Авдотья Антонова, мать Александра Бородина

Авдотья Константиновна Антонова (1808–1876) – мать композитора Александра Бородина, – была «дочерью солдата», как пишут биографы. В 25 лет она родила вне брака сына от грузинского князя Луки Степановича Гедианова. Александр был первым и единственным ребёнком 62-летнего князя.

По родословным книгам семейство Гедианова происходило по прямой линии от князя Гедея, который ещё при царе Иване Грозном «из Орды придя». По женской линии Лука Степанович происходил из царского грузинского рода князей Имеретинских: не то бабка, не то прабабка Бородина, была царевной Имеретинской.

Лука Степанович очень любил Авдотью Константиновну и сына. Однако, не смотря на то, что князь давно не жил с женой и детей у него не было, о браке не могло быть и речи.

Чтобы соблюсти приличия, мальчика записали сыном камердинера князя, Порфирия Бородина, и его жены Татьяны. Авдотья Константиновна вынуждена была выдавать себя за тётушку, а сына Сашеньку называть племянником. Эта «конспирация» сохранялась так долго, что Александр уже зная, что «тётушка» – это его мама, до конца жизни продолжал называть её тётушкой.

«В эпоху рождения Бородина она (Авдотья Константиновна) имела хороший достаток и жила в собственном четырёхэтажном доме...» (Стасов В. В.)

Перед смертью князь позаботился об Авдотье: чтобы создать ей приличное положение в обществе, выдал её замуж за военного врача – Х. И. Клейнеке.

Сашенька Бородин «в пору раннего детства представлял из себя существо крайне нервное, болезненное. Это был чудный ребёнок, красавец с виду, а по характеру – необыкновенно кроткий, ясный. МАТЬ ЕГО БОГОТВОРИЛА и баловала страшно. Но при этом Авдотья Константиновна «всячески балуя сына, вдумчиво руководила его воспитанием и образованием».

Родственники советовали матери не очень-то учить Сашеньку, полагая, что у него чахотка и что ему недолго жить. Но она их не слушала... её попечения о нём были беспредельны, так что из опасения, чтобы его не раздавили лошади, она сама переводила его за руку через дорогу даже тогда, когда ему было 14 лет.

С первого года жизни, кроме матери и няни, рядом с Сашенькой находились две гувернантки: немка и француженка, поэтому говорить он начал сразу на трёх языках. Товарищами его первых игр были племянники, – дети сестры, урождённой княжны Гедиановой.

В 4 года мальчик уже умел читать и писать. Параллельно начались первые занятия музыкой. «По воле матери я обучался игре на флейте, фортепиано и виолончели», — вспоминал Бородин.

Для музыкальных занятий Александра мать пригласила учителей. Из этого следует, что несмотря на «малообразованность», преувеличенную биографами, Авдотья Константиновна была женщиной просвещённой. Она была знакома с педагогическими системами европейских и русских просветителей и очень профессионально руководила ранним развитием ребёнка.

Однако самым главным «инструментом» в открытии универсального Гения Александра Бородина была СВЕРХЭМОЦИЯ любви матери к сыну.

Мать Бородина сама была незаурядной личностью и талантливой женщиной. Она обладала хорошим голосом и играла на гитаре; «в те времена гитара ещё была в почёте». Колыбельные песни своему ненаглядному сыну-царевичу мама пела сама.

Вот по всем этим причинам у Бородина «уже в детстве обнаружились уникальные разносторонние способности». Биографы часто вводят людей в заблуждение своими выдуманными историями о детстве великих людей.

Так и в случае с Александром Бородином принято считать (ведь так написано в его биографии), что он «самостоятельно научился играть на флейте, пианино, виолончели, с интересом слушал симфонические произведения, самостоятельно изучал классическую музыкальную литературу...» А в 10 лет «самостоятельно» занялся изучением химии и так увлёкся этой наукой, что вскоре вся квартира превратилась в лабораторию.

По воспоминаниям друга детства М. Щиглёва, «не только его собственная комната, но чуть ли не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всякими химическими снадобьями». Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами.

Из этого следует, что мама Бородина не только целенаправленно руководила ранним и всесторонним развитием сына, но и не жалела никаких средств на лучших учителей, на музыкальные инструменты, на «химическую лабораторию». Она внимательно следила за занятиями сына, чтобы понять его предназначение.

Авдотья Константиновна страшно боялась отдавать своего «впечатлительного, нежного, болезненного мальчика в казённое учебное заведение с его казарменным духом, с карцером и розгой».

И тогда мать Бородина придумала гениальный план. Через своих друзей мать Бородина нашла преподавателя Царскосельского лицея Р. П. Щиглёва, чей сын, ровесник Александра, должен был поступать в Первую гимназию, расположенную рядом с её домом, и сделала преподавателю выгодное предложение.

По договорённости Щиглёв отдал на время подготовки к поступлению в гимназию своего сына Михаила, для проживания с полным бесплатным пансионом под опеку Авдотьи Константиновны.

За это Р. П. Щиглёв должен был составить учебный план занятий и отслеживать прохождение юным Александром гимназического учебного курса в домашних условиях.

Летом сын преподавателя — Миша Щиглёв приехал из Царского села к Бородиным, где вместе с Сашей стал готовиться к экзаменам в гимназию. Программа занятий была тщательно продумана отцом Михаила.

По каждому предмету мать пригласила для Сашеньки отдельного учителя. Ничто не было забыто. Мальчиков учили русскому языку, истории, географии, рисованию, черчению, иностранным языкам, танцам и музыке.

Учителем музыки был немец Портман. «Мы оба бойко играли и свободно читали ноты и на первый же год переиграли в четыре руки и знали чуть ли не наизусть все симфонии Бетховена и Гайдна» (Из воспоминаний М. Щиглёва).

Вскоре Миша, как и было запланировано, поступил в Первую гимназию, а Саша стал получать гимназическое образование дома. По выходным и праздникам М. Щиглёв приходил к Бородиным, где проводил время со своим другом и приносил новые задания Авдотье Константиновне для Саши.

В 1850 году Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой гимназии Санкт-Петербурга. Проблему с происхождением Александра Авдотья Константиновна легко решила за взятку, записав сына в Новоторжское третьей гильдии купечество.

Таким образом, воспитываясь дома под руководством Гениальной Матери, Бородин получил блестящее домашнее образование и прошёл полноценный гимназический курс. Всю жизнь Александр был благодарен матери за своё образование.

Однажды он встретился со своей племянницей со стороны отца. Между ними зашёл разговор о воспитании, которое получила она и её братья. В письме к матери Бородин передаёт этот разговор: «Лизавета Николаевна очень жалеет, что им всем дали такое глупое воспитание и не учили ничему дельному, что братья были в дурацкой гвардейской школе, откуда вышли олухами и ни на что не годны и ничего не знают».

Своё первое музыкальное сочинение – польку «Элен» Александр написал, когда ему было 10 лет. В тринадцать лет он уже был автором концерта для флейты и фортепиано. Следующим его произведением было небольшое трио для струнных инструментов на тему оперы «Роберт-Дьявол» Мейербера.

Мать безумно гордилась сыном и в 1840 году издала пьесы юного композитора. В предисловии было написано: «Просим читателей обратить внимание на новое прекрасное сочинение адажио для фортепиано, написанное А. Бородиным. В этом небольшом произведении столько души и творческой силы, что мы заранее поздравляем любителей музыки с новым талантом».

Пришло время, когда Авдотья Константиновна должна была решить на каком поприще её гениальный сын добьётся наибольших успехов и прославится. Самого Александра больше всего интересовали естественные науки, занятия музыкой были для души. Мама решила, что Саше следует поступить в университет на отделение математических и естественных наук философского факультета. Но стать студентом университета Бородину было не суждено.

В это время в университете произошли какие-то беспорядки и мать, всю жизнь оберегавшая сына и дрожавшая за его жизнь, отдумала отдавать туда Сашу.

И вот наступил торжественный день, когда Авдотья Константиновна повезла своего сына в Медико-хирургическую Академию. Кроме свидетельства о принадлежности Александра к купечеству Авдотья Константиновна позаботилась и о протекции (для страховки). Через знакомых она нашла «подход» к инструктору Академии.

Александр блестяще выдержал экзамен и стал своекошным студентом. Чтобы ненаглядному сыночку было ближе ходить на лекции, мама сняла квартиру недалеко от Академии, куда и переехала со всеми домочадцами.

Александр с увлечением отдался занятиям медициной, естествознанием и особенно химией. Свободное время от занятий отдавалось музыке. В это время Бородин самостоятельно овладевал композиторской техникой, писал вокальные сочинения в духе городского романса.

В 1856 году Александр успешно сдал экзамены, после которых стал работать врачом-ординатором в Военно-сухопутном госпитале.

В 1858 году успешно защитил диссертацию и в 25 лет получил степень доктора медицины. Через год молодой учёный был отправлен Академией за границу.

По дороге в Германию Александр Бородин писал матери длинные подробные письма. Обосновавшись в Гейдельберге Бородин рассказывал матери в письме о соотечественниках: «Русских здесь много, между ними даже две литераторши – Марко Вочок и ещё какая-то барынька, пописывающая статейки. Есть даже русские литературные вечера. Русские разделяются на две группы: ничего не делающие, т.е. аристократы: Голицын, Олсуфьевы и пр. и пр., и делающие что-нибудь, т.е. штудирующие, –эти держатся все вместе и сходятся по обедам и вечерам... Я короче всех сошёлся конечно с Менделеевым и Сеченовым».

Александр Бородин нежно любил мать. Они были духовно близки. Путешествуя с Менделеевым по Швейцарии, он постоянно описывал в письмах к маме свои впечатления, – зная, как она ждёт его писем и как радуется, что сын счастлив.

«Господи, сколько наслаждения! Что за чудная природа! Что за строгие, смелые пейзажи! Особенно хорошо восхождение по старой дороге до Андерматта, а с гор бегут ручьи каскадами. Под ногами ревёт Рейсса, клубясь и пенясь, как море. Грозные, чёрные утёсы, вершины которых теряются в облаках, поднимают над головою, вдали ледники и снеговые вершины ослепительной белизны... Чудо!»

Авдотья Константиновна безумно переживала за здоровье сына, с которым впервые в жизни рассталась, и так надолго. Чтобы успокоить мать Александр писал ей: «Я живу хорошо, необыкновенно спокойно, здоров и совершенно доволен своим состоянием. Работаю много и со вкусом – наслаждаюсь. 1 мая 1860 г.»

Во время пребывания за границей Бородин еженедельно писал матери письма-отчёты обо всём, что с ним происходило: «Прослыл здесь окончательно за музыканта. Все знакомые мои достали себе фортепиано, даже некоторые из них – виолончель. Играл партию флейты на одном музыкальном вечере, буду скоро играть квинтеты».

7 мая 1860 года Александр пишет матери: «Я раз в неделю играю квартеты и квинтеты у Американца… бывают музыкальные вечера и плясы. На первых бываю, на вторых, разумеется, нет».

За три года пребывания за границей Бородин много путешествовал по Европе. Посещал концерты, оперные театры, знакомился с произведениями современных западноевропейских композиторов Вагнера, Листа, Берлиоза.

Весной 1861 года в Гельдейберге Бородин познакомился с Е. С. Протопоповой, будущей своей женой, которая лечилась от лёгочного заболевания. Она была замечательной пианисткой; из любви к музыке начался их роман.

Авдотья Константиновна была счастлива, что у сына стала налаживаться личная жизнь. Она выслала Александру деньги, чтобы он смог отвезти невесту в Италию, где был тёплый климат.

Осенью 1862 года Александр вернулся в Россию и был избран профессором Медико-хирургической академии, где проработал до конца жизни. В этом же году в доме профессора Боткина Бородин познакомился с Балакиревым, который оценил композиторский талант Бородина и заявил ему, что истинным его призванием является музыка. Александр Бородин стал членом кружка, известного как «Могучая кучка», куда входили такие же, как и он, сыновья Гениальных Матерей: Мусоргский, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Балакирев.

В 1863 году Александр Бородин женился и переехал в профессорскую квартиру, которая находилась в одном здании с его лабораторией. В этой квартире на углу Александровского моста он прожил до самой своей смерти.

После женитьбы жизнь Бородина не изменилась, так как супруга Екатерина Сергеевна из-за болезни лёгких большую часть времени жила в Москве у матери. Только зимой она приезжала на несколько месяцев к мужу. Правда, от её приездов качество жизни Бородина только ухудшалось. Екатерина Сергеевна страдала бессонницей и по ночам вела активный образ жизни, много курила, а днём спала.

По просьбе сына и невестки Авдотья Константиновна продала дом и переехала к ним. Пока она была жива, в доме Бородина соблюдался порядок. Мать следила, чтобы её сын-профессор правильно и во время питался, отдыхал и был красиво одет.

Маме-«тётушке» очень хотелось быть достойной матерью гениального сына.

В одном из писем жене Бородин шутливо сообщал: «Тётушка невольно поддалась гибельному направлению, влекущему женщин в бездну – т. е. изучает медицину. Постоянно я застаю её читающей то курс акушерства или женских болезней, то специальную патологию, то хирургию, то гигиену, то судебную медицину. Вот-те и прогресс! Как есть передовая женщина! И очки и волосы стриженные и медицинские книжечки читает!»

Одно лишь печалило Авдотью Константиновну: брак сына оказался бездетным. По этой причине супруги Бородины взяли на воспитание маленькую девочку Лизу.

В письме к жене Александр писал: «Лиза ведёт себя очень хорошо. С тётушкой она очень ладит. Та ей купила тёплые калоши и ещё ей что-то шьёт…»

В 1875 году Авдотья Константиновна заболела. Александр Бородин приглашал к ней лучших врачей, окружил её внимательным уходом и нежной заботой. Но оказался бессилен... В 1876 мать Александра Бородина умерла.

После смерти матери, возвращаясь из командировки, подъезжая к дому Бородин «почувствовал какое-то щемление в груди… Мне сделалось так тяжело», - писал он жене. Впервые в жизни дома его не ждала мама.

С уходом Авдотьи Константиновны квартира Бородина быстро превратилась в постоялый двор. В ней всегда находились, а порой и проживали близкие и дальние больные родственники, которых профессор лечил и устраивал в различные медицинские заведения. По выходным в гости к Бородину приходили воспитанницы, ученики, а друзья композитора могли приходить вообще в любое время дня и ночи. Иногда ему самому не было где преклонить голову.

«Гуманность его не имела границ – писал А. П. Дынин. – Он, можно сказать, искал сам случая, где бы о чём-то бы ни было и кому бы то ни было мог помочь. Это положительно была потребность. Деньги, советы, всякая активная помощь сыпались самой щедрой рукой». «Великодушнейший из смертных», – называл его один современник.

В конце 60-х годов Бородин приступил к сочинению Второй симфонии «Князь Игорь». В качестве сюжета оперы Стасов предложил Бородину памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Опера создавалась на подлинном историческом материале. Он изучил множество источников, связанных с той эпохой. Это и летописи и исторические повести, русские эпические песни, восточные напевы.

В. В. Стасов в своей книге пишет: «Бородин отнёсся с необычайной внимательностью и тщательностью к сюжету оперы. Точь-в-точь, как Мусоргский, когда тот принялся за сочинение «Бориса Годунова» и «Хованщины», Бородин перечитал всё, что только могло относиться к его сюжету.

Я доставлял ему из Публичной библиотеки летописи, трактаты, сочинения о «Слове о полку Игореве», переложения его в стихи и прозу, исследования о половцах; он читал сверх того, эпические русские песни, «Задонщину», «Мамаево побоище» (для сцены жён, прощающихся с мужьями), эпические и лирические песни разных народов и через него же, знаменитого венгерского путешественника Гинфальвы, музыкальные мотивы, записанные им в Средней Азии... у потомков древних половцев».

Либретто для оперы Бородин написал сам. Однако сочинение продвигалось медленно из-за огромной занятости. Александр Бородин занимался научной деятельностью, а также педагогической и общественной. Он был в числе инициаторов и учредителей Русского химического общества, работал в Обществе русских врачей, в Обществе охранения народного здравия, принимал участие в издании журнала «Знание»... руководил созданным им в Медико-хирургической академии студенческим хором и оркестром. Бородин являлся одним из организаторов и педагогом Высших женских медицинских курсов.

18 лет посвятил Александр Бородин написанию оперы «Князь Игорь». К сожалению, из-за внезапной смерти в 1887 году (во время празднования Масленицы у композитора остановилось сердце) он не успел довести до конца свой грандиозный проект. После смерти композитора Римский-Корсаков и Глазунов завершили и подготовили к печати произведение Бородина.

23 октября 1890 года опера «Князь Игорь» была поставлена на сцене Мариинского театра,  вызвала горячий приём у публики и стала гордостью русской классической музыки.

До конца жизни Стасов сохранил изумление перед талантом Бородина как великого композитора и учёного, автора 40 научных работ по химии.

Римский-Корсаков не менее чем Стасов восхищался гением и личностью Александра Бородина. Он рассказывал, что «его фантазии достигали зрительской галлюцинации. Ему, например, стоило закрыть глаза, чтобы увидеть во всех подробностях восточное шествие…»

Опера «Князь Игорь» была очень любима советским народом. «В либретто значительная роль принадлежит половцам, музыка прекрасная могучая...», « Опера наполнена хоровыми сценами, которые в свою очередь рисуют два великих народа – русский и половецкий». (Д. С. Лихачёв)

Текст оперы, который по праву считается одним из лучших русских оперных либретто. Поэтичнейшие строфы «Спящей княжны», «Морской царевны», « Песни тёмного леса», баллады «Море» и других романсов, написанных композитором на собственные слова, всё это по праву составляет не только гордость отечественной музыки, но и ПОЭЗИИ.

ВОТ ТАКОГО УНИВЕРСАЛЬНОГО ГЕНИЯ ОТКРЫЛА И ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА–ТИТАНА СОТВОРИЛА ГЕНИАЛЬНАЯ МАТЬ, «ДОЧЬ СОЛДАТА» АВДОТЬЯ КОНСТАНТИНОВНА АНТОНОВА.


Рецензии
Огромное спасибо, уважаемый автор! Очень познавательно и интересно написано. Успехов в творчестве.

Лина Дрождак   26.04.2018 18:50     Заявить о нарушении
Сначала прочитала, а потом, заинтересованная, зашла на Вашу страничку... Вы просто покорили меня ! Это же надо: сын и мать пишут совместно! Замечательный проект, раскрывающий значение для ребёнка любящей до самопожертвования матери.

Лина Дрождак   26.04.2018 19:04   Заявить о нарушении
Очень рада Вашему отклику. С уважением, Нинель Светличная.

Гениальные Матери Планеты   30.04.2018 01:16   Заявить о нарушении