Тувинская тетрадь. Часть 4
Жизнь становится в чем-то лучше, но противнее.
Лев Гумилев
Чтение давало Льву Гумилеву первичные фантастические материалы и будило мысль. Так стали возникать первые исторические вопросы. Зачем Александр Македонский пошел на Индию? Почему Пунические войны сделали Рим «вечным городом»?
Потом была экспедиция в Забайкалье искать слюду. Потом был Таджикистан, под руководством Н.П. Горбунова, академика и исследователя Памира. А еще случилась Саркелская экспедиция. М.И Артамонов взял его к себе на раскопки. Он поехал за свой счет. Экспедиции для Гумилева стали уроками жизни, общения, понимания разнообразности страны.
В «Крестах» Лев лежал под лавкой и у него возникла мысль о мотивации человеческих поступков в истории. Их что-то подталкивало. Что-то было их нутром. Он назвал это пассионарностью, особым импульсом. Пассионарность — это система циклов: толчок, подъем, затем затухание и упадок. Тогда становится всем все равно. Наступает безразличие. В своих трудах поэт с удовольствием цитировал «сомневающегося» известного географа и писателя Юрия Константиновича Ефремова.
В 1948 году снова экспедиция, в Горно-Алтайск. На этот раз археологическая, на обследование каменного кургана Пазырык. В декабре 1949 года снова был арестован. Омский лагерь. Срок закончился в 1956 году, с ним бесценные рукописи двух его монографий «Хунну» и «Древние тюрки».
Основатель Евразийства — Петр Савицкий. Жил в Праге. Они встретились в 1966 году на конгрессе. Второй из отцов Евразийства — Георгий Вернадский, профессор, работал в Иельском университете. Третий — князь Николай Трубецкой. С ним 25 июля 1937 года в Австрии случился инфаркт, когда им заинтересовалось гестапо.
В статье Г. Вернадского «Против солнца», говорится о распространении русского государства к Востоку. Не помню. Кажется там ли он упоминал о «монгольской роже Ленина». П. Струве считал, что враг России не на Западе и не на Востоке, а в России.
Оказыается гитлеровский генерал К. Хаусхофер, учитель Р. Гесса ратовал за союз Германии СССР и Японии. Другой немец О. Шпенглер написал книгу «Закат Европы». Он говорил об упадке германо-романской цивилизации. Причина — насильственное навязывание своего образа жизни и образа мыслей другим. Что, кстати, продолжается.
Всеволод Иванов в защиту славянофилов (Аксаков, Хомяков, Леонтьев) утверждал: «Только перетряхивая с полным пересмотром историю Востока, найдем мы самих себя» то есть скифов. Блок писал: «Хоть и имя дико, но мне ласкает слух оно». У нас своеобразный симбиоз Востока с Западом. Ключевский Россию называл «государством восточноазиатской конструкции с европейским украшенным фасадом».
У Савицкого написано: «Несмотря на многочисленные коллизии, гунны, тюрки, монголы, русские объединились в Диком поле». Как говорится: «Дрались, дрались, пока не сравнялись». Что важно. В этом большом пироге есть большая доля и нынешнего Китая.
В 1927 году отмечали 700 лет со дня смерти Чингис-хана. Родился он в год Зайца, кстати, как и Сталин. Что касается саянских динлинов, то их покорил шаньюй Мо Дэ (по Качанову Мао Дунь). В 200 г до н.э. Он победил Лю Бана и заставил заключить договор «мира и родства». Вот откуда у китайцев территориальные притязания! Откуда у монголов закалка? Да ведь они из краев невыносимой жары летом и сильнейших морозов зимой. И потом, понятие народ и войско у них тогда совпадали.
Горбоносые и бородатые хунну (персы) ушли со своих мест в излучине реки Хуанхэ на север. В 158 г. н.э. достигли Волги, а дальше родились гунны. В 565 г. вышли к Боспору (Керченскому проливу), обеспечив себе опорный пункт в Крыму. Ставка тюркского военного начальника (Тьма Тархана) находилась на Таманском полуострове. Отсюда позднейшее Тьмутаракань. По Гумилеву первыми тюрками были хунну.
Арабы всех кочевников называли тюрками. Они поделились на Восточный и Западный каганаты и воевали друг с другом до 593 года. Со временем, тюрками стали народы никогда не входившие в каганаты: туркмены, алланы, азербайджанцы, куриканы, киргизы, балкарцы, чуваши.
Откуда мы? Антон Павлович Чехов говорил так: «Я не верю в нашу интеллигенцию лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже тогда, когда она страдает и жалуется, что ее притеснители исходят из ее же недр». Тут, кстати, можно отметить, что евразийство в России не только от кочевников, но и от Византии.
Гумилев вспомнил империю Ляо, что в переводе означает «железо». В 10 веке степь двинулась в Сибирь. Чжуржени в 1125 г. разгромили киданей и их империю Ляо. Киадани, печенеги, карлуки вслед за муссонами пошли на Север. У киданей из Ляо появился шанс на господство в Восточной Азии. Муссоны, как ни странно, гнали кочевников к исламу. В верховьях реки Чу образовалась кара-киданьская империя. Столица ее располагалась недалеко от о. Иссык-Куль.
Вождем кераитов стал Ван-хан (Иван?) С китайского Иван можно перевести, как «Первый Ван» («Первый князь»). Есть и такие рассуждения в «Черной легенде Гумилева: «С 1260 года монголы это татары, а татары — это русские. А татары (тартары) — исчадие ада. Однако Гумилев боролся с мифами о жестокости, отсталости, дикости кочевников. Тому были выводы и князя Э. Ухтомского в книге «К событиям в Китае».
Для Чингис-хана базой или ставкой стал сосновый бор на реке Онон (1 тыс. кв. км.). Он преследовал найманов, потомков киданей. Найма — значит «восемь». Не от «найма» ли пошло слово «наймиты»? Очень может быть.
Далее к Байкалу жили меркиты. Гумилев так объяснял свои монгольские корни: «Одна из княгинь Ахматовых в 18 в. Вышла замуж за знатного сибирского помещика Мотовилова. Отсюда и пошел род Анны Ахматовой. При этом он шутил, называя Монголию, самой независимой страной, потому что от нее ничего не зависит. Чингис-хан по данным Гумилева родился в наших пределах — в 8 км. От границы с Монголией. Отца не стало, когда ему было 9 лет. 10 или 12 лет провел в чжурчжэньском плену, бежал. Мало где упоминается этот его горький, но как оказалось, полезный опыт. В плену он многому научился, а может и получил нужную ему поддержку в борьбе за власть.
Азия исток всех религий. Это утверждал ученый Шубарт Вальтер. По Гумилеву Россия обладает теми силами, которые Европа уже утратила. Русская душа хранит свободу, не покаряясь (пока) вещам.
Гумилеву не нравилась концепция историка Тойнби «Вызов-Ответ», что общество убыстряется в развитии на трудности. Арнольд Дж. Тойнби — отец циклизма, что его сближает с Л.Н. «Запад нанес удар миру и надо ждать ответа». Запад всего лишь одна десятая часть человечества. Остальные части могут напомнить беды и обиды.
Напомнили, но не Западу, а России. Почему? Все та же гнилая интеллигенция, про которую говорил Чехов. Сдали. Новое смутное время. Подпевалы З. Бзежинского: «Страна дураков», «Лишняя страна».
Хотя у русских лишними были католики и мусульмане, своими — греки, болгары, половцы. Русский этнос родился на Куликовом поле (1380). Этнос это не социальный и не биологический вид. Это понятие «Мы такие-то, а они другие». Европа — эгоизм; Азия — коллективизм.
В 1873 г. у Гумилева вышла книга «Этногез и биосфера земли». Этногез, чтобы было понятно, это наука откуда берутся народы и куда деваются. Автор стал дважды доктором наук. Это он сказал, что татары жили на Волге, а граница Руси проходила по р.Оке (по-фински Йоке). Обе стороны подчинялись правительству в Сарае.
По мнению У.С. Хантингтона, понятие Китай соответствует понятию Европа или «Левант», а не таким, как Франция или Болгария.
«Конфуцианская цивилизация по значимости равна всей западной. С ним можно согласиться. Лев Гумилев умирал вместе со страной. В 1990 случился инсульт. Он говорил: «Не считаю возможным заниматься политикой». Он знал чего не надо делать. А что надо? Лев говорил о гибельности Евроцентризма, а тогдашние реформаторы молились на нее.
Философ Зиновьев утверждал: «Сорняки заполнили все». Он критиковал Петра: «Его птенцы были сплошь карьеристы и казнокрады. Внутри государства также необходима международная политика».
Лев считал, что «всегда никто не жил». «Исконных территорий не бывает». Занимают, потом меняют на новую. Он смеялся над «колбасными выражениями»: «Смотрите сколько сортов у них и сколько у нас». Ну что, теперь и у нас сортов много. Что, лучше стало? Такие «колбасные ссоры» он называл злобным дилетантством. Он считал, что важно с соседями находить комплиментарность, а если ее нет, то жить врозь, но в дружбе. Он считал, что мы в свое время клюнули на лозунги масонов: «Свобода, Братство, Равенство» и образовался у нас западный субэтнос. Его представитель Герцен упорно расшатывал государство. Чехов — начало скуки. Писал правильно, но не давал энергии. «Нам скучать нельзя, надо действовать, как это делал А. Невский и его окружение. Очень важно какое окружение».
Этнос это как явление природы, как гравитация, которая стягивает людей вместе, в коллективы, которые мы называем народами. Они делятся на своих и чужих. А еще он говорил: «Я не интеллигент, я солдат, зенитчик, я дворянин». Дошел до Бранденбурга, как ни странно, земли славянской «Бранный Бор». В 5 веке лютичи вытеснили ругов на р. Эльбе. Все народы куда-то шли, куда-то пришли. Я воевал в тех местах, где выживали только русские и татары. Они могли спать на голой земле. Мы старой закалки люди — приходим на вокзал за час до отхода поезда. А вдруг его раньше отправят!
Выходу книг Гумилева и решению многих его вопросов способствовал Анатолий Иванович Лукьянов. Теперь Гумилев лежит рядом с лицеистом Пушкина Корфом. Л.Н. не доверял врачам и говорил, что у Сталина было одно правильное дело - «Дело врачей». История полезна тем, кто ее выучил. А ведь хотел в 30-е годы стать священником. К подавлению восстания чехов относился своеобразно: «А что же они хотели за предательство в Гражданскую войну!».
Декабристов не любил — все до одного масоны и Пушкина они убили (Геккеры). Он вошел в ложу, а потом вышел, вот и наказали его за патриотические стихи. Из классиков любил Лескова, Аверченко, восхищался Яссой Чингис-хана, которой подчинялся сам.
Жить трудно, отмечал он. Стоит только мыслить самостоятельно — сразу начинают бить по голове. В конечном итоге: язва, диабет, инсульт, печень.
Гумилев написал много книг. Одна из них «Древняя Русь и Великая степь». В ней разговор о хазарах — народе тюркского происхождения. Гегемония от них перешла к Руси. Хазарский язык сходный с болгарским. Артамонов считал родиной русичей Донецкий ареал. Жили хазары около славян, но отличались языком и обычаями. Слились при Владимире в 10 веке.
Савиры жили южнее русичей и до 17-го века выделяли себя. Русы известны с 4-го века. У меня возник вопрос. Может эти русы сначала поднялись на Север, а потом вернулись с викингами на свою истинную родину?! В 852 году русы взяли славянский город Киев. Дата Руси 862 год, в 867 году произошел раскол церкви. Крещение случилось в 988 -989 (на Волхове). В 1051 г. произошел церковный разрыв с Византией, а в 1054 умер Ярослав Мудрый.
В истории присутствует большая путаница: роксоланы, сарматы, саки, скифы. Понятие Европа ввел Геродот. Испания с 711 года была Востоком. И вот еще. Львовский профессор М.С. Грушинский: «Речь Посполитая продолжала Киевскую Русь, а Владимиро-Московская Русь — народ соперник и враг Украины!». Так что надо думать. Где Запад и где Восток? Кто друг и кто враг? Всем известно, что польское иго для Украины,Белоруссии и Волыни было тяжелее ордынского.
Волынь — территория между Днепром и Днестром, первое общеславянское государство. Нарушилось аварами ( в 6-м веке хан Баян) и разделилось на Болгарию, Чехию, Польшу, Поморье, Новгород,Кривичей, Словен. Киевская Русь это славяне плюс Русь. До славян эти территории заселяли росы или русы. Русы брили головы, оставляя клок волос на темени. Жили в военных поселках, кормились военной добычей. Славяне же земледельцы и скотоводы.
По Дону проходила граница Западного тюркского каганата с Аварским (обры). Затем обры ушли в Панонию. Туранцы — это персы, те кто сохранил верность прежним богам (как у нас староверы). Иранцы приняли веру Заратустры (огнепоклонников). Поляне граничили с этносом (савиры), которых после стали называть «русь». Россы, руссомоны помогали гуннам победить готов.
Потом пришли гузы (торки), печенеги, половцы. В разных странах кочевники назывались по разному. Так, гузы (торки), печенеги (канглы), половцы (кушаны). Читая про хана половцев Хана Боняк, вспомнил свою соученицу по школе Зою Маняк. В 12-13 веках Русь и половцы 130 лет поддерживали унию.
Византия — Америка древних лет. Туда стремились лучшие, потому продержалась 1500 лет. Она погибла, когда там воцарил покой. Викингов, как и воинов Чингис-хана к походам в теплые и богатые края подвинул суровый климат. Еще одни северяне — чудь. Они населяли Биармию или Великую Пермь. Великая Венгрия нынче именуется Башкирией. Монголо-башкирская война длилась 14 лет. Потом заключили союз.
Упадок Киевской Руси начался с упадка пути из Варягов в Греки. Случилось это в следствие крестовых походов и открытии новых путей. Древнеарийское слово смерд произошло от персидского мард — мужчина. Интересно, когда служил на Севере встречался с военным атташе Норвегии Смердрудом.
Гумилев считал, что одной из причин раскола СССР стала дезинформация республик. Деза присутствовала во всем. Велась Всесоюзная борьба за призы и ордена. Кризис Золотой Орды случился по этой же причине.
Китай можно изучать через Мнголию. Передо мной книга «Грозные Махакалы Востока». Написала ее Иннеса Ломакина. Раньше такую фамилию не встречал. Первое, что я записал «Встретив реку в походе, конники не спешиваясь пили воду через сухую тростинку, перед ночлегом варили «хол». Не наш ли холодец? Нет, пища горячая, варили в гигантских котлах на сто ведер.
Оказывается и Чингис-хан был неравнодушен к начертанию свастики. У него он был символ Огня и Солнца, и вечного движения. Вера у монголов называлась Цолмон и считалась путеводной звездой кочевников. В книге вспоминаются российский дипломат в Китае Коростовец, российское консульство в Улясутае, ученый бурят Гомбожав Цыбиков — ученик А.М. Позднеева, Агван Доржиев. В Улясутае жил немец-путешественник Г. Констен. Жил в доме богатого китайца Ли Инфа.
Ямщик по-монгольски — улачи. Автор предлагает читать статьи А.В. Бурдукова в газете «Сибирская жизнь». Он переписывался с Г.Н. Потаниным. В Кобдо в то время (1912 год) был консул Кузьминский, в Улясутае — А. Вальтер.
Тайши у бурят дворянин. Был такой Иргтого тайджи — заступник монгол, долго сражался с китайцами во Внутренней Монголии, в Хингане, бежал в Сибирь. А в Монголию с Амура проследовал барон Унгерн. В Монголию с Дикой дивизией он вступил 20 10. 1920 года. С ним был Балк. Балк — поручик, инженер, ремонтировал Унгерну пушки. Для уточнения ситуации того времени надо найти и прочитать свидетельства поручика Гжиуцкого. Также читать Ф. Осендовского, глава XXXVII. В это время в Кобдо консульство возглавлял Люба В.Ф.
С интересом узнал, что во время Гражданской войны в Маймачене арестовали Варалаама Бухгольцева «одного из уважаемых пограничных купцов». Бывший погранкомиссар полковник Хитрово выступал в роли арбитра. Вел переговоры с китайцами в Троицкосавске по интернированию белых войск в Монголию. На этот счет был подписан договор. Хитрово окажется в Урге и за критику барона за его злодейства в Даурии, по свидетельству врача барона Рябухина, будет зарублен казаками.
Начальником обороны Даурии в Забайкалье был подполковник В.И. Шайдицкий. На момент ликвидации Монгольской автономии в 1920 году прибыли войска китайского генерала Сюй Шучженя. Он установил военную диктатуру.
Сухэ Батор до армии был погонщиком почтовой службы по тракту Урга-Кяхта, а затем истопником. Стал цыриком, имел кличку Гоймон (Ловкий) Воевал с хунхузами в районе Халхин-гола, стал командиром взвода. Маймачэн ныне у монголов Алтан-Булак (Золотой источник). О партизане Щетинкине писали В.О. Максимов и И Зазубрин. Мое чтение на этом заканчивается.
Свидетельство о публикации №218042600151