Коммунистическая идея

Борясь за чистоту языка,
ты приближаешь революцию.

Е. Лукин. «Манифест партии национал-лингвистов»

1.
    Что такое «коммунистическая идеология»? Это миф. Существует в природе только как медийный ярлык. Смысловую дистанцию между идеологией и идеей читатель может оценить самостоятельно, сравнив свои (медийные) представления с действительным содержанием коммунистической идеи, которое передается формулой:

     «Источником всякой собственности является труд и только труд.»

    Труд является источником собственности как материальной ценности и собственности как права. Право собственности труженика на продукт его труда является священным, так говорят коммунисты – те, который без кавычек. 
    Просвещенный читатель несомненно согласится, что официальная идеология советского общества носит остаточные черты коммунистической идеи. Но сам конкретно-исторический дискурс (воплощение) существенно зависит от экономического базиса общества. Каким он был на старте советской эпохи, такой и получилась идеология системы. Коммунистическая идея умерла в своем воплощении. Это общее правило, это закон природы, такова диалектика желаемого и действительного. Всякая благодать подвержена порче.
    С точки зрения автора, различие между идеологией и идеей измеряется дистанцией между физическим пространством цивилизации и эйдональным пространством культуры; это различие имеет характер противоположности. Коммунист без кавычек просто не мог (в советское время) не вступать в конфликт с официальной идеологией власти и самой властью, потому что выражает (на словах и на деле) интересы труженика, конфликтные с интересами правящего бюрократического класса (номенклатуры). Который класс естественно не потерпел бы коммуниста, как минимум, в своих партийных рядах. Невозможно исчислить трагедий, случившихся с людьми, воспринявшими официальную идеологию всерьез или принявших ее за «чистую монету».
    Вопреки Марксу и Энгельсу, коммунист не нуждается в «партии» – если понимать ее как партию парламентского или авангардного типа. Такие партии – инструмент власти, инструмент правящего класса; а трудовой народ, интересы которого выражает коммунист, не участвует в управлении обществом по определению.

2.
    Где заканчивается цивилизация и начинается культура? Духовные идеи вовсе не изолированы от общественной жизни, но точкой соприкосновения является индивидуальный человеческий разум; и отделить идею от идеологии возможно только в сознании человека, который неизбежно оказывается телезрителем. Рядовой труженик имеет лишь смутное, интуитивное представление о коммунистической идее – и вовсе не потому, что у нее нет четкой формулы.
    Функцией СМД как медийной («четвертой») ветви власти является подавление духовных императивов культуры, вытеснение их в подсознание, замещение системным симулякром (идеологией). Трактуемые в этой публикации «капсулирование сознания», «хищение брендов», «подпороговая конспирация», «вытеснение синонимов» – лишь ничтожная часть инструментария информационного террора. (Слово «пропаганда» давно изжило себя, утратило свое актуальное содержание.)
    В основе всякого мифа лежит абсурд. Словосочетания «коммунистическая идеология», «либеральная идеология» – это катахрезы, «красные чернила», не имеющие никакого реального содержания. И пока мы будем ими пользоваться (а мы будем ими пользоваться), мы будем обманывать себя и окружающих семантическими средствами языка. Поэтому надо ясно понимать, что это не русский язык, не английский, не турецкий и не китайский. Это «кривологика» – идеологический язык системы власти. Современный человек должен владеть хотя бы элементарными навыками синхронного перевода с официального на свой национальный. На человеческий язык.
     «Как только идее приписывается способность полностью организовать человеческую практику, она порождает соответствующую идеологию, подчиняющую практику этой идее, –  говорил Ю. Шрейдер. – Но не от лукавого ли вообще получать веру как готовое знание, а не как таинство, требующее сосредоточенности души?»    Идеология всегда официальна. Она имеет конкретно-исторический характер и неотрывна от той или иной системы или подсистемы власти. Можно говорить только о «советской» или «атлантической», или «штатовской» (не «американской», это ярлык), «западноевропейской» (не «европейской», это ярлык) идеологии. Можно говорить об идеологии «народного Китая» или «народно-демократической Кореи», но связь родовых, вневременных понятий «коммунизм» или «либерализм» с идеологией уже содержит в себе солидарную ложь всех систем власти вместе взятых, власти вообще; ложь, направленную на блокаду и цензуру духовности, духовности вообще. И «атлантические», и «советские» идеологи дружно называли и по сей день называют «коммунистом» партократа – советского, китайского или югославского, все равно. Сам культурный феномен коммуниста как советской парадигмы порядочного человека таким образом конспирировался и конспирируется в смысловом пространстве социума. Добросовестные труженики даже не подозревают, что несут в себе идею коммунизма. Без кавычек.

3.
    Противоречия и споры между «либералами» и «коммунистами» – это не конфликт идей, это конфликт систем власти, которые продуцируют разнообразные идеологии – каждая свою. Сознательный коммунист может отрицать учение либеральных просветителей только в смысле его недостаточности или ограниченности. Коммунистическая идея, которая на сегодняшний день отмечает вершинный уровень духовного прогресса, опирается непосредственно на основы либерализма. Труд как категория – это конкретное выражение либеральных ценностей: свободный труд; равенство и братство – в труде. А нам вместо этого предлагают свободный выбор между мерзким и отвратительным из заранее предложенного списка. Электоральный процесс – это демократическая форма рабства.
    Я предлагаю просвещенному читателю взять в руки два документа и внимательно сравнить их. В одном написано:
     «Ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.»
    А вот что значится в другом:
     «Мечта о социальном порядке, который позволит каждому мужчине и каждой женщине достичь того, к чему они от рождения способны, и быть признанными другими людьми, невзирая на превратности обстоятельств рождения или положения».
    Теперь приглашаю читателя явить свою просвещенность, определив навскидку, которая цитата принадлежит «Манифесту коммунистической партии» Маркса и Энгельса, а которая – «Американскому эпосу» Джеймса Траслоу Адамса.
    Спасибо за внимание.
   


Рецензии
"Американская мечта о социальном порядке..." - это мечта любого обывателя любой страны о курице в горшке. А вот создание общества, в котором "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех." - мечта коммуниста (который без кавычек).

Идея о лучшем, справедливом устройстве общества (о коммунизме) никуда не делась и не умерла. Только, чтобы такую мечту осуществить надо, кроме диктатуры трудящихся и построения хотя бы социализма (переходного общества), ещё и так обывателя перевоспитать, чтобы он не только о курице в горшке думал. А для этого в рамках социализма надо было его "американскую мечту" (о холодильнике, туалетной бумаге, машине, квартире, кружевных стрингах, джинсах и чего там ещё не было?) осуществить. И такой шанс был в СССР...

Троянда   16.05.2019 21:27     Заявить о нарушении
Искренне благодарен за активный интерес к моей публикации, Троянда.
Не могу не согласиться, что «такой шанс» в СССР был, такой шанс! Но только теоретический, практически неосуществимый. Думаю, крушение системы было предопределено еще в царской России: «Грех, что мы крепостны на треть». Уже не крепостны, и это главный итог СССР, ценнее всяких технологий и ВНП.
И здесь мы плавно переходим к затронутой Вами теме свободы. Я не согласен, что мечта Адамса чем-то существенным отличается от мечты Маркса и Энгельса. Слова «свобода» в приведенной цитате из «Американского эпоса» нет, но автор говорит о свободе, только о свободе. А Вы говорите об идеологии современного Запада, это совсем другое; и это различие, собственно, и есть тема публикации, Троянда.
Еще раз спасибо за отклик, заходите еще. С уважением, Ник.

Ник Пичугин   17.05.2019 11:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.