Снежный гусь 1975 года

      После выпуска предыдущей работы 1974 года, группа проводит несколько концертов в Великобритании, но, не встретив у местной публики ярких эмоций и соответствующего ажиотажа, решает отправиться в тур по США. К счастью, интерес к арт-року в Америке на тот момент был в расцвете и в связи с этим, коллектив встречают овациями, к которым музыканты в некоторой степени, оказываются, не готовы. Не смотря на то, что запись следующей пластинки начнётся только в январе 1975 года, музыканты группы с лета 1974 года приступили к разработке идеи концептуального альбома. Бас-гитарист группы Фергюсон предлагает базировать материал на определённом литературном произведении, не ограничившись одной композицией, как было с «Белым всадником» по произведению «Властелин Колец» Джона Толкина на работе «Mirage».  В связи с тем, что участники группы много читают, каждый высказывает свою точку зрения по этому вопросу. Фергюсон при поддержке гитариста Латимера предлагает небольшое сказочное произведение американского писателя Пола Гэллико «Снежный Гусь». Клавишник группы Барденс в ответ упоминает о произведении Германа Гессе «Степной волк», которое он недавно прочитал и оно ему понравилось. В итоге мнения внутри коллектива разделяются, но всё-таки Латимер в ходе длительной беседы с Барденсом убеждает его принять произведение «Снежный Гусь» в качестве идеологической составляющей пластинки. Как следует из интервью Эндрю, данного им в 1981 году, они с Питером решили, взобравшись на холм прийти к определённому соглашению о текстовой составляющей альбома. По истечении определённого времени, спустившись с возвышенности, они пришли к плюрализму мнений, и однозначно было выбрано данное произведение. Это небольшой рассказ об отшельнике Филиппе Раядере, живущем на заброшенном маяке в болотах Эссекса. К нему приходит маленькая девочка Фрита, нашедшая раненую Канадскую гусыню и просит его о помощи, поскольку Раядер славится в округе как исцелитель птиц. В процессе излечения птицы между этой троицей складывается прекрасная дружба, однако вылечившейся гусыне необходимо улететь, да и Фрите у Раядера делать нечего в отсутствие третьего друга. Во время битвы при Данкирке Раядер, к сожалению, погибает, не дождавшись воссоединения старых друзей. Трагичная история, явно имеющая под собой антивоенную направленность, стала идеальным скелетом для формирования концептуальной составляющей пластинки. После споров о текстовой составляющей альбома и достижению консенсуса, группа уединяется в Девоне и за две недели интенсивной работы лидеры коллектива Латимер и Барденс сочиняют весь альбом. Гитарист признавался, что чувствовал, какой музыкальной этюд будет соответствовать тому или иному фрагменту рассказа. В отличие от предыдущих работ, где в сочинении композиций принимали участие все члены группы, пусть и с приоритетом гитариста и клавишника, на этом лонгплее все вещи сочинены только лидерами коллектива. Можно сказать, что музыканты группы на этой пластинке в отличие от предыдущей, с точки зрения размера, отдали предпочтение большому количеству композиций с малой длиной, чем меньшему с большой продолжительностью. Стоит упомянуть о том, что в отличие от предыдущих трудов, эта пластинка полностью инструментальная, если не считать вокализа Латимера в нескольких композициях. Также это первая концептуальная работа группы, прославившая коллектив по всему Миру и став его визитной карточкой.
       Увертюра альбома «The Great Marsh» наполнена определённым сказочным настроением и мистикой. Ночь. Тишина. И что-то слышно вдали, но этот звук сложно разобрать. Чувством неопределённости веет от данного этюда. Широким спектром эмоций наполнен идеальный опус для вступления.
       Следующий за ним «Rhayader» - это краткая биография жизни одного из главных героев. Вещь наполнена позитивом, энергичным зарядом и приливом сил.
      «Rhayader Goes To Town» - одно из самых знаменитых произведений коллектива. Космические клавишные Барденса звучат как всегда на уровне, также восхищает гитарная работа Латимера в импровизации. Правильная, но не теряющая своей изысканности. Ритм-секция работает математически чётко.
      В «Sanctuary» стоит отметить работу на акустической гитаре Латимера. Вещь без определённого настроения, но слушается легко.
      Вещь «Fritha» характеризуется клавишными находками Барденса в диалоге с акустической гитарой Латимера. Душевная вещь.
      «The Snow Goose» - главная тема альбома и одна из самых популярных вещей в истории группы. Красивый гитарный проигрыш Эндрю, необычные ритмические сбивки Уорда. Ностальгическое настроение композиции с течением её переходит в пессимистический и переживательный взгляд.
      В «Friendship» можно отметить красивую игру духовых инструментов, одна из лучших композиций альбома.
      Владение вокализом Латимера в «Migration» на довольно приличном уровне. Атмосферная вещь.
      В «Rhayader Alone» нужно сказать о клавишной работе Барденса. Грустный этюд.
      «Flight Of The Snow Goose» - одна из самых позитивных работ на этом альбоме, доставляет удовольствие от прослушивания.
      В «Preparation» во второй и последний раз демонстрируется вокализ Латимера, красивая вещь.
      Нельзя не отметить преисполненную давящим пессимистичным настроением композицию «Dunkirk». Инструментальная работа Питера остаётся на высоте. Следующие за ним «Epitaph» и «Fritha Alone» преисполнены грустью. Ну а как могло быть иначе? Раядер и гусь уходят от Фриты, позже в битве при Данкирке Раядер погибает, гусь исчезает в неизвестном направлении и девушка остаётся одна…
      Удивительная композиция «La Princesse Perdue» (в переводе «Прекрасная принцесса» - название дано по прозвищу Раядера излечившейся гусыне) составленная из двух немного изменённых тем этюдов «Flight Of The Snow Goose» и «The Snow Goose». Нельзя не отметить великолепную аранжировку Лондонского симфонического оркестра, очередную сильную гитарную работу Латимера. Достойная вещь с блестящей атмосферой перед закрывающей репризой альбома «The Great Marsh» по настроению фактически идентичной с одноимённой увертюрой…
      До выхода пластинки материал испугал издателей, особенно в Америке. Полностью инструментальное концептуальное полотно не могло не возвести «Camel» в разряд ярчайших единиц арт-рока, однако в коммерческом плане музыканты опасались неудачи пластинки. В плане технических находок альбома можно упомянуть тяжёлую спортивную куртку, на которой под чутким руководством Латимера играет Фергюсон, имитируя хлопанье крыльев гусей. Также к каждому треку предполагалось нанести выдержки из произведения, однако издатели рассказа наложили на это запрет. К тому же сам писатель сделал мораторий на использование названия произведения в качестве наименования пластинки. Причина этого в том, что Гэллико был непримиримый борец с курением и группа у него ассоциировалась исключительно с одноимённой сигаретной компанией. Есть такое мнение, что писатель, прослушав инструментальные шедевры, просто не захотел добавлять туда стихи, посчитав пластинку законченной. Под напором угроз судебных разбирательств было решено на обложку альбома разместить комментарий - «Музыка, вдохновлённая Снежным Гусём». После данных препонов, в апреле 1975 года альбом был выпущен и занял высокие места в рейтингах Великобритании и США. Пластинку преследуют самые различные отклики в музыкальных кругах и среди поклонников. Стоит отметить довольно сдержанные эмоции публики на концертах, поскольку звук со студийной записи звучал намного лучше, чем на живом выступлении. Вследствие этого было решено пригласить на выступление группы симфонический оркестр. Так, самый грандиозный концерт группа даёт с Лондонским симфоническим оркестром в Роял Альберт Холле в ноябре 1975 года. На основании этого популярное музыкальное издание вручает статус «Британской ярчайшей надежды» этому коллективу. Можно с уверенностью сказать, что данный альбом окончательно возвёл группу на пьедестал популярности, прославив её и став визитной карточкой коллектива.



                Владимир Курбалиев


Рецензии