Китайская тетрадь. Часть 1

Все вещи в мире рождаются по двое, по трое или по пять.....

Говоря языком прошедшего времени, предлагаемые записи - это конспекты прочитанных мною книг о Китае. Заранее прошу извинить за краткость и путаность строчек. Так уж получилось.
 Монголы победили чжурчжэней «Цзинь», о которых шла речь ранее, захватили  полмира, но силы их иссякли, власть раскололась. В конце 14-го века они утратили Русь и Китай. Монголов китайцы разгромили в 1370 году у горы Лотошань в округе Синхэ (Внутренняя Монголия). Но в 1378 году степняки вновь начали наступление из Каракорума. Навстречу им двинулся отряд Ма Юня. В начале следующего года армия двинулась под командованием Му Ина, направление на Ланьчжоу.

В 1380 году произошло еще одно столкновение на востоке пров. Хэбэй. С осени 1381 года наступил шестилетний перерыв. В то время границы Минской империи почти не выходили за пределы Великой стены, за исключением излучины Хуанхэ. Протяженность ее тогда составляла 11 750 ли (ли — 500  м). Система ее охраны сложилась при императоре Чжу Юаньчжане. Охраняли регулярные подразделения вэй и со. Сотня (рота) бай ху со. Десять сотен - цянь ху - со. Пять цянь-ху-со составляли вэй, в пределах 5600 воинов.
 Система военных округов (цзюнь) впервые была введена в 1375 году (один столичный и 13 провинциальных). Приграничные округа назывались особыми. Позже, при Чжу Ди,  появились пограничные районы. Самым восточным был Ляодунский укрепрайон. Имелись и военные поселения, строились дороги, выделялись земли и средства. К середине 16-го века в пограничных районах находилось 364923 солдат.
В начале  династии Мин на Востоке были организованы конные торги, а на Западе - чайные. Все это делалось для упрочения границ и ради сокращения расходов на оборону.

В Китае в пограничных войсках не хватало лошадей даже для разъездов в караулах. В 1510 году по этой причине войска не могли дать должный отпор. Торговали, однако, не с воинственными монголами, а с мирными тибетцами. Еще с танских времен там существовал обмен чая на лошадей, используя их для подавления цянов и жунов.
И в эпоху Мин считали, что чайная практика привязывает варваров (фань) к Китаю и обеспечивает контроль над ними. Частная торговля запрещалась. Нарушители карались смертью. Обмен осуществлялся в специальных местах "чамасы" и тем кто его осуществлял выдавали специальные бирки - пайцзы, их копии для сличения были у сопредельной стороны. Частных торговцев постоянно ловили и казнили, против них в провинции Шэньси даже выдвигались войска,  - так много развелось таких разбойников, так много стало на преступный путь корыстных пограничных чиновников. Казенный чай скапливался и гнил.

Давай наставления тому, кто ищет знания


 Торговля в Срединном государстве не входила в число полезных занятий. На первом месте всегда находились земледельцы, которые кормили страну, на втором — ремесленники, а на третьем — ученые. С древних времен в Поднебесной расцвела свобода мысли и родились основные философские течения. Об этом речь в книге Владимира Малявина "Империя ученых". Многочисленные войны и распри побудили людей обратить свой взор назад, в историю, к предкам. Как раньше было при династиях Ся, Шан, Чжоу? По их мнению человек должен был постоянно повышать свой моральный уровень и Небо будет служить ему.

Нынешними словами можно сказать: "Человек хозяин своей жизни" Исполнение ритуала, определенного Небом, есть основа основ поведения человека. Ритуальная практика требовала и ежедневного обновления ("жи синь"). В жизни нет ничего не изначального. Все имеет свои корни - "У императора Шэньнуна не было разлада тела с духом, он пестовал в себе доброту и искренность сердца". Тогда и шло все своим чередом, по порядку, законы были малочисленны и мягки. Управление миром осуществлялось от сердца к сердцу». Так утверждали ученые.
Конфуцианство возникло только потому, что люди перестали соблюдать правила благочестия и поведения. Обряды утратили свою святость. Люди отринули Небо, а значит природные правила жизни. "Если сам прям, то люди будут слушаться и без приказаний".

Исправление имен - это точное определение понятий, содержание слов, которыми излагаются правила и предписания. Первое из них - смирение, человек должен быть послушен. Более того, герой древнего Китая был сокрыт в глубоком уединении.
Что же самое разумное в мире? Мо -цзы определил так: "То что человек любит, то что ему полезно и выгодно". Он же предложил установить общественный стандарт и учености предпочитал образованность.
Даосизм возник (сформировался как учение) много позже. Вот что говорил Чжуан-цзы: "Быть открытым для всех и не иметь пристрастий, непрестанно меняться и ничего не желать для себя, жить как живется и не иметь для себя отвлеченных правил, следовать всякому влечению без колебаний, не умствовать прежде времени, не строить расчетов, полагаясь на свои знания, не выбирать среди вещей...."
Даос хранит спокойствие среди волнующейся пучины жизни. Он знает, что желающий владеть миром, не удержит его.

Служба - это что за один день сто сражений. Так говорил Хань Фэйцзи.
Чтобы хранить государства нужно уметь слушать горькую правду в глаза и поменьше командовать. В древнем Китае император издавал указ о начале весеннего сева, когда люди и так знали когда и что делать. И тогда в отдаленных краях два дня службы считались за три.
Людьми до сих пор движет принцип "Тайпин" - "Великого поравнения", то есть равенства. Гу ли - это бывшие служащие. Отсюдова гулить, значит сидеть дома и ничего не делать. В середине II века был введен закон, запрещающий чиновникам служить по месту рода. Пропагандировали бескорыстие служащих, в почете были сыновья, что отказывались от наследства. Причиной коррупции считали низкие ставки, ратовали за сокращение штатов, выступали против тех "кто своей роскошью соблазняли слух и зрение". Развелось много бездельников. Мало кто работал в поле, все ударились в торговлю. Бедность рождалась из богатства.
Поздняя Хань перестала быть единым обществом и распалась на локальные группы. Дувей - военный губернатор.  Государственные должности продавались. Денег не хватало, а на содержание гарема тратилось 200 млн. монет. Тогда говорили, что "ходьба побеждает холод, а покой - жару. Спокойствие создает порядок в мире". Войска же бунтовали.
 
Ученые (шидафу) занимались  укреплением общества. Про них говорили: "Не бывает "ши" без широты ума и твердости духа. Его ноша тяжела, а путь его долог..." Учение Дао - понималось, как стремительный водный поток. Оно призывало к "кэ цзи" - к преодолению самого себя, преодолению иждивенческих привычек (смеси эгоизма и дикости), мира вульгарной обыденности. Исправление мира начинается с исправления себя. Иди позади, не забегай вперед и помогай отстающим.
Слой ученых «ши» возник в эпоху «Сражающихся царств» («Чжань го»). Они делились на деревенских, уездных, старших ши - областей и округов и государства. Были и странствующие ши. Были и такие, которые предпочитали стоять в середине, выделяли притаившихся и незаметных. Уже тогда у китайцев была привычка сидеть поджав под себя ноги - явное влияние персидского Запада.

Кто был недоволен режимом правителей, ударялся в отшельничество. А «умеющие шагать, не оставляли следов». Кажется это написано в оде отлученного Цюй Юаня ("Ли сао"). Доля умных и ученых во все времена едина - быть отторгнутыми и жить, "странствуя душой, а не вещами". Жизнь среди природы и наравне с ней стало прообразом "чжэнь" истинного пути ученых.
Кончилось это тем, что в 184 году н.э. вспыхнуло восстание "Желтых повязок". Настало время 34 летнего офицера Цао Цао, его отец был приемным сыном  влиятельного евнуха, занимавшего высокие должности при дворе. К 208 году Цао Цао завладел всей центральной равниной и присвоил себе звание канцлера, затем стал гунном Вэй, а потом и ваном (князем). Умер в 220 году в Лояне, который он сделал столицей. Началась эпоха «Троецарствия».

Историю «Троецарствия» прославили не ученые, а врач Хуанфу Ми. Он многие снадобья испытывал на себе. Выпив однажды лекарство "Ушисань" - "Пяти камней", чуть не отравился.
Как указано в книге целителя, путем иглоукалывания,  точка «мин» на шее, помогала при лечении головной боли, насморка и кашля; точка "шангуан" находилась на голове в области уха, воздействие на нее помогало восстановить слух; "байхуэй" - точка в области темени. Она являлась одной из главных и с ее помощью лечили паралич. Точка "шэньмэн" располагалась на лбу. При воздействии на нее лечили склероз, болезни сердца, бессонницу. Всего таких точек Хуанфу Мин описал 649. А традиционная китайская медицина знала 36 видов пульса. Врач родился в 215 году, а умер в 282.


Рецензии
Очень познавательно. Понравилось. С уважением,

Александр Смирнов 83   30.04.2018 16:09     Заявить о нарушении