Клевал и меня красный петух

Много бед несут людям пожары. Коснулась эта беда непосредственно и меня.
А случилось это в начале шестидесятых годов. Тогда, после окончания медицинского института, я был направлен на работу в Хабаровский край и сразу же назначен главным врачом одной из сельских районных больниц. Больница была небольшая – всего на сто коек. Жильё мне предоставили в деревянном, четырех квартирном бараке, в котором, кроме меня, проживали ещё три семьи медицинских работников. Располагался этот барак рядом с территорией больницы.
И вот однажды, воскресным июньским днём, позавтракав, прилег я на диван с журналом «Юность», чтобы продолжить чтение повести Василия Аксёнова «Апельсины из Марокко». В окна квартиры с улицы лился яркий солнечный свет. Взаимоотношения мои с коллегами больницы сложились хорошие. Больные меня уважали. Поэтому настроение у меня было отличное. И ничто не предвещало беды.
И вдруг в квартиру вбегает встревоженная медсестра, жившая через стенку, и кричит.
– Доктор, горим! Выносите быстрее свои вещи!
Я стремглав выскочил во двор и увидел, что с противоположной стороны барака пламя охватило кровлю, а соседи мои по дому поспешно выносят свои вещи на улицу. Начал выносить свои вещи и я.
Самое трагическое и зловещее в этой ситуации заключалось в том, что в этом селе, в районном центре, не было пожарной команды, даже добровольной. Поэтому после того, как вещи жильцов были вынесены из квартир на улицу, все: и обитатели дома, и подоспевшие жители села – ринулись на тушение пожара.
В ход пошло всё: и багры, и лопаты, и вёдра с водой, песок…. Но где там! Люди оказались бессильны против разбушевавшейся стихии: через некоторое время уже весь дом охватило пламя.
К вечеру от дома остались одни головешки. А у нас начались мытарства с жильём, которого, как всегда и везде, не хватает. Удалось установить и причину пожара. В крайней квартире, в противоположной от меня стороне, жила акушерка нашей больницы, молодая симпатичная женщина. В то злополучное воскресенье утром она гладила белье. И в это время её срочно вызвали в родильное отделение. Она стремглав бежит туда, забыв отключить утюг от розетки. И, как результат – пожар в районном центре, где не было пожарной команды.
После этого встречи с «красным петухом» у меня не состоялись, хотя были очень возможны. Первая такая несостоявшаяся встреча случилась лет через десять после вышеописанного пожара. Тогда я уже жил с семьёй в горняцком поселке, в благоустроенной трёхкомнатной квартире. И вот возвращаюсь я однажды зимой поздно вечером из командировки, открываю дверь в свою квартиру и, не успев ещё включить свет, вижу на подоконнике на кухне какой–то огненный шар. «Что это: галлюцинация?» – думаю
А когда включил свет и зашел на кухню, то увидел, что это электросамовар, включенный в розетку и раскаленный докрасна.
Тёща, зная, что я должен возвратиться из командировки, и желая угодить мне, решила встретить меня горяченьким чайком. И, налив в самовар воды, включила его в розетку, а сама прилегла на диван – и уснула. И если бы я в тот вечер возвратился домой хоть на полчаса попозже, быть бы пожару.
И в третьем случае встреча с красным петухом, к моему счастью, тоже не состоялась. На этот раз пожар чуть было не совершил я сам. А дело было так. Поставил я в чаеварке на электроплитку варить мясо в кастрюле, а сам в избе прилёг на диван почитать свежие газеты – и заснул. Да очень крепко. А проснувшись, сразу же вспомнил о мясе, и – бегом в чаеварку. Открываю дверь – чаеварка в дыму. Вода в кастрюльке вся выкипела, а мясо обуглилось. И на этот раз обошлось без пожара.
Ну, а четвёртая несостоявшаяся встреча с пожаром произошла у меня совсем недавно и больше была похожа на курьёз, чем на беду. Сценарий происшедшего очень походил на предыдущий. Я снова ставлю на электропечь варить мясо, снова ложусь на диван почитать газету, и снова засыпаю. Разбудил меня на этот раз телефонный звонок, и сотрудница службы социальной помощи Галина Георгиевна Балбашова говорит: «У нас имеется бесплатная путёвка в пансионат «Приозёрный», которую мы предлагаем вам».
Я, поблагодарив Галину Георгиевну за оказанное мне внимание, от путёвки отказался. А закончив телефонный разговор, бегом побежал на кухню, откуда доносился запах гари. Вода в кастрюле тоже уже выкипела, но мясо только чуть-чуть начало поджариваться. А если бы не телефонный звонок? Быть бы беде.
Страшное дело – пожары. Много они причиняют людям бед. И не дай Бог встречаться с «красным петухом» ни мне, ни вам, уважаемые читатели.

2005


Рецензии