Арсений Первый-галактический император. Ч. 4 Гл. 5

Глава пятая. Последние штрихи

На следующее утро Арсения ждал сюрприз. Когда он пришёл в столовую, то обнаружил, что вместо сытного и вкусного, но всё-таки скромного завтрака, его ждёт праздничный стол.
- А мы вас уже заждались! – прокомментировал Олег. - Я уже звонить хотел. Правда, Надя тут мне доказывает, что в последнее время вы стали как часы. Встаёте в одно и то же время, зарядку делать не забываете.
- Вообще-то да, - смутился Арсений. – Но вот как раз сегодня мог бы проспать. Тем более повод есть. Занятия-то мои закончились!
- Да, я уже в курсе! – улыбнулся Олег. – А на какой ноте они кончились, если не секрет?
Арсений подробно рассказал, что произошло на вчерашних занятиях.
- Да, мой друг… - задумчиво протянул Олег. – Должен сказать, что вам очень повезло!

Видя недоумённые лица собеседников, он пояснил:
- Дело в том, что этот инструктор – чрезвычайно взыскательный. Своё время очень ценит. Случаи, когда он предлагал своим ученикам повторные занятия, по пальцам можно пересчитать.
- Интересно, почему он мне это предложил? – спросил Арсений.
- Я вижу только один вариант: он счёл вас очень перспективным учеником. Так что не вы уж не разочаруйте его, пожалуйста!
- Постараюсь! Но у меня небольшая проблема есть. Напарник мне для занятий нужен!
- Да не вопрос! – улыбнулся Олег. – Вот Ивану надо спортивную форму подтянуть!
- А почему сразу я! – возмутился Иван.
- Потому что ты у нас самый отстающий. Вот и навёрстывай, раз удобный случай подвернулся!

Для Арсения начались замечательные деньки. Почти отпуск.
Отработка “домашнего задания” оказалась гораздо менее напряжённой, чем работа с инструктором. Поэтому отнимала гораздо меньше сил.
Но привычка жить, “заглядывая за горизонт”, никуда не делась. Поэтому освободившиеся время и силы Арсений тратил не на развлечения или расслабление. Он с удвоенной силой накинулся на предметы “общей программы”.
И это дало свои плоды. Даже Олег однажды заявил ему, что подготовка идёт гораздо быстрее, чем было намечено ранее.

- А что из этого следует, как вы думаете?
И, не дождавшись ответа, торжественно заявил:
- У вас целых два новых предмета появляются! Во-первых – повседневный русский язык. Не литературный, а, так сказать, просторечный. Во-вторых – правила современной жизни. Не в общем и целом, как в самом начале, а подробно и детально. Так что держитесь – будет немного тяжело!

Два новых предмета оказались очень интересными. Взять хотя бы современный язык…
Разделение русского языка на два различных варианта, к сожалению, было неизбежным.
С одной стороны, за двести лет язык просто не мог не измениться. Всё-таки есть объективный процесс развития языков. Процесс этот, к сожалению, человек способен контролировать лишь частично.
С другой стороны - люди, знающие только такой русский язык, перестанут понимать классиков предшествующих веков.
Компромисс выглядел следующим образом: один вариант языка – повседневный – развивается. Другой – литературный – тщательно сохраняется.
Сложно? Да. Неудобно? Пожалуй. Но не так сильно, как кажется.

Литературный язык всё-таки оставался основным. Он использовался в любой официальной ситуации. В любых нехудожественных документах.
Художественная литература тоже должна была использовать преимущественно литературный язык. Повседневный допускался изредка и дозированно.
В принципе, человек, знающий только литературный язык, не испытывал от этого серьёзных неудобств. Но выглядел странно.
А разве Арсению было нужно, чтобы он выглядел странным?

Так что теперь пришлось изучать современный вариант языка. Со всеми его новыми словечками и устойчивыми выражениями.
Само освоение повседневного языка оказалось не очень трудным. Гораздо сложнее было сохранение “двуязычия” – умения быстро переключаться с одного варианта языка на другой.
Пришлось специально тренироваться. Как только Арсений нарушал “языковую границу” – его сразу же останавливали и поправляли. Он снова ошибался – и его снова поправляли.
И как только люди будущего в этом не путаются?
- Представьте, что вы говорите на двух разных языках, - учила его Надя. – Ведь, говоря по-английски, вы не вставляете в речь русские слова!
- Да я и по-английски-то не очень! – смутился Арсений.
- Ничего! Этому вы тоже научитесь! Причём очень скоро, - “утешила” его Надя.

С обычаями было примерно так же. Не сложно понять – сложно привыкнуть.
И тут понадобились многочисленные тренинги, в которых участвовали все четыре “опекуна”. Олег – чуть пореже, остальные – практически каждый день.
Арсений понимал, ради чего старается. Для того, чтобы пообщаться с миром будущего “накоротке”. Не так, как в Архангельске: вышел, посмотрел на людей, ушёл обратно. Даже ни с кем не поговорил.

Занимаясь в учебной комнате, Арсений не забывал и про спортивный зал.
Индивидуальные упражнения шли у него без всяких проблем. Они были специально подобраны так, что никаких тренажёров не требовалось. Достаточно было тех спортивных снарядов, которые были в зале.
А вот с Иваном возникла неожиданная проблема. В качестве партнёра для тренировок он оказался слишком слабым.

Казалось – что за проблема? Тем лучше. Тренироваться легче.
Но главный критерий тренировок – не лёгкость, а эффективность. А для высокой эффективности нужен напарник примерно того же уровня. Можно посильнее. Но никак не слабее.
И тогда у Арсения появилась безумная мысль: самому подучить Ивана. Чтобы тренировки с ним максимальную пользу принесли.

Почему безумная? Потому что Арсений сам, в сущности, сам был почти никто. Не так уж много он умел.
Но просто уметь что-то делать – это мало. Надо ещё уметь этому учить.
А на инструктора Арсения вообще никто не учил.
В общем, это была величайшая самонадеянность. Граничащая с манией величия.

Но не всё было так просто…
Почему-то Арсений был уверен, что у него получится. Почему – он и сам не понимал.
Вероятно, это было что-то вроде интуиции…

Легко было решить. Гораздо труднее сделать.
Стать учителем человека, который ещё недавно превосходил тебя во много-много раз? Реально ли это? Не очень…
У Арсений были все основания считать, что тот просто его пошлёт. Далеко-далеко.
И, в принципе, будет прав.
Значит, учёбу надо проводить осторожно, незаметно, как бы невзначай.

И он начал Ивану кое-что подсказывать. Да так осторожно, что тот сразу и не заметил, что его учат.
А когда заметил… Нет, он не рассердился и даже не обиделся. Наоборот – очень заинтересовался.
И решил посмотреть, что из этого выйдет.

Впоследствие об этом решении он ни разу не пожалел. У Арсения был прирождённый дар – он умел понятно объяснять. Так что узнавать от него что-то новое было сплошным удовольствием.
Да, но насколько такое обучение было эффективным? Чтобы ответить на этот вопрос, Иван решил обратиться к Олегу. Как к достаточно квалифицированному эксперту.
Рассказал тому о том, что заметил. Сказал пару тёплых слов о педагогических способностях Арсения. И попросил помочь в ситуации разобраться.
Олег пришёл на занятия неожиданно. Уже одетый в стильную спортивную форму. И сказал, что хочет увидеть, как у Арсения идут дела.

Посмотрев полчаса на тренировку, Олег выразил желание вступить с Арсением в единоборство.
Попаданец проиграл три схватки из трёх. Но, судя по лицу, проверяющий был не разочарован. Скорее, удивлён и заинтересован.
А потом так же проверил уровень Ивана. Который, конечно, тоже сразу же проиграл.
Но при этом удивление на лице Олега стало ещё больше.
Арсению он ничего не сказал. Просто повернулся и вышел.

Часа через два он обсуждал ситуацию с Надей (которая, по сути, была его заместителем). Рассказал, что уровень Ивана резко возрос – именно после занятий с Арсением. Просто чудо какое-то!
Та ничуть не удивилась:
- Я давно заметила, что Арсений умеет понятно объяснять. На вопросы о его времени он отвечал ясно, чётко и понятно. Значит, он ещё и учить умеет…
- Может быть, узаконить его тренерские функции? Ивана неплохо бы подтянуть.
- Я – только за. По крайней мере, в ближайшие три недели.
- А не загордится ли наш попаданец?
- Что-что, а это ему не грозит. Человек он очень здравый. Так что не сомневайся!

После этого Арсения прямо попросили: подтянуть уровень Ивана. Так сказать, заодно.
Это оказалось даже интереснее, чем заниматься с инструктором.
Занятия часто посещал Олег. Правда, сам ни в какие поединки не вступал. Только внимательно смотрел.
Арсений и сам не заметил, как кончился месяц.
Однажды Олег заявил ему, что завтра снова появляется инструктор.
Перед встречей с ним попаданец, конечно, волновался. Как-то наставник отнесётся к его самонадеянности? Можно сказать, самоуправству?

Опасения оказались напрасными. Инструктор тоже заинтересовался педагогическими способностями Арсения. И даже предложил, чтобы Иван участвовал в их занятиях. Правда, не всё время, а лишь последний час каждый день.
Но при этом заявил, что основную программу это никак не отменяет.
Да и как такое можно было бы отменить? Инструктор заявил, что с этого дня уровень Арсения будет расти семимильными темпами.

Он объяснил это следующим образом.
Обычный алгоритм – отрабатывать готовые приёмы. Сгруппированные и расклассифицированные, конечно, - но всё-таки одиночные.
Так за полгода можно дать минимальную подготовку. За год – неплохую.
Но чтобы стать при таком подходе настоящим мастером, требуются долгие годы.
Лишнего времени у Арсения не было. А вот добиться мастерства – желательно. Значит, надо искать другой путь.
И такой путь, к счастью, есть – использование гибких схем. То есть запоминаются некие обобщённые приёмы. А их настройка идёт уже позже – в зависимости от конкретной ситуации.
Правда, это легче сказать, чем сделать.

Если “думать на месте” в обычном темпе – это верный проигрыш. Пока ты думаешь, тебя десять раз побьют. Значит, надо включать ускоренное мышление. Если оно, конечно, активизировано.
У Арсения с ускоренным мышлением всё было в порядке. Это – плюс.
Но с его подключением всегда масса проблем. Для каждой ситуации – свои проблемы. Это – минус.
Но проблемы для того и служат, чтобы с ними разбираться.

Выяснилось, что подключение ускоренного мышления происходило у Арсения очень легко. Можно даже сказать, стандартно.
Сначала инструктор описывал Арсению некоторую ситуацию. Причём, конечно, не только рассказывал, но и показывал. И, конечно, с учётом множества вариантов. То есть изучался не один конкретный приём, а целое множество приёмов.
Потом ситуацию отрабатывали на медленной скорости. Сначала базовый вариант, а потом многочисленные дополнительные варианты. При этом не ставилась задача перечислить их все. Просто надо было оценить конкретную ситуацию и действовать в соответствии с этой оценкой.
Потом скорость отработки медленно увеличивалась. Естественно, без потери качества. Вслед за инструктором Арсений двигался всё быстрее, быстрее…
И когда инструктор переходил на сверхскорость, он как бы “тащил” за собой Арсения. Отработанное умение сохранялось – но с атрибутом сверхскорости.
Таким образом обучение шло быстро и достаточно легко.
Так что однажды инструктор заявил, что базовую часть они освоили. Надо переходить к дополнительным, хотя и не менее нужным, темам.

Во-первых, Арсений снова учился падать. Но, так сказать, на более высоком уровне мастерства. В частности, он узнал, как это делать в ситуации повышенной трудности. Например, когда на полу лежат какие-то опасные предметы.
Во-вторых, попаданец учился драться в неудобном положении. Например, лёжа. Или когда одна рука чем-то занята. Или когда серьёзная рана есть.
Особой темой стояло обнаружение опасности. Чтобы никто внезапно не напал.
Особняком стоял контроль сна. Арсения научили легко переносить недосыпание, исключить засыпание в неподходящий момент (например, в карауле), легко просыпаться в нужный момент без будильника. А главное – просыпаться в опасной ситуации. Это были умения, нужные не только в экстремальной ситуации, но и в повседневной жизни.
Очень важным дополнением к базовому курсу было умение драться с двумя противниками. Например, Арсений против инструктора и Ивана. Или с тремя – тут уже Олега привлекали.
И вдруг инструктор заявил, что занятия через десять дней будут закончены.

- Очень жаль! – вздохнул Арсений. – Я ведь ещё многого не знаю и не умею…
- Совершенство, увы, недостижимо, - не стал спорить инструктор. – Но когда-то надо сделать паузу.
- И что мы в эти десять дней будем изучать?
- Не то, что вы наверняка думаете. Вы будете учиться на инструктора. Тем более что сами когда-то инициативу проявили. Вон, Иван ваш довольный ходит!
- Да это я так, по мелочи… В силу необходимости.
- А такая необходимость у вас никогда и не кончится. Вот наберёте себе команду и захотите её чему-нибудь серьёзному научить. По-моему, типичная ситуация.
Арсений решил, что ситуация как раз не совсем типичная. По крайней мере в обычной, повседневной жизни.
Какую же работу ему собираются давать? Куда отправлять?
Но дальше думать на эту тему не стал. Жизнь покажет…

Дальнейшие занятия выглядели следующим образом. Инструктор снова “пробегался” по всем пройденным темам, делая акцент именно на понимании. А потом давал советы, как всё это нужно преподавать.
При этом существовало серьёзное ограничение – использование компьютерных тренажёров полностью исключалось. Ведь в критической ситуации, скорее всего, не будет ни нормального компьютера, ни электроэнергии.
Сначала, при повторении базового курса, это было тяжело. Но когда дошло до основного курса, стало гораздо легче. Ведь в основном курсе компьютер не нужен.
Педагогические навыки, получаемые Арсением, в конце дня проверялись на Иване. Тот был ситуацией крайне доволен, говоря, что занятия с таким наставником, как Арсений, - сплошное удовольствие.
Наконец десять дней прошли. Инструктор сказал, что свою задачу выполнил, - поэтому с чистой совестью уезжает. Но Олег сказал, что так легко он не отделается, - и назначил Арсению экзамен.
Инструктор вздохнул. Сказал, что, так и быть, пожертвует одним из своих выходных. Каким именно – сообщит в своё время.
И уехал.

Для Арсения опять наступила относительно спокойная пора. Он занимался в основном “теоретическими” предметами. Правда, и в спортзал заходить не забывал. Иногда вместе с Иваном.
Пару раз туда заходили Люда с Надей. Но не поучаствовать – просто посмотреть.
А вот Олег в течение двух недель не появлялся ни разу. Не то что в спортзале – вообще куда-то уехал. А когда, наконец, появился, огорошил всех новостью: завтра будет тот самый отложенный экзамен. Вести его будет сам инструктор.
И попросил отнестись к экзамену максимально серьёзно. Мол, такие на нём люди будут присутствовать! Вы даже не представляете!


Рецензии