Струны понимания. Глава 79

1. В прошлой главе мы выяснили, что четвёртый смысловой фактор "окно" сюнетономной модальности представляет более высокий уровень развития самосознания, при котором самосознание начинает устанавливать прочную связь с сущностными интуициями/логосами месономного/атрибутивного цикла JLKM и с помощью этой связи начинает успешно преодолевать господство самости в экзистенциальном посюстороннем плане идентичности.

2. Само понятие "окна" является символом этой связи между внутренним и внешним. Конечно мы привыкли думать об экзистенциальном, как о внутреннем и наиболее глубоком. Но такая привычка появилась только в Новое время, когда философское и научное мышление постепенно свернуло к сенсуалистскому субльективизму Локка и его преемников с характерным для него преувеличением значения непосредственной феноменальной данности.

3. По сравнению с засильем этой унылой данности экзистенциальная субъективность, особенно в виде романтической спонтанной активности, действительно выглядела неким проявлением глубинной идентичности. И в этом смысле экзистенциалисты 20 века были органическими преемниками романтиков 19 века. Не случайно, что одним из главных источников вдохновения для экзистенциалистской мысли было творчество религиозного романтика Новалиса и философского романтика Кьеркегора.

4. Но, несмотря на то, что в контекстограмме месономный/атрибутивный и онтономный/субстанциальный уровни идентичности отображаются внешним квадратом и кругом, на самом деле эти слои идентичности залегают гораздо глубже, чем экзистенциальный план, расположенный непосредственно под поверхностной феноменальной кажимостью. Иными словами они то как раз имеют дело с внутренней сущностью essentia предметов в отличие от их феноменального существования existentia.

5. Эта внутренняя сущность в виду своей близости к потоку энергетического взаимодействия и взаимообмена связанного с универсальной Речью/Логосом (очень важно вспомнить, что славянское понятие Слово изначально означает не изолированный кусочек речи, а целостную речь:"говорил им слово". Именно речь, а не просто "слово" в повседневном современном русском значении имеется в виду и у Гераклита и у Филона и в прологе к Евангелию от Иоанна) находится в постоянном движении. Изменчивость не только поверхностной видимости, но и (может быть в ещё большей степени)внутренней сущности вещей хорошо понимал Гераклит.

6. Но при этом нам необходимо в полной мере учитывать тот факт, что это движение сущностей по своему характеру радикально отличается от феноменального изменения, полухаотического и произвольного с одной стороны и жестко детерминированного внешними причинно следственными закономерностями с другой.

7. Движение сущностей включено в динамику речевой коммуникации Логоса и носит характер сознательного развития. Вообще сознание можно определить как глубинное опосредование противоречия между произволом/случайностью и закономерностью/необходимостью внутри экзистенциального плана идентичности.

8. И даже там, где сознание в развитой и целостной форме интенсивного самосознания задействует главным образом экзистенциальные, а не месономные парадигмы и связки идентичности характер этого взаимодействия все же до большой степени определяется запросами и нуждами месономной эволюции, связь с которой это самосознание должно постоянно учитывать с тем, чтобы ей руководствоваться.О самом содержании месономной эволюции я подробно говорил в первой части книги, где шла речь о принципах смысловой реальности. Эти принципы теперь понадобятся нам для понимания того, как работают смысловые факторы.

9. Сама же эта связь между экзистенциальным и месономным планом осуществляется в первую очередь внутри смешанных парадигм идентичности, таких как сюнетономика, асперономика, софрономика и агатономика, центрами, а отчасти и узлами которых являются различные экзистенциальные контекстные поля. Тем самым интенсивная тематизация этих парадигм и одноименных им смысловых модальностей вписывает экзистенциальность в месономную смысловую динамику.

10. В особенности геометрические центры этих комбинированных парадигм, контекстные поля "чужих" Е, субъекта власти F, "своих" G и объектов/ценностей Н подвергаются глубокому переосмыслению и в значительной степени меняют свой характер в ходе этой месономной интенсификации, которая выявляет их "оконность" и открывает в них иное духовное измерение, также как весной открывают наглухо задраенные зимой окна. В следующих главах мы на конкретных примерах увидим как это происходит внутри системы библейского символизма.


Рецензии