошенные в бассейн кольца, каким-то образом понимая, сколько их должно быть, ходить по барьеру, удерживая на носу мяч.

        Именно с Бобом дрессировщик решил подготовить комические номера. Морской лев превращался в уверенного в себе ковбоя со шляпой на голове и платком на шее, подпоясанного ремнём с револьверами. Ко всем этим аксессуарам он уже привык и не чувствует дискомфорта. А без них под управлением дрессировщика «играет» самовлюбленного артиста, напоминающего зрителям, что время уже ему аплодировать. Временами он «отказывается» выполнять трюк, пока его не угостят лишней рыбкой. А, кроме того, Андрей Шевченко еще и решил показывать с ним «фокус», с которым до сих пор выступали разве что артисты с дрессированными обезьянами. И, как оказалось, Боб не уступает их способностям. Ведь ему приходится мысленно считать, после какой попытки он должен выдать зрителям секрет их общего с дрессировщиком фокуса. Выглядит фокус так: артист кладёт на нос Боба мячик, накрывает шляпой, а когда через секунду поднимает её, мячик исчезает. Фокус повторяется трижды, а на четвертый раз Боб выталкивает мячик изо рта — и тайное становится явным. Дрессировщик притворяется, что ничего не случилось, и старается «уговорить» морского льва спрятать игрушку. Ну а Боб, устыдившись, прикрывает нос ластой.

        Андрей Шевченко всегда учитывает, когда его партнеру во время выступления приходится прилагать больше умственных усилий, поэтому поощряет Боба за успешное выполнение именно этого трюка не просто селёдочкой или треской, а любимой его скумбрией или горбушей. И тогда ластоногий артист понимает, что выступление было успешным.
_____________________________

На фото: Андрей Шевченко и его ластоногие артисты. Автор: Андрей Болтушкин.

Видео: "Цирк на воде" www.youtube.com/watch?v=5dEW9GGrOqA

Выступление морских львов с момента 4 мин 50 сек.


Рецензии