Мои вечера с бабушкой
- Бабушка, а, бабушка! А почему у твоей любимой подруги тёти Сони нет мужа? - решаюсь наконец-то задать я вопрос, который мучает меня давно. У неё же есть Вовка и Люда.
Мне - восьмой год и я уже хорошо понимаю, что дети без мужей не появляются.Вовка и Люда - почти взрослые, они заканчивают учёбу в техникуме.
- Сонин муж погиб на войне, - отвечает бабушка. Она долго молчит, как бы что-то вспоминая, а потом тихо продолжает.
- Соня вышла замуж зимой сорок первого. В июне началась война и её мужа забрали на фронт. Он даже не знал, что у них будет ребёнок. Вернее, двое. Вовка и Людочка родились в сорок втором. Мы уже были под немцами. Только после освобождения нашей территории, Соня получила похоронку. Муж погиб ещё в сорок первом. О том, как она в войну растила и сумела сберечь детей...
Бабушка вдруг замолчала и, тяжело вздохнув, ушла в дом, а я осталась сидеть на скамейке, глядя через дорогу на дом тёти Сони - маленький, похожий на избушку.Ему так нужен хозяин.
Вечер второй...
- Бабушка, мне так нравится тётя Оля Кузьмова, наша соседка. Она такая красивая и добрая. И лицо у неё такое необыкновенное, как-будто светится изнутри. Я знаю, где она работает, - в больнице, в отделении, где рождаются детки. Мы с мамой ходили туда навещать её подругу, у неё доченька родилась. Тётя Оля в белом халате и шапочке была похожа на ангела. А почему у неё нет своих деток? Она ведь ещё молодая.
Бабушка гладит меня по голове. Потом поправляет мою косу. Молчит. А я терпеливо жду. Знаю, она никогда не оставляет без ответа мои почему.
- У Оли был сыночек. Она совсем молоденькой замуж вышла, за военного, офицера. Он увёз её к месту своей службы, недалеко от границы. Там перед самой войной у них сыночек и родился. Оле удалось добраться с сыном сюда, к родителям, когда немцы стали наступать. Зимой малыш тяжело заболел, лекарств и врачей не было.В нашей деревне уже немцы стояли. Он умер. Оля после войны узнала, что муж пропал без вести. Она закончила медучилище. Стала помогать деткам появляться на свет.И тебе в том числе. А мужа забыть не может. Очень она его любила, нет, до сих пор любит. Так замуж больше и не пошла, хотя сватались к ней и не раз...
Вечер третий...
Наши традиционные вечерние посиделки на скамейке у дома. Спешит домой с пастбища стадо коз. Осип, деревенский пастух, проходя мимо, кланяется нам и пытается поздороваться. Правда, у него получается только промычать.
- Хороший мальчик был, способный, - говорит вслед уходящему Осипу бабушка. У меня в школе до войны два класса окончил.Голодно было в оккупации. Вот он у немцев и украл банку тушёнки. Они его поймали, хотели расстрелять. Мать Осипа на коленях стояла, сапоги немцам целовала, плакала, умоляла, мол - дитя неразумное. Пожалели - отрезали ему кусочек языка...
Вечер четвёртый...
Молчим. Солнце вот-вот спрячется за лес.Вечерняя свежесть уже коснулась моих плеч. Скоро дед позовёт пить чай. Он уже поставил самовар. Я хочу разговорить бабушку:
- Ба, а ведь на нашей стороне деревни взрослых мужчин почти нет. Только дед наш, да сосед дедушка Кузьма. Одни бабушки и тёти, или совсем молодые дяди.
У меня получилось. Бабушка, вздохнув, вступила в разговор:
- Почти никто с нашей стороны деревни с войны не вернулся. А те мужчины, кто и пришёл, после ранений тяжело болели. Ты же, наверно, тёти Лизы мужа помнишь? Как страдал, бедняга. Поэтому и ушли рано.
- А на другой стороне?
- Там до войны жили одни евреи. Хорошие люди были. Чем немцам не угодили, не знаю? Их всех в гетто гнали через нашу улицу, а нас из домов выгнали, чтобы мы смотрели. Одну маленькую девочку-еврейку её родителям удалось незаметно вытолкнуть в толпу местных жителей. Спрятали они её и спасли. Потом, после войны, она нашла свою старшую сестру, которой удалось спрятаться ещё до прихода немцев в деревню. А девочка эта сейчас в твоей школе преподаёт белорусский язык, она стала учительницей...Всех евреев из гетто выводили группами и расстреливали у дальнего оврага за деревней Закапывали, а земля дышала.
- Почему?
- Там и живые были...
Вечер пятый...
Бабушка занята. Посиделки отменились. На лужайке недалеко от нашего дома мальчишки играют в войнушку.Самодельные автоматы и пистолеты, а то и просто палка, похожая на ружьё. Бегают, кричат, стреляют, имитируя звук выстрела ртом. Вдруг Мишка, мой друг и ровесник, и его младший брат Игорёк, падают на траву и лежат несколько минут неподвижно. Убиты!!!
И хоть я знаю, что всё это понарошку, но в этот момент с кулаками бросаюсь на остальных участников игры и сквозь слёзы, что есть силы кричу:
- Дураки!!! Нашли во что играть! Война - это же так страшно! А как больно!!!
(мпдв)
Свидетельство о публикации №218042601754