Священномученик Гурий Степанов

День памяти:
точная дата смерти неизвестна, 1937 (1938-?) г.

Священномученик архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович) родился 3 октября 1880 года в городе Чебоксары Казанской губернии в крестьянской чувашской семье.

В 1893 году окончил Чебоксарское городское училище, в 1896-м – Чебоксарское духовное училище.
В 1902-м – Казанскую Духовную семинарию.
В том же 1902 году поступил в Казанскую Духовную академию.
В 1906 году окончил ее со степенью кандидата Богословия за работу «Буддизм и Христианство в их учении о спасении».
Был оставлен в академии.
Его сокурсником и товарищем в годы учебы был будущий епископ и священномученик Герман (Ряшенцев). Во время обучения Алексей Иванович стал духовным сыном схиархимандрита Гавриила (Зырянова), бывшего в то время настоятелем Седмиезерной пустыни под Казанью. Позже старец вынужден был покинуть свою пустынь, но когда в 1915 году его здоровье ухудшилось, он пожелал вернуться в Казань, где его приютил в Казанской Духовной академии архимандрит Гурий. 24 сентября 1915 года преподобный Гавриил (Зырянов) мирно почил в казенной квартире отца Гурия, а 28-го в академический «храм Небесных Сил был изнесен, там и в присутствии своих духовных чад – академических иноков был благочестно отпет».

16 апреля 1905 года Алексей Иванович был пострижен в монашество. В том же году рукоположен во иеродиакона, а в марте 1906 года – во иеромонаха.
Изучал монгольские языки и буддизм.
С марта 1906 года – исполняющий обязанности доцента (с 1909 года – доцент), магистр Богословия (с 1909 года), экстраординарный профессор (с 27 сентября 1910 года).

С 1912 года – архимандрит.
С 26 мая 1912-го по 1917 год – инспектор Казанской Духовной академии.
18 февраля 1916 года удостоен степени доктора церковной истории. Тема диссертации: «Очерки по истории распространения Христианства среди монгольских племен».
Ординарный профессор Казанской Духовной академии по кафедре миссионерских предметов. Автор трудов по буддизму.

С 15 августа 1917 года архимандрит Гурий – член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917-18 годов по избранию от монашествующих.

21 ноября/4 декабря 1917 года – в день настолования в Патриарха Московского и всея России святителя Тихона произнес приветствие Святейшему Патриарху от Казанской Духовной академии.
В 1919 году – настоятель Сретенского монастыря в Москве.

2 октября 1919 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, но вскоре освобожден.

В 1919 году – до 25 января 1920 года – настоятель Московского Покровского миссионерского монастыря.
26 января 1920 года хиротонисан во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии, но в епархию так и не выехал.
В 1920 году епископ Гурий был управляющим Московским Покровским монастырем и проживал в Свято-Данииловом монастыре у епископа Феодора (Поздеевского).

27 июня 1920 года был арестован вместе с епископом Феодором в связи с тем, что при проведении обыска в Данииловом монастыре у его ворот собралась толпа.
Содержался в Бутырской тюрьме.
Обвинение по делу официально не было предъявлено.
26 июля Президиум ВЧК вынес приговор: заключение в лагере до конца гражданской войны.
По амнистии 7 ноября 1920 года заключение в лагере было заменено тюремным заключением сроком на 5 лет.
С 25 августа 1920 года до 24 марта 1922 года находился в Таганской тюрьме.
24 марта 1922 года был освобожден и определен на поселение в Москве без права выезда.

С марта 1922 года по июнь 1923-го управлял Покровским монастырем.
С июня 1923 года – временно управляющий в Петроградской епархии.
Когда в том же 1923 году выехал из Петрограда в Псково-Печерский монастырь, был там арестован и при аресте обвинен в "нахождении в пограничной полосе". Заключен в тюрьму в Псковской области, позже освобожден.

В феврале 1924 года возведен в сан архиепископа. Был архиепископом Иркутским.
В 1924 году проживал в Москве в Покровском мужском монастыре. Еще раз был арестован и освобожден.
12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

19 ноября 1925 года арестован по делу митрополита Петра (Полянского) и обвинен в том, что "принимал непосредственное участие в группировке монархических церковников и мирян, ставивших своей задачей использование церкви и церковного аппарата в антисоветских целях, для сплочения вокруг церкви реакционного элемента".
С 19 ноября до мая 1926 года во время следствия содержался в Бутырской тюрьме.
Владыке Гурию было предъявлено обвинение, что он состоял членом так называемого "Даниловского синода".
21 мая 1926 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР обвинен по статьям 62, 68 УК РСФСР как "член контрреволюционной монархической церковной организации "Даниловский синод"".
Приговор: 3 года ссылки через ПП ОГПУ в Сибирь.

С мая 1926 года по 7 октября 1928 года находился в ссылке в Якутске.
С 1 августа 1927 года жил в отдельном домике вместе со своей племянницей Елизаветой Ивановной, Александром Дмитриевичем Самариным, бывшим обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода, и его дочерью Елизаветой Александровной.

8 октября 1928 года на особом Совещании при Коллегии ОГПУ СССР приговорен к 3 годам высылки с прикреплением к определенному местожительству.
28 июля 1930 года по постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ СССР досрочно освобожден.

25 июня 1930 года назначен архиепископом Костромским. От управления епархией отказался.
Не признавал законности местоблюстительства митрополита Сергия (Страгородского).
С 13 августа 1930 года по 8 мая 1931 года – архиепископ Суздальский, викарий Владимирской епархии.

8 мая 1931 года арестован по делу "филиала Истинно-Православной Церкви".
Обвинен в "участии в филиале контрреволюционной церковно-монархической организации "Истинно-Православная Церковь"".
Приговор: 3 года исправительно-трудовых лагерей.
В 1932 году заключен в лагерь в Новосибирской области.

В 1937 (1938-?) году был арестован в исправительно-трудовом лагере в Новосибирской области и осужден.
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.
Расстрелян в том же лагере. Точная дата неизвестна.

В 1981 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церковью Заграницей.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 61, 402, 416, 855-856, 970.
2. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С. 137-138.
3. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918 г. Т. 1. С. 68.
4. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1907 г. СПб., 1907. С. 31.
5. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. Пг., 1917. С. 27.
6. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 2. С. 409-414.
7. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 1. С. 138.
8. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 2. С. 129.
9. Вениамин (Милов), еп. Дневник инока// Троицкое слово. № 8. 1991. С. 36-61.
10. Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России/ Составитель И.И.Осипова// Церковно-исторический вестник. 1999. № 2-3. С. 67-69, 180.
11. Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208 с., илл. С. 170-171.
12. http://pstbi.ru

Документы:
1. ЦА ФСБ РФ. Д.Н-3677. Том_Лист Т.5.
2. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.78.
3. ГА РФ. Ф.8419. Оп.1. Д.254.


Рецензии